В Киев 24 июня прибыла делегация Международного валютного фонда. Ревизоры предполагали пробыть в Украине до 3 июля, однако сперва продлили срок пребывания до 4-го, а потом и еще на пять дней – до 9 июля. «Учитывая быстрые темпы развития событий и многочисленные вопросы, требующие обсуждения с правительством», – так объясняют в украинском представительстве МВФ задержку инспекции. Выводы, сделанные по итогам диалога миссии с правительством и главой НБУ, повлияют на решение МВФ о выдаче второго транша в размере 1,41 млрд. долл. из двухлетней программы stand-by для Украины в размере 17,1 млрд. долл.
Бюджетный вопрос
Прежде всего, ревизоры из МВФ должны проверить макроэкономические показатели на соответствие оговоренным в меморандуме, а также изучить состояние реформ и бюджета Украины. «Особое внимание будет уделено состоянию реформирования экономики и вопросу выполнения показателей бюджета. Миссия проанализирует как текущее состояние выполнения бюджета (январь–май 2014 года), так и в перспективе до конца года», – лучится оптимизмом Министерство финансов Украины. Это официально. А на самом деле с бюджетом ситуация – весьма непростая. С одной стороны, еще в конце марта правительство сократило доходную часть бюджета на 24,7 млрд. грн., а расходную – на 23,8 млрд. грн. при дефиците 68,5 млрд. грн. Этот дефицит допускается условиями программы фонда (не выше 4,5% ВВП). Плохая новость в том, что указанные данные, скорее всего, придется менять. Арсений Яценюк уже заявил, что правительство хочет откорректировать бюджетные показатели, учитывая рост расходов на оборону.
Кроме того, начиная с мая, резко стали ухудшаться цифры в доходной части бюджета: если суммарно за полгода доходы превысили прошлогодний показатель более чем на 8%, то в июне цифра доходов была ниже июня-2013 почти на те же 8%.
Требования МВФ по повышению коммунальных тарифов уже выполнены Украиной. Ведь тарифы на газ для населения повышены с мая на 48–63 %, а расценки на тепло с июля выросли на 40%.
Как и ожидалось, наибольшие сложности в стране вызывают такие требования Фонда, как борьба с коррупцией и эффективность судебной системы. Да, парламент уже принял новую редакцию закона о госзакупках, но, пожалуй, на этом процесс усовершенствования работы госаппарата с помощью новых законодательных инициатив и закончился. «К сожалению, два десятка законов, которые внесены Кабинетом Министров, не получили поддержку парламента», – заявил Яценюк. Но Фонд на это глаза закроет наверняка.
Фокус на банки
В фокусе внимания миссии МВФ – банковский сектор, его стабильность, а также гибкий валютный курс. Если с курсом все более-менее ясно, то стабильность банковского сектора под большим вопросом. По словам нового главы НБУ Валерии Гонтаревой, продолжается стресс-тестирование 35 крупнейших украинских банков, на которые приходится 80% активов банковской системы страны. Валерия Гонтарева сообщила, что крупнейшие 15 банков, результаты стресс-тестов которых появятся первыми, уже имеют значительные сформированные резервы, однако серьезной проблемой является ситуация с их активами в Крыму, а также в Донецкой и Луганской областях.
В переводе на обычный язык: на подходе введение временных администраций в нескольких банках, в том числе из группы крупных/крупнейших, а кроме того, от собственников ряда банков будут требовать долива капитала.
Читайте также: Рейтинг надежности банков после кризиса
Еще один вопрос, затронутый представителями МВФ в общении с главой НБУ, – переход от жесткого фиксирования курса к таргетированию инфляции. По данным Нацбанка, уже разработан план-график внедрения режима на 12 месяцев, а по итогам 2014 года инфляция может достигнуть 17–19% (прогноз-оценка НБУ).
Курс не дрогнет
Хотя на момент сдачи номера «Денег» в печать официальных результатов работы миссии МВФ в Украине и не могли огласить, но у нас есть основания полагать, что решение о выдаче второго транша будет положительным. Конечно, не только оттого, реализуются все изменения, предусмотренные меморандумом с МВФ. В Фонде прекрасно понимают, что в нынешней чрезвычайной ситуации Украина не может реализовывать реформы мгновенно, но, в то же время, страна остро нуждается в финансовой поддержке. И, конечно, наряду с объективными мотивами (выполнили/не выполнили требования меморандума) главную скрипку сыграют все же мотивы политические.
Конечно, получение второго транша не гарантирует укрепления гривны. Война давит на экономику и финансы страны, так что до окончания событий на востоке ждать укрепления курса не стоит.