Действующие власти все-таки облекли свои планы по реформированию налоговой системы в конкретику. В распоряжении «Денег» оказалась концепция, которая призвана в корне изменить структуру, порядок начисления и взыскание целого перечня налогов и сборов. Понятно, что Концепция – это еще даже не законопроект. Документ еще будут обсуждать в правительстве, а потом – голосовать и править в Раде. Тем важнее налогоплательщикам уже сейчас знать о деталях и вмешаться, чтобы защитить свои права.
Авторы концепции, которые являются членами экспертных групп при Министерстве экономики, указывают на то, что цели реформы заключаются в уменьшении затрат на подготовку и подачу отчетности, а также уплату налогов; в упрощении администрирования; в отказе от «планов» по доначислению налогов и штрафов. Перестройка налоговой системы запланирована на 2014–2015 годы (детали – в таблице). При этом реформа предусматривает введение ответственности и контролирующих органов за нарушения во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Кроме того, будет сокращено количество обязательных проверок налогоплательщиков, а также создана служба финансовых расследований. В целом же Украина должна тянуться к странам, где количество налогов не превышает 10. В их число входят Германия, Китай, Испания, Норвегия, Швеция.
Мнение участника:
Валерий Пекар, Гражданская платформа «Нова Країна», член рабочей группы при Минэкономики:
Бизнес и гражданское общество требуют немедленных результатов. Поэтому основные усилия сейчас будут сосредоточены в той сфере, которую сравнительно легко и быстро можно изменить, – в сфере отношений между государством и налогоплательщиком (права и обязанности, процедуры администрирования, отчетность и проверки, обжалование и ответственность). Второе важное направление – уменьшение разрыва между бухгалтерским и налоговым учетом. Что же касается собственно налоговой системы (виды налогов, ставки, база налогообложения), то здесь быстрые изменения невозможны – нововведения могут быть лишь с 1 января 2016 года. В этой сфере больше вопросов, чем ответов. Сохранить ли сложный и коррупционно опасный НДС или заменить его налогом с оборота или с продаж – простым, не коррупционным, но и не стимулирующим эффективность и не соответствующим европейским стандартам? Как снизить фискальное давление на фонд оплаты труда? Да и возможно ли создать систему, единую для «старой» и «новой» экономик (условно для металлургии и программирования), где часть зарплаты в добавленной стоимости кардинально различается? Быстро можно разве что отменить несколько мелких налогов, дающих в бюджет сотые доли процента, но требующих затрат на администрирование.
Основные положения налоговой реформы в Украине
Налог | Суть изменений | Комментарий «Денег» |
НДС | - внедрение дифференцированной ставки НДС и ее снижение до 7% (при расчете между плательщиками НДС) и до 17% (при расчете между неплательщиками); - введение жестких сроков возмещения НДС, в том числе в автоматическом режиме; - открытие отдельных счетов для расчетов по НДС | Нужны на самом деле либо полная отмена, либо резкое снижение ставок вместе с ужесточением контроля. |
Единый соцвзнос | - снижение ставки ЕСВ с 36,77% до 18% (сроком на полгода для работодателей, готовых увеличить фонд оплаты труда вдвое) | ЕСВ должен быть снижен хотя бы до 18% для всех и без дополнительных условий. |
Упрощенная система налогообложения | косметические изменения с целью закрытия «налоговых» ям | Единый налог нужно совершенствовать, но не сужать область применения. И не усложнять отчетность. |
Налог на прибыль | - упрощение администрирования и контроля; - налогообложение только дивидендов, либо расходов, которые понесены за счет прибыли. | Нужно снижать ставку. Предложенный вариант администрирования – приемлем. |
Налог с продаж/оборота | внедрить | Категорически против внедрения налога с оборота наряду с сохранением НДС: или/или. |
Сбор за первую регистрацию транспортного средства | отменить | Упраздненные налоги будут компенсированы увеличением пошлины на импорт автомобилей, повышением акцизных ставок, расширением базы акцизного налога на электроэнергию и природный газ. В целом – здравая идея. Вопрос – в ставках замещающих налогов. |
Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства | отменить | |
Надбавка к тарифу за пользование электро– и тепловой энергией | отменить | |
Надбавка к тарифу за пользование природным газом | отменить | |
Сбор за пользование радиочастотным ресурсом | отменить | |
Сбор за загрязнение окружающей среды | отменить | |
Туристический сбор | отменить |