Скажем прямо – наибольшая опасность для налоговой реформы проистекает от налоговых органов. В Украине столь жуткая налоговая система потому, что ее реформированием и «подкручиванием» занимались сами фискальные органы. Естественно, менять в лучшую для экономики и налогоплательщиков сторону никто не мог и не хотел. Ведомства боролись за расширение собственной зоны комфорта и увеличение возможности для коррупции.

У нас есть шанс поменять все коренным образом. Поэтому редакция совместно с инициативной группой при Министерстве экономического развития и торговли Украины и гражданской платформой «Нова Краина» собрались для того, чтобы обсудить приоритеты и принципы налоговой реформы.

Время упрощать

Увы, при нынешнем уровне коррупции и бюрократии ликвидировать напряженность между фискальными органами и налогоплательщиками крайне сложно. «Например, справку, оформления которой нужно ожидать около трех недель, за «вознаграждение» можно получить в течение трех дней. О каком соблюдении законов может идти речь?», – резонно отмечает директор по юридическим вопросам компании «Авика» Ольга Ларина.

Поэтому нужно усилить ответственность должностных лиц за неправомерные решения. Вплоть до запрета занимать определенные должности в течение некоторого времени. «За каждое решение и налогоплательщика, и налогового инспектора должна быть предусмотрена ответственность», – считает президент инвестгруппы “Универ", координатор налогового направления ГП «Нова Краина» Тарас Козак.

Тарас Козак, президент инвестгруппы “Универ"

«Все изменения возможны только под влиянием внешних сил. И одна из таких сил – общество».

Также надо упростить отчетность в целом и сократить частоту ее подачи. В идеале – сделать год единым налоговым периодом для всех. Нередко налоговые органы требуют все новые и новые документы, затягивая проверки и усиливая давление на плательщиков. Путь решения – внедрение онлайн-отчетности и электронного документооборота, а также унификация налоговых документов. «Для этого необходимо создание так называемого единого первичного документа, который будет соответствовать требованиям закона «О бухгалтерском учете», и введение единого счета для уплаты налогов», – настаивает управляющий партнер международного правового центра Eucon Ярослав Романчук. 

Вера Генина, бизнес-консультант компании “Хедлайт”: «Необходимо сформировать один единственный отчетный документ, который будет отвечать требованиям МСФО».

Кроме того, нужно сделать систему штрафов и санкций более эффективной. В этом показателен опыт Польши, где штрафуют исключительно злостных неплательщиков. Все остальные получают лишь предупреждения. Еще одна проблема – двойственность правосудия, неоднозначные трактовки норм законов. «В судебной системе должно быть больше предсказуемости. Чтобы судебные инстанции низших уровней руководствовались рекомендациями не только Верховного Суда, но и Высшего административного суда», – отметила партнер юридической компании «Лавринович и Партнеры» Ирина Марушко. Если же есть двойственность – она должна толковаться исключительно в пользу налогоплательщика.

Резать и ликвидировать

«Задача налоговой системы – стимулировать экономику. И простота налогообложения – один из важнейших показателей инвестиционной привлекательности страны», – уверен координатор ГП «Нова Краина» Валерий Пекарь. Поэтому требуется сокращение количества налогов и сборов, а также их ставок. 

Валерий Пекарь, координатор ГП «Нова Краина»:

«Действующая налоговая система не стимулирует экономическое развитие, инвестиции, но зато провоцирует коррупцию».

Первый в этой череде – НДС, применение которого провоцирует массу злоупотреблений. «Поэтому мы предлагаем уменьшить ставку НДС при сделках между его плательщиками до 7%. А если речь идет о реализации физлицам – до 17%», – отметил эксперт Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский. Причем, с параллельным внедрением автоматического возмещения НДС, ликвидацией налоговых накладных.

Целесообразно пересмотреть и механизм взимания налога на прибыль. Перейти к налогообложению исключительно распределенной прибыли по ставке 10%.

В то же время, эксперты в один голос заявили, что упрощенную систему налогообложения критически важно вообще не трогать и оставить без изменений. По крайней мере, в ближайшем будущем.

Основные направления реформирования фискального сектора. Обобщение принципов и приоритетов, заявленных во время «круглого стола» «Денег»

Суть проблемы/задачи

Что с этим делать

Даты реализации

Гармонизация отношений ГНС (также ГТС) и налогоплательщиков

   

Документооборот по налоговой отчетности

Переход на электронный оборот, оставив право подавать бумажную отчетность малому бизнесу

С 1.01.2015

Соответствие внутренних документов ГНС положениям НКУ

Отмена/изменение внутренней документации ГНС

2014 год

Несоответствие разъяснений ГНС нормам НКУ

Отмена/изменение разъяснений ГНС

2014 год

Толкование налоговых норм

Передача этой функции Минфину или Комитету ВР по вопросам налоговой и таможенной политики

2014 год

Унификация первичных документов (договоров, накладных, актов и т. д.)

Отмена налоговой накладной, и возложение ее функций на счет-фактуру

С 1.01.2015

Единый счет для зачисления уплаченных налогов

Создание автоматизированной системы уплаты налогов и сборов в бюджет (т. н.Моя налоговая карточка)

до 1 июня 2016 года

Удлинение сроков налоговой отчетности

Для всех плательщиков – налоговый период – год

С 1.01.2015

Налоговые консультации

Индивидуальные – отменить, обобщающие – передать Минфину

2014 год

Планы проверок

Вписать в НКУ четкие критерии отбора субъектов, которые подлежат проверкам

2014 год

Камеральные проверки

Замена их сдачей электронных отчетов

2014 год

«Фактические» проверки

Отменить, усилив контроль деятельности, подлежащей таким проверкам

2014 год

Встречные сверки

Отмена

2014 год

Невозможность оспорить акт проверки в суде

Объединить акт проверки с выводами и налоговым уведомлением

2014 год

Реформирование института административного обжалования

Введение медиационной процедуры для урегулирования споров между ГНС и плательщиками. Либо передача рассмотрения жалоб Минфину или Минэкономики

2015 год

Персональная ответственность должностных лиц за принятие неправомерных решений

Внесение изменений в 1-й раздел в НКУ с запретом занимать определенные должности на конкретный период.

2014 год

Реформирование налоговой милиции (НМ)

Выведение НМ из состава ГНС, создание службы финансовых расследований, забрать эти полномочия у МВД и СБУ

2014–2015 годы

Право выбора типа проверки

Представителями ГНС или уполномоченным аудитором

2014–2015 годы

Внесение в Реестр досудебных расследований

Только после согласования налоговых обязательств (внесение изменений в ст. 214 КПК) 

2014–2015 годы

Исчерпывающий список оснований для проверок

Такой перечень четко оговорен ст.78 и 80 НКУ

Исполнять

отказ в приеме документов по формальным признакам

Запрет на такие отказы установлен ст. 49 НКУ

Исполнять

Четкий перечень оснований для запрашивания документов

Ст. 73 НКУ такой перечень установлен. Но необходимо запретить повторно запрашивать одни и те же документы/информацию

2014 год

Получение онлайн-справок в ГНС

Внесение изменений в НКУ и реализация электронного документооборота между госорганами

2015 год

Ликвидация двойственных решений судов

Изменения в Кодекс административного судопроизводства

2014–2015 годы

Штрафы и санкции*

Применение только к злостным неплательщикам налогов (изменения в НКУ), ликвидация статьи «доходы от штрафов» в законе о госбюджете

2014–2015 годы

Целевые показатели ГНС*

Ликвидация премирования за санкции, введение премий за правильность и полноту уплаты налогов

2015 год

Законодательные инициативы в фискальной сфере

Их совместное внесение Минфином, Минэкономики, бизнесом, общественностью

2015 год

Гармонизация налогового и бухгалтерского учета:

   

- отчетность по налогу на прибыль

Формируется на основании МСФО (изменения в НКУ и инструкции Минфина)

1.01. 2015

Реформа налоговой системы:

   

Отмена мелких налогов

Убрать неэффективные сборы путем внесения изменений в НКУ

С 1.01.2015

Компенсация мелких налогов

Увеличение пошлины на импорт автомобилей, повышение акцизных ставок, расширение базы налога на электроэнергию и природный газ

С 1.01.2015

Экологический налог

Отменить, установить жёсткие требования к соблюдению экологических норм

1.01.2015

Плата за использование природных ресурсов

Установить экономически обоснованные ставки

1.01.2015

акциз на ЦБ

отменить

1.01.2015

НДС

Введение НДС-счетов, снижение ставки до 7% при продаже плательщикам НДС, и до 17%, когда неплательщик работает с плательщиком

1.01. 2015

Единый соцвзнос

Уменьшение ставки до 18% (законопроект готов)

1.01. 2015

Налог на прибыль

Взимать только с распределенной прибыли по ставке 10%, в качестве компенсатора – ввести 1% налог на капитал (от стоимости основных средств)

1.01. 2015

Единый налог

Не менять

-