Цифры выглядят так: в Украине малым и средним бизнесом занимаются несколько миллионов человек. Госреестр утверждает, что отчеты в качестве субъектов предпринимательства сдают 6 миллионов предприятий – ЧП без образования юрлица, частных предприятий и т. п. Реально «живых» наверняка вдвое меньше –в Украине крайне сложно ликвидировать бизнес, так что подавляющее большинство неработающих СПД просто числятся в реестрах и сдают нулевые декларации. Так что остается около 3–3,5 живых СПЛ, из которых 90–95% по-прежнему отчитываются на бумаге. Пока Государственная фискальная служба (ГФС) открыто не говорит о планах перевести всех на электронную отчетность принудительно, но именно к этому все и идет, похоже.
Во-первых, уже в тестовом режиме обкатывается система «Единое окно подачи электронной отчетности». Она позволяет формировать отчетность, подписывать документы и шифровать их. Причем, еще в августе Кабинет Министров спешно перенес срок запуска системы с марта 2015 года на 1 декабря 2014 года.
Во-вторых, с 1 января 2015 года в обязательном порядке придется подавать электронные отчеты и по налогу на добавленную стоимость, равно как и налоговые накладные. Эта норма закреплена законом №1621-VII, который вступил в силу в июле 2014 года.
«Кроме того, сейчас идет полная перестройка службы, увольнение сотрудников, оптимизация расходов. Поэтому ресурсов для обслуживания очередей попросту не хватает. Выход – переход на «электронку». Хотя мы опасаемся, что от этого будет лишь больше вреда, чем пользы», – признался «Деньгам» Герман Титов, директор одного из сервисных центров, который обслуживает налогоплательщиков.
Опыт без ошибок
Перевод на электронную отчетность – шаг вполне разумный. По этому пути пошли как страны Западной Европы (например, в Германии она обязательна для всех), так и некоторые государства бывшего СССР. Но то, что хотят осуществить в Украине меньше чем за год, требует в разы больше времени. В Казахстане, к примеру, автоматизация сдачи налоговой отчетности началась еще с 1999 года. А окончательное ее внедрение произошло в 2003-м.
«Необходимы ИТ-технологии, которые имплементируются достаточно долго. Какие-то элементы, конечно, могут быть внедрены уже сейчас. Но, к примеру, у Грузии переход на е-отчетность занял почти пять лет», – рассказывает Тарас Козак, координатор группы «Налоговый кодекс» гражданской платформы «Новая страна» (совместно с ней «Деньги» проводили «круглый стол» по налоговой реформе).
Реализовать в Украине подобный проект «с колес»? Вполне возможно, хотя накопленный опыт свидетельствует: с переходом отчетности в онлайн налоговая справляется неважно. В свое время налоговая (тогда еще Госналогслужба) начала раздавать электронные ключи предпринимателям совершенно бесплатно. Равно как и предоставлять услуги по приему отчетности (с помощью специального сервиса iFin Zvit). Однако мощностей для этого катастрофически не хватает.
Сейчас – в сентябре 2014 года – ГФС обслуживает около 2 млн налогоплательщиков, но не слишком справляется с тем объемом данных, которые проходят через сервера Службы.
«Очереди» даже в подаче электронной отчетности – это действительно факт. Они возникают, когда скорость получения файлов серверами падает по причине получения отчетов от большого количества налогоплательщиков», – отмечает юрист юрфирмы «Ильяшев и Партнеры» Андрей Сидоренко.
Кроме того, не стоит забывать, что с 2014 года нагрузка на сервера ГФС значительно выросла, поскольку они обслуживают почти 300 тыс. кассовых аппаратов, которые передают данные кассовых лент в онлайн-режиме. Из-за этого количество сбоев лишь увеличилось. Но страдают от этого исключительно налогоплательщики.
«У меня уже было два случая, когда отчет не проходил вовремя из-за перегруза серверов. В итоге, я опаздывал с подачей декларации, и меня каждый раз штрафовали. Инспекторы лишь пожимают плечами, и ничего не хотят слушать. Не сдал – твоя вина», – рассказывает предприниматель из Киева Николай Радченко (реальный случай, фамилия изменена).
Кроме того, с 2015 года у фискальной службы работы станет еще больше: в связи с обязательно подачей электронных отчетов по НДС появится около 4 млн. новых абонентов.
Ищем со стороны
«Если проблему можно решить за деньги – это не проблема, а расходы. Поэтому что мешает ГФС обновить свою техническую базу?», – отмечает руководитель налогово-юридической практики «EY в Украине» Владимир Котенко. В условиях тотальной экономии бюджетных средств вполне резонно рассчитывать на то, что ГФС решится на радикальное техническое переоснащение – то есть, на единовременные расходы. А потом начнет получать выгоду от снижения затрат на персонал и станет собирать налоги и сборы более эффективно благодаря автоматизации обработки и анализа отчетности.
Второй вариант потребует дополнительных затрат – но уже из карманов бизнесменов. Это если услугу по подаче электронной отчетности переложить на плечи независимых компаний, которые имеют право выдавать электронные ключи для подписи отчетности, предоставляют программное обеспечение для создания отчетов, и организовать полную систему электронного документооборота.
В Украине подобные услуги можно получить у компаний «Сигнис», M.E.Doc., «Ключевые системы», и упомянутой уже iFin. «В среднем затраты по подаче отчетности для юридических лиц составляют 700–800 грн./год, для ФОП – 300–400 грн./год», – рассказывает руководитель авторизированного центра сертификации ключей «Ключевые системы» Ирина Кокора.
Хотя издержки могут быть еще меньше. Например, за 130–150 гривен в год можно получить ключи и ПО для сдачи отчетов в ГФС, Пенсионный фонд, Комитет статистики. За 300 гривен – формирование и подачу практически любых отчетов, проверку отчетности на наличие ошибок, а также техническую и бухгалтерскую поддержку.
Когда мы говорим о прелестях аутсорсинга для услуг по приему отчетности онлайн, остается единственный, но крайне деликатный вопрос: с какого перепугу бизнес должен платить отдельные деньги за право отчитаться о своих налогах? Это выглядит малость диковато. А ссылки на «зарубежный опыт» – дескать, в развитых странах отчетность онлайн сдают за плату… Откроем секрет: в нормальных странах платят за подготовку отчетов, там широко развита сеть налоговых консультантов и аутсорсинг работ по бухгалтерскому учету. За это и платят, на самом деле.
На темной стороне
Заместитель директора по работе с ключевыми клиентами и развитию партнерской сети iFin Андрей Грищук уверяет, что через их систему работают около 300 тыс. налогоплательщиков. Аналогичную цифру приводит директор компании «Сигнис» (разработчик системы «Соната») Сергей Черноус.
Но захочет ли бизнес массово платить за то, что бесплатно сейчас – большой вопрос. Добавим: а он за это платить вообще-то и не должен. Сдача отчетности онлайн – крайне выгодное для госбюджета в целом и ГФС решение. Появляется возможность автоматизировать контроль и сократить персонал. Освобождаются ресурсы и увеличиваются налоговые поступления. Из этого потока точно можно выкроить те скромные суммы, необходимые для закупки серверов и организации фискальных дата-центров.
К тому же, надо учесть, что не все компании предоставляют универсальные ключи. Например, ЭЦП (электронная цифровая подпись) может использоваться только для сдачи отчетов в ГФС и статистики (например, M.E.Doc.). В то время как у других есть выбор онлайн и оффлайн софта, а также ключи для других сервисов. Например, для обмена с веб-порталом госзакупок, интеграцией с 1С (подобный функционал у «Ключевых систем»).
Также поставщики подобных услуг не признаются, кто будет отвечать за возможные сбои в системе. С большой вероятностью, налогоплательщик. Ведь ГФС вряд ли будет интересоваться, почему не пришел отчет. А значит, если провайдер не сможет дать нормальный функционал и техническую базу, штрафов все равно не избежать.
«Любой аутсорсинг хорош при условии, что будет открытая система отбора компаний, и прописаны конкретные условия работы подрядчиков. Их обязательство реагировать на проблемы, поддерживать работоспособность системы, четко прописанные условия наказания за нарушения, обоснованная стоимость услуг и конфиденциальность», – объясняет генеральный директор IT-компании «Медиа-Трейд Украина» Сергей Блажевич.
К тому же, принудительный перевод бизнеса на электронную отчетность не даст желаемого эффекта. Это показал упомянутый уже пример с кассовыми аппаратами и передачей их данных онлайн на серверы ГФС. Штрафы, безусловно, вырастут, а недовольство со стороны предпринимателей – еще больше. Поэтому о тотальном переходе на онлайн-декларирование для всего бизнеса можно говорить только при наличии всей технологической базы, а также достойных альтернатив бесплатным услугам ГФС.
Запускаем сдачу электронной отчетности
Действия | ГФС | Частные центры сертификации |
Затраты времени | Затраты времени | |
Выбрать компанию-провайдера и тарифный план | Нет | 1 час |
Подать пакет документов и получить электронный ключ: - заявление на регистрацию - заявление-присоединение к договору об ЭЦП - копию паспорта заявителя - копию справки о присвоении идентификационного кода (для юрлиц также – копию устава и документы, подтверждающие полномочия директора) | от 1 дня до 1 месяца | 2 часа |
Оплатить услуги провайдера (на год) | Нет | 1 час |
Загрузить программное обеспечение (с сайта ГФС или провайдера) | 15 минут | 15 минут |
Зарегистрировать в приложении электронный ключ | 15 минут | 15 минут |
После импорта сертификатов, начать работу | 30 минут | 30 минут |
Итого затрат времени на старт | Не менее 2–3 дней | до 1 дня |
Итого затрат денег, в год | Нет | от 130 до 800 гривен |