Мобильный Интернет и смартфоны стали инструментом для наращивания продаж – гаджет позволяет «достучаться» до новых покупателей или упростить контакты с прежними клиентами. Для этого чаще всего используют сайты и, в частности, их мобильные версии. Но все более модными и эффективными становятся мобильные приложения, которые загружаются в смартфон или планшет.
Создание приложения напрямую зависит от специфики бизнеса. Если речь идет о продаже строительных смесей или садового оборудования, целевая аудитория вряд ли станет искать их с помощью смартфонов или планшетов. Но когда бизнес ориентирован на конечных потребителей, которые не чураются интернет-покупок, пользуются соцсетями и мобильными сервисами, создание собственного приложения – вполне рациональный шаг.
Второй фактор – это удобство для пользователей. Благодаря приложению потребитель должен тратить гораздо меньше времени и усилий, выискивая нужный товар, услугу и делая заказ. Тогда разработка себя однозначно оправдает.
«Раньше, чтобы сделать заказ, нужно было зайти на сайт, найти вкладку «Доставка» или «Меню», долго искать нужные разделы. В специальном приложении все продумано. Пользователь сразу попадает именно в тот раздел, который нужно, не тратя лишнего времени на переходы по ссылкам и поиск», – рассказывает PR-менеджер сети «Сушия» Алеся Муджири.
Третий фактор – желание изучать потребителя, его предпочтения. В этом отношении приложения тоже способны сослужить хорошую службу, собирая информацию о заказах, просматриваемых позициях, поисковых запросах и т. д. Все это формирует определенную картину пользователя, позволяя предложить ему больше в будущем, а значит увеличить эффективность бизнеса.
«В некоторых случаях онлайн-приложение не является основным каналом продаж, а служит скорее для удобства пользователя или как дополнительный инструмент коммуникации. В этом случае это, по сути, мобильная версия сайта, выполненная в концепции мобильной платформы с возможностью работы оффлайн», – отмечает управляющий директор TA Venture Виктория Тигипко.
Ответственное задание
При желании разработку можно поручить и студенту-программисту за гонорар в размере месячной стипендии. Но при этом нет никаких гарантий, что софт будет работать корректно и привлекать клиентов, а не, например, отпугивать их.
Поэтому в первую очередь лучше отталкиваться от того, на какие платформы будет ориентировано приложение – Andoroid, iOS или Windows Phone. От этого во многом зависит выбор подрядчика.
«Кроме профессиональных качеств (их можно проверить при помощи портфолио выполненных проектов, протестировать созданные ранее приложения), стоит подбирать подрядчика с опытом разработки программ под конкретную платформу, поскольку тот, кто имеет дело с приложениями для Andoroid, далеко не всегда хорош для iOS. И наоборот», – рассказывает программист из Киева Виктор Чухаев.
Помимо этого, подрядчик должен ясно понимать, что от него требуется: функционал софта и задачи, на решение которых он направлен, а также разбираться в специфике или хотя бы основных принципах работы того бизнеса, под которое создается приложение.
Подрядчик должен получить на руки готовое техзадание или разработать его совместно с клиентом. Все нюансы нужно продумывать изначально, начиная с внешних особенностей и стилистики и заканчивая дополнительными опциями. Вплоть до размещения конкретной кнопки или картинки.
В противном случае, если потеряется мелкая, но важная деталь, всю программу придется переписывать. «Заказывая приложение, я не предупредил разработчика, что оно должно работать на двух языках, и в него «вшили» только русский. Но так как многие наши клиенты – иностранцы, английский язык просто необходим. В итоге пришлось выложить еще изрядную сумму за переделку», – говорит владелец одного из сервисов по вызову такси Сергей Ярчук.
Поиск разработчика можно начинать со знакомых, уже имевших дело с заказом приложений. Либо посредством так называемых «бирж фриланса». Freelance.ru, Weblancer.net, Freelancerbay.com – далеко не полный перечень подобных ресурсов. Преимущество таких систем заключается в большом выборе соискателей, в поиске по нужным критериям, а также в рейтинге исполнителей (он формируется на основе отзывов тех, кто уже работал с конкретным разработчиком). Удобна и возможность проводить своеобразные аукционы-тендеры, с помощью которых можно выбрать программиста, предложившего наилучшие условия.
Если необходимо создавать приложение сразу под все основные платформы, то лучше привлекать студии полного цикла. Большим плюсом выбора такого разработчика будет наличие в штате программиста под каждую платформу, опыт, а также команда дизайнеров. Кроме того, в отличие от фрилансеров, выше шансы получить заказ в оговоренные сроки и отсутствие проблем с попаданием в магазины приложений.
Как искать студию? Да очень просто – выберите десяток нравящихся приложений и найдите тех, кто их делал. Ну и «сарафанное радио» – общение с прежними их заказчиками – тоже очень продуктивный путь.
«Стоимость разработки хорошего приложения может колебаться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов, в зависимости от того, насколько типовое или, наоборот, кастомизированное (специализированное – Ред.) решение будет выбрано», – отметила Виктория Тигипко.
На самом же деле стартовая планка «цены» значительно ниже. Минимум таков: за разработку Android– или iOS-приложения нужно будет отдать сумму, эквивалентную 500–700 долларам.
Выбирая фрилансера, нужно устанавливать четкие условия сотрудничества и санкции за их нарушение. Например, при сдаче приложения не в срок гонорар уменьшается на 30%, а при отсутствии в конечном продукте оговоренных опций и функций их доработка будет осуществляться бесплатно.
Кстати, во взаимодействии с разработчиками упомянутые уже биржи фриланса нередко выступают гарантами сделок: до тех пор, пока клиент не будет доволен выполненным заказом, система не завершит оплату работы.
С веб-агентствами проще – подписывается договор о разработке. В нем указаны сроки, цена проекта и все, что в нее входит (в том числе внесение софта в магазин приложений). Обязательно необходимо прописать, кому будут принадлежать авторские права, права на дизайн, наполнение. Что именно реализовывает студия (например, только техническую часть или внешнюю оболочку), а что будет заказано у сторонних разработчиков. Либо продукт создается «под ключ». Важно предусмотреть ответственность за срыв сроков (разовый штраф либо пеню за каждый день), а также указать способы и этапы оплаты.
Лучше всего начинать работу с небольшого аванса и разбивки остальной суммы на две части. Причем стоит оговорить, что финальная стадия разработки, а значит и выплаты гонорара, – это не просто готовое приложение, а его попадание в AppStore, Google Play, Samsung Apps Store и т. д. Ведь иначе толку от такой программы не будет.
Сама разработка начинается с прототипа приложения со всеми деталями из технического задания. Это позволит наглядно убедиться в том, как будет работать программа, и уже на начальных этапах убрать «шероховатости» или добавить нужные функции.
Далее создается концепция дизайна и внешняя визуальная оболочка. «Скажу по своему опыту, разработка дизайна – одна из основных трудностей. Особенно если команда состоит из нескольких человек, у которых разное видение того, как продукт должен выглядеть в результате. Поэтому очень важно прийти к компромиссному решению», – рассказывает Алеся Муджири.
После утверждения дизайна программист приступает к технической части, а когда приложение готово, им начинают заниматься тестировщики. Они выискивают баги, глюки – ошибки, которые лучше исправить до того, как программа попадет в руки пользователя. После тестирования приложение вновь «прогоняется», и, если проблем нет, создается иконка. Как показывает опыт, этот на первый взгляд незначительный штрих имеет очень большое значение: правильно разработанная иконка способна увеличить количество скачиваний и запусков в разы.
Последний этап – отправка приложения на модерацию в магазин (размещение происходит бесплатно), после которой оно станет доступно для скачивания или покупки, и переход прав на него заказчику.
Как заказать мобильное приложение?
- Генерация идеи и целей (реклама бизнеса, привлечение покупателей, продажа услуг и т. д.), сравниваем возможный эффект и затраты на разработку, а также внедрение приложения;
- Разработка техзадания – желаемый внешний вид, функционал, наполнение, особые опции;
- Выбор подрядчика – фрилансер либо разработчик полного цикла; наилучший способ – провести отбор среди трех-пяти кандидатов с помощью тендера;
- Утверждение бюджета – в зависимости от запросов и разработчика, стоимость может колебаться от 500–700 до нескольких тысяч долларов;
- Формализация взаимоотношений – подписываем договор (с фрилансером в том числе), где оговариваем этапы работ, сроки, нюансы перехода приложения в собственность заказчика, его попадания в магазины;
- Разработка первый этап – разрабатываем и согласовываем дизайн и прототип;
- Разработка второй этап в полученном приложении тестируем баги и глюки;
- Финальное утверждение – принимаем готовый вариант, создаем иконку для приложения и отправляем его в App Store, Google Play или альтернативные магазины.
- Оцениваем эффективность внедрения – подводим итоги пробной эксплуатации, сравниваем полученные результаты внедрения с планируемыми,