«Это с чиновниками все просто – им нужны только деньги. А чтобы завербовать начальника отдела закупок крупной компании, этого мало. Здесь нужно и внимание, и отношение, и подарки», – рассказывает Олег Гузей. Он – руководить отдела продаж крупной ІТ-компании. Фирма разрабатывает программное обеспечение для ритейла, логистических компаний, фармацевтов и предприятий АПК. Анализируя свой многолетний опыт работы, он уверен, что крупный заказ без «отката» не получить, а на мелких компанию в лидеры отрасли не вывести.

«Давать откат или нет, каждый решает сам. В любом случае, у вас его напрямую никто не потребует, – говорит Олег Гузей. – За 15 лет работы я только раз с таким встречался, и то это был молодой и неопытный закупщик, которого быстро уволили». По словам продажника, чтобы дать откат правильному человеку в компании-клиенте, нужно обладать изрядным мастерством. Хорошо, если общаться приходится с лицом, принимающим решение напрямую, без посредников. И обычно на то, чтобы «навести мосты», уходит от двух до шести месяцев.

Самая большая сложность – дать «откат» первый раз. Ведь сработавшись с «лояльными» компаниями, начальники отделов закупок не спешат привлекать новых поставщиков и подрядчиков. «Тебе будут отказывать под любыми предлогами, и тут аргументация «у нас лучше качество и ниже цены» не срабатывает, – делится опытом начальник департамента продаж бытовой химии украинской компании-импортера Вячеслав Кивин. – Единственный способ начать сотрудничество – предложить поставку эксклюзивного товара или товарных позиций, отсутствующих в данный момент у конкурента». Но если уж сотрудничество успешно начато, объемы поставок можно постепенно расширять.

Услуга за услугу: неофициально

Там, где продается нечто материальное, проще всего сложить такие цены, в которых могут спрятаться десятки процентов «отката». «Я сталкивалась в своей деятельности с откатом в размере 70% от суммы контракта. Но это скорее исключение из правил, чем обыденная практика. Обычно заказчики ограничивают свои аппетиты 20–25%», – рассказывает руководитель PR-агентства Наталья Братчева.

На IT-рынке заказчиков тоже активно мотивируют «личными бонусами». «Получить солидный заказ на разработку ПО для сети супермаркетов не получится. Ведь речь идет о заказах минимум на 200–500 тыс. долл. Приходится платить. Сколько? Как договоришься. Стандартная такса – 10–15%. Это если заказчик действительно хочет получить качественное, уникальное программное обеспечение. Но есть случаи, когда ему все равно. Тогда речь может идти и о 50–60% «отката», – рассказал «Деньгам» Олег Гузей. Правда, по его словам, когда речь заходит о мега-крупных суммах «отката», это по умолчанию означает, что о разработке индивидуального ПО не может быть и речи. В таких случаях берется уже разработанная программная система и немного адаптируется под конкретное торговое предприятие.

В то же время свою сумму «отката» лицо, принимающее решение, должно «заработать», сделав так, чтобы подрядчиком выбрали «правильную» компанию. Для этого снабженцам приходится рисковать. Например, манипулировать прайс-листами поставщиков, чтобы предложения конкурирующих компаний выглядели менее привлекательными. Или вообще «забывать» о компаниях-конкурентах. И, главное, на «откатчике» лежит ответственность следить за тем, чтобы оплата услуг компании-поставщика осуществлялась вовремя и в полном объеме.

Покупка дружбы: официально

Украинским производителям чаще всего приходится платить за то, что их товар будут продавать с полок популярных супермаркетов или гипермаркетов или регулярно закупать оптом, например, для потребностей кафе, ресторанов, отелей и прочее. В таком случае речь уже идет не об «откатах», а о так называемых «бонусных платежах». К ним относится плата за вход в сеть и постоянное там присутствие, за привилегированные места на полках, за присутствие продавцов-консультантов конкретной торговой марки и тому подобное.

В большинстве стран мира такая практика является вполне официальной: подобная плата взимается ритейлерами с поставщиков обычно на вполне прозрачных условиях. Особенностями украинского подхода к системе бонусных платежей является то, что многие закупщики, директора магазинов или товароведы собирают часть этих платежей неофициально.

«Отелю безразлично, у кого закупать мыло, шампунь, зубную пасту или махровые халаты с полотенцами. Тысячи компаний им предложат товар приблизительно одинакового качества и стоимости. Мотивировать снабженца нужно «откатом»», – рассказывает столичный предприниматель Артур Ратушный. По его словам, размер бонуса зависит от объема поставок и рентабельности самого бизнеса. Чаще всего речь идет о суммах в размере 5–7% стоимости заказа.

С магазинами сложнее. Продавать свой товар с полок сетей супермаркетов мечтают все производители. Но полок в магазине на всех, увы, не хватит. Прорвать «блокаду» только обещанием отката не удастся. Нужно платить официально, много и регулярно. «Сначала платится фиксированная сумма за вход. Ее размер определяется для каждого поставщика индивидуально. Мы платили около 2–3 тыс. долл. за каждую торговую позицию. Но от знакомых слышал, что за вход в сеть иногда требуют и до 30 тыс. долл. Факторов, определяющих цену, много: имеет значение и город, и конкретный сетевик», – рассказывает собственник небольшого консервного завода в Житомирской области Дмитрий Гапонов.

Украинское ноу-хау: откаты торговля просит даже за своевременную оплату за поставленный поставщиком и уже проданный товар. Дело в том, что обычно товар в супермаркеты поставляется производителями под реализацию. То есть магазин отдает деньги за товар только после его продажи. Вот тут-то и возникают сложности. Задержки по платежам могут составлять до 2–3 месяцев. Избежать этого поможет «откат». «Сумма бонуса в этом случае может составлять 2–3% от суммы оборота. Он платится за то, что деньги за проданный товар перечисляются без задержек», – рассказывает сотрудник отдела продаж регионального мясокомбината Сергей Кравченко.

Есть и еще одна услуга, за которую поставщики готовы платить закупщикам, – покупка «неликвида». «Я так работаю с несколькими кафе. Например, красивые огурцы продаю через свои торговые точки, а «выбраковку» поставляю в общепит. Их все равно там шинкуют, и что огурец был кривой, посетителю не видно», – объясняет фермер из Киевской области Сергей Андрейчук. По его словам, ему это обходится в 10–20% от суммы поставки. «Я эти «неликвидные» огурцы все равно бы продавал со скидкой. Только продавал долго, и товар успел бы испортиться. А тут у меня покупают их оптом. Выгодно всем», – резюмирует фермер.

Из рук в руки

Менеджер по продажам компании-импортера алкоголя Николай Костышин, который поставляет продукцию в столичные супермаркеты, говорит, что первую сделку-поставку обычно проводят без «бонусов», оговорив, что к обсуждению «личной мотивации» вернутся после прохождения первого цикла сотрудничества. «Дело в том, что взяточники – это обычно менеджеры среднего звена. Они должны отчитаться перед начальством о выполненной работе. Если она будет сделана плохо, их даже могут уволить. Поэтому для них идеальный партнер – тот, кто поставляет хорошую продукцию по нормальной цене и дает откат», – объясняет поставщик.

По его словам, товароведы предпочитают брать откаты наличными. Сам процесс передачи денег прост: встреча за кофе в ресторане и передача конверта с деньгами, например, внутри журнала. «Обычно деньги никогда не пересчитываются. Даже когда тебя знают и с тобой работают долгое время. Я как-то спросил, почему. На что мне ответили: «А вдруг купюры меченые?», – рассказывает Николай Костышин.

Бывалые взяточники предпочитают всегда перестраховываться, начиная работу с новыми поставщиками. Даже если им их рекомендовали проверенные люди. «Место встречи для получения «благодарности» я всегда выбираю сам. Сообщаю адрес за 30 минут до самой встречи. Таким образом исключается возможность установки прослушивающей и записывающей аппаратуры в заранее оговоренном кафе или ресторане. Ну и, конечно, никаких встреч в моем кабинете, машине партнера или любимой сауне», – рассказывает «Деньгам» на правах анонимности начальник департамента по закупкам одной из столичных гостиниц. «При передаче денег никогда не обсуждаю, за что я их получаю, – говорит он. – Если меня старательно выводят на этот разговор, стремясь проговорить условия, – встаю и ухожу».

Основные схемы, связанные с откатами, называются «скидка» и «наценка». Первая – это когда «откатчику» перечисляются деньги, которые бы могла получить его компания от поставщика в виде скидки. Вторая – «наценка». Ее суть в том, что поставщик выставляет компании-покупателю счет за свои услуги или товар по завышенной стоимости. Часть разницы идет в карман «откатчику». Эта схема особо применима в тех отраслях, где оказываются уникальные услуги или поставляется действительно эксклюзивный товар. Например, проведение исследования рынка или разработка индивидуального ПО, или изготовление мебели ручной работы.

За что платят ритейлу поставщики и производители официально*

За что

Детали

Сколько

Место на полке в магазине

Одноразовый платеж за то, что товару выделят место на полке одного супермаркета

2–3 тыс. долл. за каждую товарную позицию

Плата за присутствие

Ежегодная плата за то, что товар продолжают продавать в конкретном магазине

1,5 тыс. долл. за каждую товарную позицию

Открытие нового магазина

Разовый платеж, который собирается с поставщиков при открытии в сети новых магазинов

2–3 тыс. долл. за каждую торговую позицию

Аренда прикассовой зоны

Ежегодный платеж за выкладку товара в прикассовой зоне

0,5–1 тыс. долл. за каждую торговую позицию на каждой кассе

Услуги мерчендайзинга

Ежемесячная оплата услуг мерчендайзера

5–7% оборота товара за месяц

* Данные опроса «Денег» поставщиков столичных продуктовых супермаркетов.