Несмотря на бурное развитие электронной коммерции в Украине, еда и напитки до сих пор не входят даже в ТОП-10 товаров, представленных в ассортименте интернет-магазинов. Невысокий интерес к этому направлению бизнеса объясним: пищевые продукты в большинстве своем – товар скоропортящийся. Кроме того, для покупателя ключевое значение имеют максимально быстрые сроки доставки. И это не день и не два, а считанные часы. Плюс ко всему, охлаждает пыл предпринимателей высокая конкуренция со стороны крупных розничных сетей и магазинов «у дома».
Однако доставка еды (мы говорим не о готовых блюдах, а именно стандартной потребительской корзине рядового украинца) с ее заказом по телефону или через Интернет – перспектива. Такая услуга охватит достаточно широкую группу покупателей-домоседов, которые не любят тратить время на походы по магазинам. Также этот вид бизнеса обладает легкой масштабируемостью в пределах любого города и его окрестностей. А при налаженных связях с оптовыми поставщиками продмаг на «колесах» вполне может конкурировать с крупными торговыми центрами. В том числе и по цене.
С чего начать?
В первую очередь, нужно понимать, где и кем будет востребована подобная услуга. Основными клиентами с большой вероятностью станут молодые семьи, где есть неработающие мамы с маленькими детьми; пожилые люди, находящиеся на довольствии своих детей; семьи с достаточно высоким доходом, которые не хотят и не готовы тратить время на поход за продуктами. Кроме того, не стоит выпускать из виду пригород, где особенно в весенне-летнее время в связи с дачным сезоном возрастает потребность в бесперебойной доставке продуктов.
Отталкиваясь от этого, нужно планировать территорию покрытия, а значит, объемы бизнеса и затраты, которые придется понести на первых этапах. Для аренды подойдет помещение площадью до . Оно понадобится, чтобы разместить рабочее место администратора, который будет отвечать за закупку товара, а также минимальный арсенал для хранения продуктов – холодильники, морозильные камеры и стеллажи.
Самой крупной инвестицией станет покупка минимум двух, а лучше четырех автомобилей, с помощью которых будет осуществляться доставка продуктов. Главные требования к авто – сочетание цены, вместительности и неприхотливости. Поэтому в качестве базового варианта вполне подойдет ЗАЗ Lanos Pick-Up, который вмещает до груза. Его можно использовать как для доставки клиентам, так и для подвоза закупленных продуктов на мини-склад.
Создание полноценного интернет-магазина – вопрос спорный. С одной стороны, очень удобно зайти, выбрать товар, сделать «два клика» и заказать. «Но представьте, что вам нужно вбить в базу не сто, не тысячу, а десять тысяч разнообразных товаров. И постоянно добавлять туда новые. Это неоправданный труд. Поэтому сайт нужен, но он будет служить скорее некоей витриной, в то время как заказы будут приниматься по телефону», – говорит разработчик платформ для интернет-магазинов Дмитрий Аксенов.
Хотя со временем, когда магазин выйдет на большие обороты, в виртуальной площадке для заказов все-таки есть смысл. Тем более что в разработку такого сайта придется вложить не больше 5–10 тыс. грн.
Все дело в людях
«Для того чтобы заниматься поставками продуктов, важен не столько стартовый капитал, сколько правильная организация и люди, которые будут задействованы в этом бизнесе», – отмечает создатель магазина по доставке вегетарианских продуктов Motherfarm Алексей Евстратько.
Помимо владельца бизнеса, одним из ключевых лиц станет администратор, который будет координировать закупку товаров, прием заказов и их рациональное распределение среди курьеров. «Это должен быть человек, которому можно доверять. Который действительно способен взять на себя ответственность за слаженную работу магазина и сможет контролировать большую часть процессов», – считает ресторатор Валентин Бондаренко.
При этом нужно обратить особое внимание на работу с поставщиками и оптовыми складами, от которых можно получить цену на продукты без наценки. Поэтому бизнесмены, работающие в сфере торговли, рекомендуют нанимать в качестве администратора женщину лет 45–50, которая имеет опыт в сфере закупок, поставок, общения с контрагентами. «У таких людей еще со времен «лихих 90-х» сохранилась отличная хватка, и они способны договариваться даже с самыми сложными партнерами», – уверен хозяин небольшого продуктового магазина в Голосеевском районе Киева Руслан Веремеенко.
Поиск курьеров – тоже задача не из легких. Во-первых, это должен быть внимательный человек, который выберет продукты четко по списку и перепроверит срок их годности. Во-вторых, аккуратный и пунктуальный сотрудник, способный четко спланировать маршрут и сроки доставки. Поэтому лучше предложить соискателю зарплату на 10–20% выше, чем в среднем за подобную работу, но нанять ответственного курьера.
Вовремя и дешево
Разумеется, бизнес не заработает, если о нем никто не будет знать. Один из лучших инструментов продвижения при небольшом бюджете станет Интернет, а также «сарафанное» радио – отзывы клиентов. Чтобы попасть на целевую аудиторию, можно использовать разнообразные форумы, сообщества и, конечно же, социальные сети. Помимо этого, проводить акции среди клиентов и внедрять системы скидок и бонусов.
Непростой вопрос – наценка. Предприниматель должен понимать, что платить значительно больше цены розничного магазина клиент вряд ли захочет. Максимум 5–10%. Но можно пойти другим путем. Продукты длительного хранения (крупы, бакалею, растительное масло, соки, воды и т. д.) и глубокой заморозки брать у оптовых поставщиков. Это позволит избежать наценки, которую накручивает розница. А скоропортящиеся продукты (молоко, мясо, фрукты, овощи) покупать максимум на 2–3 дня вперед, чтобы снизить угрозу убытков, а часть закупать «на лету», под клиента. В итоге в среднем предприниматель выставит средний ценник на 8–10% ниже цен конкурентов.
Средняя стоимость доставки в пределах города может колебаться от 25 до 30 грн. За его пределами – тарификация за каждый километр, 3–5 грн. Хотя, возможно, есть смысл организовать бесплатную доставку, но установить минимальную сумму заказа при этом от 100–150 гривен. В любом случае курьер будет планировать маршрут так, чтобы при минимальных потерях времени и топлива охватить максимум клиентов. А значит затраты на доставку вполне можно «разбросать» по чекам всех клиентов, что сделает ее почти неощутимой.
Риски нужно предусматривать заранее. Первый и основной – низкие объемы заказов на первых порах, что может привести к порче продуктов и их отбраковке. Поэтому не стоит увлекаться крупными закупками. Второй риск – нерасторопность сотрудников. «В этом бизнесе главное – репутация. Поэтому работу сотрудников нужно контролировать постоянно, дабы сократить количество недовольных клиентов до минимума», – считает Валентин Бондаренко.
Не стоит забывать о возможных проблемах с надзорными и контролирующими структурами. В первую очередь – с санитарной службой и органами государственного пожарного надзора, которые должны дать разрешение на оборудование офиса-склада. А поскольку получение необходимых документов может затянуться на долгое время, общение с СЭС и «пожарниками» нужно начинать как можно раньше.
Бизнес-план мобильного магазина по доставке продуктов:
Статья расходов | Сумма, тыс. грн. |
РАЗОВЫЕ ЗАТРАТЫ, грн. | |
Оборудование и расходные материалы: | |
| 20 |
| 15 |
| 11 |
| 2 |
| 240 |
Другие затраты: | |
| 13 |
| 5 |
| 2 |
ИТОГО стартовых затрат | 308 |
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЗАТРАТЫ | |
Обязательные платежи: | |
| 15 |
| 5 |
| 1 |
| 1 |
| 10 |
| 30 |
Расходные материалы: | |
| 20 |
| 3 |
Зарплата | |
| 4 |
| 15 |
| 15 |
ИТОГО В МЕСЯЦ | 119 |
ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты | 1736 |
ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО** | 200 |
ИТОГО ДОХОДОВ В ГОД | 2400 |
** При условии, что в день будет выполняться минимум 30 заказов со средней суммой чека 250 гривен; кроме того, в выходные дни один из курьеров будет работать в «дежурном» режиме.