Начинающие предприниматели могут начать свое дело практически без взяток. Зато те, кому нужно ликвидировать бизнес, вынуждены платить все больше.
В теории даже лентяй способен оформить бизнес легально, потратив на это пару недель и несколько сотен гривен. Но на практике будущих предпринимателей, равно как и тех, кто сворачивает деятельность, ожидает немало препятствий. «Я открывал мини-маркет. Помещение было не в жилом доме, а отдельно стоящее, поэтому потребовало дополнительной волокиты. Знал бы, что получение всех необходимых разрешений и справок потянет из меня столько денег на взятки, не ввязался бы», – рассказал «Деньгам» владелец продуктового магазина в Шевченковском районе Киева Вячеслав Шостак.

На этапе регистрации поборы в основном касаются предпринимателей, которые, имея регистрационную карту, не торопятся встать на налоговый и пенсионный учет. Поэтому не исключено, что придется откупаться от вредности инспектора. Ее легко усмирить скромным подарком в виде «конфеты / бутылка шампанского» или пачкой бумаги.

Поводов для придирок к ООО больше. Это и отказ принимать устав (часто по формальным причинам), и претензии к протоколу о назначении руководства, и к юридическому адресу регистрации бизнеса. «В этом случае выбор простой: либо возить «бумажки» несколько раз, пока их не примут в налоговых органах, либо «отблагодарить» инспектора суммой в 500–1000 грн. и решить проблему сходу», – уверяет предприниматель Николай Кибовский.

Однако по сравнению с 2013 годом коррупционный груз на этапе создания бизнеса значительно снизился. Оно и понятно: желающих «стартовать» сейчас значительно меньше. Но зато с предпринимателей, получивших легитимный статус, как и прежде дерут по полной.

Не по мелочи

Большинству бизнесменов приходится иметь дело с представителями пожарной и санитарной служб. Неважно, идет речь о торговой точке или офисе.

Пожарники, к примеру, будут требовать наличие схемы эвакуации из здания, огнетушителя, противопожарной сигнализации, аварийного выхода и т. д. Если хоть в одном из пунктов они найдут несоответствие своим нормам, «добро» на пользование офисом не дадут. «Поэтому проще заплатить 1–2 тыс. грн. и спать спокойно. Тем более что чаще двух раз в год представители пожарной службы, как правило, не наведываются», – рассказывает киевский предприниматель Роман Вишнев. Хотя для крупных предприятий проверки так дешево не обходятся: иногда можно «влететь» на 15–20 тыс. грн.

И все же надо попытаться привести помещение в соответствие с требованиями контролеров – для собственной же безопасности.

Сотрудников санэпидстанции предприниматели называют не иначе, как «коршунами». Особенно боятся этих людей владельцы магазинов, парикмахерских, кафе, баров, ресторанов, автомоек, а также производители пищевых продуктов.

Начинающих предпринимателей СЭС любят особенно. Представители этого ведомства понимают, что бизнесмен готов заплатить любые деньги, лишь бы его работу не заблокировали. Ведь СЭС вправе не только штрафовать, но и опломбировать помещение до устранения найденных нарушений. Даже если нарушения нашлись только в воображении проверяющих.

Противостоять санстанции очень сложно. Придраться могут к чему угодно: чистоте окон, свежести продуктов или уровню шума в помещении. «Порой доходит даже до того, что «санитары» приходят под видом тайного покупателя. Заказывают обед, а после показывают удостоверение и требуют подтвердить свежесть всех ингредиентов, из которых были приготовлены блюда», – делится опытом владелец кафе в Голосеевском районе Киева Иван Яблоков.

Как правило, для решения вопроса о мелких нарушениях достаточно взятки в 500–1000 грн. Если же провинность более серьезная, то сумма может вырасти в несколько раз. «Мы поздно заметили, что сточные воды уходили не в канализацию, а в грунт. Соседи пожаловались, что мы загрязняем почву, и вызвали СЭС. Те брали пробы, что-то анализировали и в итоге потребовали свернуть бизнес или заплатить 15 тыс. грн. взятки», – рассказывает хозяин автомойки в Чернигове Сергей Зеленянский.

Земля обетованная

Еще один внушительный участок для злоупотреблений – выдача различных разрешений. Перечень лицензий широк: начиная от строительства и туристической деятельности, заканчивая торговлей и перевозкой пассажиров. В реальности срок оформления разрешения может составлять от нескольких месяцев до года. Если же иметь в кармане лишние 5–10 тыс. грн., это время сокращается до 15–20 дней.

С земельными вопросами и землеотводом еще сложнее. Как правило, распорядителем земли в конкретном населенном пункте является местный совет. За его пределами – местная государственная администрация. Но не все города и поселки имеют генпланы, и поэтому определить местонахождение земельного участка бывает непросто. Это первое препятствие. Второе поджидает после обращения в городской совет или местную администрацию с заявлением на разработку землеотвода.

Дело в том, что это разрешение выдают по согласию представителей управления земельных ресурсов, градостроительства и архитектуры, СЭС, госуправлений по охране внешней среды и культурного наследия. В целях сокращения времени на беготню по кабинетам уже несколько лет вопрос землеотвода согласовывает комиссия, в которую входят представители всех этих органов.

Но зачастую заявителя попросту не ставят в известность о том, когда именно заседает комиссия. Хотя ответ – положительный или отрицательный – владельцу бизнеса должны озвучить в течение месяца. Кроме того, все еще случается, что желающего получить землю отправляют по каждому из кабинетов, мимо комиссии.

В итоге процесс получения разрешения на землю может затягиваться на долгие месяцы. Цена его ускорения – от 10–30 тыс. грн. до 100–150 тыс. грн. А иногда и выше. Например, для участков, у которых есть проблемы с документами или они не соответствуют генплану.

Нужно строить офис? Добро пожаловать в Государственную архитектурно-строительную инспекцию (ГАСК). Через нее оформляются разрешения как на строительство, так и на сдачу здания в эксплуатацию. И если не «занести» конверт с суммой, эквивалентной 50–100 тыс. грн., разрешение можно получать годами. Это же касается Госэнергонадзора, а также облэнерго, которые подключают к электросетям. Взятка в 5–50 тыс. грн. способна решить очень многие вопросы.

Конец близок

С закрытием бизнеса, как оказалось, не меньше сложностей. Предпринимателя или учредителей ООО не выпустят из-под надзора, пока они полностью не закроют все долги перед контролирующими органами.

Квитанции об уплате налогов за последние три года работы, оригиналы всех поданных отчетов за весь период работы, заполненная кассовая книга, первичная финансовая документация (накладные, счета, акты, квитанции, договора, чеки и прочее), выписка с банковского счета. Это далеко не полный перечень документов, который необходимо предоставить для ликвидации.

Такой дисциплиной могут похвастать единицы. Но даже при наличии всех бумажек представители госрегистратора или налоговой найдут, к чему придраться. А значит, придется выполнять капризы чиновников либо заносить «конверты».

«Процесс ликвидации, в отличие от регистрации, является сложной процедурой и может занимать от полутора до двух лет», – признается юрист международной юридической фирмы Integrites Юлия Зайченко.Только налоговый аудит затягивается подчас на год-три.

Если с бизнесом особых проблем не было, а компания или предприниматель исправно платили налоги, его закрытия можно добиться, потратив лишние 5–10 тыс. грн. на неформальные платежи. Однако в случае, когда висит большой объем непогашенных кредитов, штрафов, налоговой задолженности, а также присутствует имущество, которое не числится по документам, нужно приготовить пухлую пачку купюр. От 20–30 до 50–100 тыс. грн. Хотя даже такая сумма не гарантирует быстрой ликвидации. Она попросту поможет избежать давления со стороны ревизоров. Поэтому так часто предприятие не ликвидируют, а годами носят «пустые» отчеты.

Спешат на помощь

Упростить жизнь бизнесменам, которые озабочены ликвидацией, готовы многочисленные юридические компании. Достаточно лишь ввести в поисковой системе словосочетание «закрыть ООО или СПД». Прайсы самые разнообразные. Как правило, обещают ликвидировать бизнес в течение 3–4 месяцев всего лишь по цене 2000–2500 грн. Но соблазняться не стоит. За каждый несданный отчет, неуплаченный налог и платеж, проведенный мимо кассы, придется раскошелиться. Так набежит сумма, очень близкая к той, которую придется уплачивать при самостоятельной ликвидации. Исключение лишь в том, что компании, предлагающие подобные услуги, берут на себя общение и договоренности с нечистыми на руку чиновниками. А значит фактически избавляют бизнесменов от угрозы получить статью за взяточничество. Кроме того, юристы помогут подготовить все необходимые для ликвидации документы. И сделают это профессионально. К слову, ускорение при регистрации бизнеса – услуга тоже распространенная. Но учитывая, что на первых порах особых сложностей нет, польза от такого «ускорения» невысока.

Сколько стоит открыть/закрыть бизнес?

Открываем СПД

Сумма

Сроки

Официально открываем

600 гривен

2-3 недели

Открываем с «ускорением»

700-1000 гривен

3-5 дней

Ориентировочная сумма взяток, связанных с получением разного рода разрешений и лицензий, оформления земельных участков, актов от СЭС и пожарной службы

от 15000-20000 гривен

 

Закрываем СПД

   

Закрываем официально

450 гривен

6-12 месяцев

Закрываем с «ускорением»

от 2000-2500 гривен

3 месяца

Ориентировочная сумма дополнительных взяток, связанных с получением актов сверок из налоговых органов, Пенсионных и прочих соцфондов, списанием штрафных санкций и т.д.

от 5000-10000 гривен

-

Открываем ООО

   

Официально открываем

800 гривен

1 месяц

Открываем с «ускорением»

1000-1600 гривен

5 дней

Ориентировочная сумма взяток, связанных с получением разного рода разрешений и лицензий, оформления земельных участков, актов от СЭС и пожарной службы

30000-50000 гривен

-

Закрываем ООО

   

Закрываем официально

1000 гривен

6-12 месяцев

Закрываем с «ускорением»

от 2000-2500 гривен

3 месяца

Ориентировочная сумма дополнительных взяток, связанных с получением актов сверок из налоговых органов, Пенсионных и прочих соцфондов, списанием штрафных санкций и т.д.

10000-25000 гривен

-

Суммы некоторых поборов при создании и ликвидации малого и среднего бизнеса

Ускоренная регистрация СПД в налоговых органах

300-500 гривен

Согласование устава ООО

500-1000 гривен

Разрешение пожарного надзора

1000-3000 гривен

Откуп от плановой/внеплановой проверки «пожарников»

1000-10000 гривен

Откуп от проверки в СЭС

от 500-1000 гривен

Получение лицензии на тот или иной вид деятельности

5000-10000 гривен

Положительное решение о землеотводе

10000-150000 гривен

Получение разрешения ГАСК на строительство

50000-100000 гривен

Получение разрешения Госэнергнонадзора и облэнерго

от 5000-10000 гривен

Устранение спорных моментов при закрытии бизнеса (отсутствующих отчетов, кассовых книг, «висящих» налогов и штрафов)

от 5000-15000 гривен