Прием платежных карт Visa и MasterCard в интернет-магазинах – явление пока мало распространенное.  Многие крупные интернет-магазины (в частности, Rozetka, Fotos, ДешевшеНет) оплату платежными картами вообще не принимают. Те же торговые точки, которые организовали прием карточных платежей на своих сайтах, предлагают покупателям заплатить комиссию при расчетах картой в размере 2–6% от стоимости покупки. Ну и вообще, украинцы, покупающие в Сети, предпочитают оплату наличными – из соображений безопасности.

«По нашим наблюдениям, покупки в интернет-магазинах почти на 90% оплачиваются «живыми» деньгами непосредственно курьеру», – отмечает ведущий специалист по развитию продукта Prom.ua  Роман Россов. И все же у каждого интернет-магазина есть доля покупателей, пусть даже не более 8–12%, готовых оплачивать покупки карточками. И это, по мнению «Денег», означает, что возможность заплатить картой может увеличить выторг минимум на 7–8%.

Ищем партнера

Сегодня услугу интернет-эквайринга предоставляют шесть крупных банков: ПриватБанк, Ощадбанк, Райффайзен Банк Аваль, Укрсоцбанк, банк «Финансы и кредит», Укрэксимбанк. Сначала руководитель интернет-магазина выбирает подходящего кандидата в партнеры, проводит предварительные переговоры с ним. После этого он должен передать банкирам пакет документов своего торгового предприятия.

Одной лишь проверкой бумаг дело не закончится: банкиры будут интересоваться содержимым сайта, даже могут провести контрольные закупки. И только после всех этих процедур банк подпишет с интернет-магазином договор об интернет-эквайринге.

Обычно банки предлагают эквайринг-решения на основе программ Verified by Visa и MasterCard SecureCode. «Для минимизации рисков и времени от разбирательств по мошенническим операциям при расчетах картами интернет-магазинам стоит пользоваться услугами банков, которые используют технологию безопасных карточных расчетов 3D Secure. В таком случае введение карточных данных будет производиться на специальной защищенной странице банка»,– советует также заместитель директора департамента розничного бизнеса Ощадбанка Наталья Войтович.

Кто платит?

Затраты торговца на этапе подписания договора и подключения к банковскому сервису приема платежей составляют не более 500–2500 грн., а то и 0. Конечно, в дальнейшем за каждую трансакцию торговая точка будет отчислять банку и платежной системе комиссию. «В среднем для интернет-магазина комиссия составляет 2–3%», – объясняет начальник отдела эквайринга Укрсоцбанка Владимир Зайченко. В каждом конкретном случае размер комиссии зависит от оборота магазина: чем выше оборот, тем меньше комиссия. Но в любом случае поторговаться с банком стоит.

Средства за оплаченную картой покупку перечисляются банком магазину в течение 1–3 дней за вычетом указанной комиссии.

И если для покупателя, который рассчитывается картой в обычной торговой точке, никаких дополнительных расходов в виде комиссионных нет, то в онлайн-магазинах практикуется взимание с них дополнительной комиссии, хотя это и является нарушением требований международных платежных систем. По наблюдениям «Денег», многие интернет-магазины, не стесняясь, заявляют на своих сайтах о комиссиях при расчетах карточками. В магазине sokol.ua комиссия – 2%, в soccer-shop.com.ua – 1,5%, в харьковском plaza.kh.ua – 3%., а в интернет-магазине «Алло» и вовсе взимается некий сервисный сбор за резервирование товара в размере 6%.

Технический расклад

Для подключения сервиса карточных платежей потребуется техническая доработка сайта интернет-магазина. «Внутренняя структура сайта, как правило, остается такой же, так как банку не нужно подстраивать его структуру под какие-то свои внутренние требования. На старте внедрения сервиса потребуется участие специалистов, сопровождающих сайт интернет-магазина, для построения информационного шлюза и проведения тестовых операций с банком после его настройки», – объясняет Наталья Войтович.

Решением технических вопросов может заниматься сотрудник магазина (администратор сайта) или компания-подрядчик (веб-студия), либо же фрилансер-программист. Если сайт создан на готовой платформе, то магазину достаточно воспользоваться уже существующими возможностями подключения систем онлайн-оплаты, которые предоставляет такая площадка. Иногда магазину проще приобрести специальный платежный модуль, чтобы быстро (в течение 1–3 дней) интегрировать в сайт возможность приема платежей.

«Есть ряд готовых платежных модулей для стандартных CMS (систем управления), таких как: Simpla, 1С-Битрикс, OsCommerce, Magento, VirtueMart, X-Cart, CubeCart, Zen-Cart, OpenCart, WHMCS. Данный модуль достаточно скачать со специального сайта и нажать кнопку install. Сайт будет готов к приему платежей через несколько минут после завершения установки. Если же сайт самописный, интеграция также не составит труда благодаря простой технической документации», – рассказал Владимир Куянцев, CEO Platon («Платежи онлайн»).

Через посредника iPay

Если нужно интегрировать систему приема платежей без лишних формальностей и очень быстро, всего за несколько дней, то интернет-магазин может обратиться не в банк, а в компанию, выступающую посредником между магазином и банком (сервис приема платежей в интернете).

«Сотрудничество с интернет-магазином начинается с подписания договора, после чего мы передаем торговцу доступ к учетной записи в сервисе и техническую документацию, с помощью которых вносятся изменения на сайт, затем в банке создается электронный платежный терминал для магазина, через него, собственно, и будут поступать клиентские платежи на счет магазина. На все это понадобится 6–7 дней, но можно и ускорить процесс, в таком случае понадобится всего 2–3 дня», – рассказал «Деньгам» руководитель проектов сервиса приема платежей iPay Игорь Березанский.

За подключение к небанковской системе плата с магазина не взимается, а вот комиссия за каждую трансакцию составляет, как правило, 3% от суммы каждой покупки. При оплате за покупку идет переадресация с сайта торговца на страницу системы, которую по желанию магазина можно брендировать по образу и подобию его сайта.

Через посредника FONDY

Еще один способ быстро интегрировать прием платежей на свой сайт — подключиться к платежной платформе FONDY. Она предлагает не просто прием платежей по карточкам VISA и MasterCard, но также поддержку интернет-банкингов и мобильных кошельков Apple Pay и Google Pay. Это значит, что у ваших клиентов будет намного больше возможностей комфортно расплатиться за товары.

«Зачем подключаться к одному банку, если можно получить доступ сразу к нескольким украинским банкам и множеству европейских? Это создает дополнительный слой защиты и гарантию прохождения платежей. Даже если один из банков начнет испытывать технические проблемы с процессингом, мы просто направим платежи через шлюз другого доступного банка.» — комментирует ситуацию финтех эксперт и управляющий партнер платежной платформы FONDY.

Кроме работы с множеством банков, сервис может похвастаться огромным (более 30-ти) количеством плагинов для разных CMS, благодаря которым подключить оплату картой на сайте можно в считанные минуты и без привлечения технических специалистов.

Возврат – долго

Если клиент хочет вернуть товар, оплаченный картой, интернет-магазину необходимо провести возврат средств покупателя со своего счета на его карточный счет.

«Покупатель обращается в магазин, где пишет заявление и указывает свои данные – паспортные и своей карты. Торговец с помощью системы организует возврат денег через банк-партнер со счета магазина на картсчет покупателя», – говорит Игорь Березанский.

На обработку самого возврата (обработку возвратных документов, проверку товара и его соответствия требованиям к возврату, оформление платежных документов) необходимо не менее двух дней. Обычно возврат средств на счет покупателя занимает от 3 до 30 дней – в соответствии с нормативами банка-эквайера. Ими стоит магазину поинтересоваться до заключения договора – чтобы потом не обижались покупатели.

Подключаем интернет-магазин к системе приема карточных платежей

Основные этапы

Детали

Сроки/затраты, грн.

Шаг 1

Выбор банка и проведение переговоров с его представителями (обсуждение финансовых, организационных, технических вопросов, изучение банком документов и сайта продавца)

Сроки: 2 дня

Затраты: размер комиссионных – результат договоренностей между клиентом и банком, в среднем по рынку – 2–3% от трансакции (суммы платежа от клиента, который оплачивает покупку картой)

Шаг 2

Подписание договора «интернет-эквайрингового  обслуживания» с банком

Сроки:1 день

Затраты:оплата подключения магазина к интернет-эквайрингу – 0–2500 грн.

Шаг 3

Передача банком клиенту библиотеки настроек для изменений сайта. Интеграция платежного шлюза на сайте торговца (работы проводит либо специалист-фрилансер, либо IT-компания-подрядчик). Для проведения оплаты клиент-покупатель перенаправляется с сайта торговца на защищенную платежную страницу банка (технология безопасных карточных расчетов 3D Secure)

Сроки:1–3 дня

Затраты: оплата работы технических специалистов 1500–2000 грн.

Шаг 4

Тестирование банковскими специалистами установленного ПО на тестовом платежном сервере, чтобы убедиться в правильности формирования авторизационных запросов и ответов

Сроки:4–5 дней

Шаг 5

Запуск функции приема карточных платежей

Сроки:1 день

ИТОГО

 

Сроки: 9–16 дней

Затраты: 1500–4500 грн.


Подключать прием платежей с карточки интернет-магазину есть смысл, если его оборот по ним за месяц ожидается не менее 10 000 грн.