Валютный рынок – в панике. В пятницу 8 августа на межбанке котировки достигали 13,9 грн./доллар. Нацбанку пришлось выйти на рынок с котировками 12,45/12,6 грн., чтобы успокоить панические настроения и попытки спекуляций. «Рынок – очень узкий, объемы продажи, по данным НБУ, в среднем в диапазоне 300–350 млн. долл. Поэтому интервенция, например, 5 августа в размере всего 69 млн. долл. остановила движение вверх на уровне 12,40/12,50. Продавал НБУ – более 40% от заявки», – объясняет специалист банка «Финансы и Кредит».

Впрочем, кивать только на «психиатричность» складывающегося курса – весьма сомнительная идея, в стране – военные действия, это влияет вполне фундаментально и на ВВП, и на экспорт с импортом. Что делает в этой ситуации НБУ? Его глава Валерия Гонтарева заявила 8 августа «Деньгам», что для курса «ориентиров и коридоров не будет, но Нацбанк будет выходить на рынок с рыночными котировками». Также НБУ намерен тщательно следить за спекулянтами, и в случае выявления таковых, применять административные меры – отключать от валютных торгов. Правда, постановление о праве Нацбанка отключать банки от межбанковского рынка НБУ не так давно отменил. Однако все идет к тому, что его вернут. Хотя Валерия Гонтарева заявила 8 августа, что постарается воздержаться от жестких административных мер.

Уходят в зелень

Паническая скупка валюты? Да, возможно и так. И началась она еще в июле. По данным Нацбанка, в июне банки купили у населения 437,7, а продали гражданам 335 млн. долл. В июле же население принесло в банки 467,3 млн. долл., а купили граждане 675,1 млн. долл. Конечно, есть в июльской цифре и сезонная скупка долларов-евро для отпусков за рубежом, однако велика и доля панического «увода» накоплений в валюту в ожидании дальнейшей девальвации. Но инициатор – не население, конечно. Истерика стартует на рынке безналичной валюты.

Банкиры отмечают, что, учитывая среднедневное поступление экспортной выручки на уровне 200–250 млн. долл. США, отсутствие на рынке НАК «Нафтогаз» с большими объемами и дальнейшее снижение неэнергетического импорта, для существенного изменения курса нет никаких предпосылок. И все же гривна падает. Причина – нестабильная политическая ситуация, которая вызывает негативные ожидания, провоцируя экспортеров доллары «попридержать», инвесторов -– проекты заморозить, импортеров – оплачивать контракты «вперед».

МВФ поможет

Успокоить валютный рынок может очередное поступление валюты извне, то есть второй транш от МВФ в размере 1,4 млрд. долл. По словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, вопрос дальнейшего финансирования Украины Совет директоров Международного валютного фонда рассмотрит на заседании 29 августа. «Все условия (для выделения второго транша) выполнили», – подчеркнула г-жа Гонтарева. Кстати, в рамках выполнения условий МВФ правительство обязано предпринять меры по капитализации НАК «Нафтогаз Украины», и Кабмин уже поручил Министерству финансов осуществить выпуск ОВГЗ на сумму 63,3 млрд. грн. для докапитализации НАК. После увеличения уставного капитала компании на 63,3 млрд. грн. акции допэмиссии будут обменяны на ОВГЗ. Облигации Нафтогаз, согласно уставу компании, сможет использовать в своей хоздеятельности, в том числе приобрести за средства, полученные от ОВГЗ, 3,1 млрд. долл., которые будут использоваться «по решению Кабмина». Скорее всего, эта сумма пойдет на оплату долгов НАК «Нафтогаз Украины» перед поставщиками газа, в том числе на оплату злосчастных контрактов с Газпромом. Для валютного рынка приобретение НАК долларов означает одно: вероятность очередного проседания гривны, если, конечно, НБУ вовремя не вмешается с интервенциями.

Товары и долги

Среди негативных факторов, влияющих на курс гривны, – объем экспорта. Госстат отрапортовал, что за январь–май экспорт товаров из Украины сократился на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 24,2 млрд. долл., тогда как импорт – на 18%, до 23,7 млрд. долл. Импорт уменьшился самым естественным образом – в связи с девальвацией импортировать «все подряд и много» стало попросту убыточно. А вот что с экспортом, это – другой вопрос. С одной стороны, РФ постоянно препятствует поставкам украинских товаров на свою территорию, а рынок этой страны – один из главных рынков сбыта для многих компаний. Хотя и преувеличивать его значение не стоит. Да, падение экспорта наблюдалось и в 2013 году – на 9,1%. Однако, учитывая нынешние темпы снижения объемов, экспорт, по итогам 2014 года, может просесть минимум на 12–14%.

Мало экспорта – мало валюты на межбанке, и даже норма об обязательной продаже 50% валютной выручки не спасает. А значит, Нацбанку придется для удержания курса продавать много из собственных запасов. Эти запасы – не безграничны. По данным НБУ, на 1 августа международные резервы составили 16,7 млрд. долл. Это – на 1,1 млрд. долл. меньше, чем по состоянию на начало июля. Прежде всего, потому, что в июле Украина погасила более 1,1 млрд. долларов внешних долгов, из них 648 млн. долл. – это платеж в пользу МВФ.

В августе–декабре предстоит немало выплат по внешним долгам (см. график), что также будет оказывать давление на валютный курс. Поэтому осенью гривна вполне может пережить ослабление до нового уровня. Пока этим уровнем считается 13–13,5 грн./долл. Однако пессимисты говорят – будет почти 15.

 


Мнения о курсе

«Мы ожидаем дальнейшую девальвацию, возможно, осенью 2014 года курс достигнет 15 грн. за доллар. Сейчас мы не видим существенных реформ по улучшению бизнес-среды, очень сложная ситуация с экспортом», – Юрий Мезинов, директор компании «МегаЛенд».

«Мне поступала информация, что девальвация продолжится, причем, курс даже может превысить 15 грн. В первую очередь, влияет, конечно, военная ситуация. Из-за девальвации все дорожает, и у меня нет ощущений, что в стране есть деньги. Из-за курса резко упала платежеспособность среднего туриста, происходит спад деловой активности», – Оксана Савченко, директор турфирмы «Пятница».

«Постоянные скачки курса не дают возможности планировать деятельность большинству компаний, а особенно тем, которые имеют отношение к экспорту и импорту. Очевидно, что стабильность курса в Украине будет следствием стабилизации политической и экономической ситуации в стране. Прогнозировать, когда это произойдет невозможно, но хочется верить, что в 2014 году», – Ярослав Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы «НИКО Менеджмент».

«Внутри компании решено не принимать во внимание политические факторы курсообразования. Вместо гаданий, учитываем, что свободное курсообразование приведет к постепенному росту курса доллара и евро в связи с паритетом уровней инфляции, то есть до 10% за второе полугодие. С надеждой смотрим на вероятность роста экспорта украинских товаров. Это будет играть на укрепление гривны», – Виктор Прудковских, директор таможенно-брокерской компании «ШЕРП».

«Оптимизма нет. Сегодняшняя девальвация связана с паникой. Осенью ситуация будет напряженной, ожидаем сокращения валютной выручки, но осенью активизируются импортеры, и вырастет спрос на валюту, он превысит предложение. Это может повлиять на дальнейшее ослабление гривны. К тому же, на сентябрь–ноябрь приходится погашение долгов Украины по ОВГЗ, а это – большая нагрузка. Предоставление второго транша МВФ может улучшить ситуацию. Но самые важные факторы, которые будут влиять на курс, – это торговый баланс и возможное продолжение АТО», – Игорь Краса, финансовый директор компании «Текстиль-Контакт».

* Учтены платежи по внешним займам – номинированным в валюте ОВГЗ, еврооблигациям и платежам в рамках программы с МВФ, использованы данные USAID.