Фантастически интересно и невероятно быстро: представленные новинки уже начали появляться в Украине. Мы рассмотрели там то, на чем будет принято ездить в следующем году в нашей стране – несмотря на спецпошлины и тотальную утилизацию отечественного авторынка.

 

Почему франкфуртский автосалон вызывает столько шумихи? Во-первых, он крупнейший в мире, во-вторых, это традиционная вотчина немецких автопроизводителей. Старательно удерживая марку, они раз в два года – кризис, не кризис – отрываются здесь на всю катушку. У каждого из «большой тройки» – отдельные павильоны, масштабы которых не в силах передать даже видеорепортаж.

 

Хотя снимать кино, в том числе фантастическое, во Франкфурте можно. Например, про концепт Mercedes S500 Intelligent Drive, который сам вывез главу Daimler AG Дитера Цетше на стенд марки, причем г-н Цетше восседал на заднем сиденье. Тема автопилотов, серийные образцы которых тот же Daimler обещает представить к 2017 году, а Nissan – к 2020-му, стала визитной карточкой автосалона в этом году. Ну и традиционные электрокары с гибридами. Куда ж без них?

Но автомобильный Франкфурт хорош и тем, что далеко глядящие немцы не забывают и о дне сегодняшнем. Поэтому серийных новинок от немецкого автопрома хватало, причем они каким-то мистическим образом быстро попадают не только в Европу, но и в Украину. Вот Женевский автосалон не обладает таким чудотворным влиянием. Серийный Renault Captur, конкурент популярного Nissan Juke, был показан в Швейцарии еще весной 2013 года. Однако у продавцов Renault в Украине до сих пор нет ответа о времени появления модели – в компании ссылаются на неопределенность, вызванную действием спецпошлин и утилизационного сбора на автомобили.

Тут мы переходим к жанру трагикомедии, в котором традиционно силен украинский авторынок. Только под конец сентября правительство разобралось с механизмом действия утилизационного сбора, разблокировав импорт автомобилей и постановку на учет машин отечественного производства. Однако рынок тут же замер в новом ожидании – теперь продавцы считают дни до отмены спецпошлины, что, по прогнозам, произойдет сразу же после подписания договора об ассоциации с Евросоюзом. Так, по крайней мере, прогнозируют высокие чины МИД. Прислушиваясь к ним, некоторые автомобильные компании не торопятся с объявлением цен на новинки. Некоторые, да не все: разные игроки рынка выбирают разную тактику.

Автомобильный Франкфурт хорош тем, что серийных новинок там хватало – и немецких, и прочих. Причем они каким-то мистическим образом быстро попадают не только в Европу, но и в Украину.

Компактные новости

В середине сентября, будто подтверждая все эти мысли, до нашего рынка добрался компактный кроссовер Opel Mokka, представленный еще полтора года назад на Женевском автосалоне. Новичок пусть и невелик (длина ), но отлично, как для своего класса, «нафарширован». Предусмотрен в нем передний либо полный привод, информационно-развлекательная система, множество электронных помощников и защитников. Цены – от 216 000 грн. за машину с 1,4-литровым 140-сильным двигателем, 6-ступенчатой механикой и передним приводом; версия 4х4 стартует с 252 400 грн.

Однако вовсе не богатство комплектации, а именно размер бензинового «сердца» сегодня определяет будущее машины на украинском авторынке. Если спецпошлина на автомобиль с мотором 1–1,5 л составляет 6,46%, то на 1,5–2,2-литровые движки – 12,95%. Поэтому, кстати, до нас так и не докатились обещанные ранее Chevrolet Aveo c 1,6-литровым мотором, Nissan Almera, седан Citroen C4 – защитные меры больнее всего ударили по массовым, но бюджетным моделям.

В премиальном сегменте все не так плохо: компактному кроссоверу Mercedes-Benz GLA, показанном во Франкфурте, забвение не грозит. Несмотря на то что в его арсенале как минимум два бензиновых мотора объемом (. с.) и (. с.), попадающих под апперкот спецпошлины, новинка уже обещана украинскому рынку – в первой половине следующего года. Цен для нашей страны пока назвать не могут, но в Германии самый доступный GLA оценен в 29 303 Евро.

В популярном у нас С-классе предложение растет как на дрожжах: во Франкфурте состоялся дебют новой Mazda 3. Автомобиль сохранил длину предшественника (), однако предлагает увеличенную колесную базу и два кузова на выбор: хэтчбек и седан. Моторы – уже известные у нас объемом 1,6 (. с.) и (. с.), а также новенький (117 «лошадок»). Цену для Украины объявят в октябре, машина ожидается к ноябрю 2013 года. Она составит достойную конкуренцию появившимся летом этого года седану Honda Civic (обновленная версия, от 200 200 грн.) и Toyota Corolla (новая модель, от 153 972).

В феврале 2014 года украинские потребители смогут оценить еще одну новинку С-класса, дебютировавшую во Франкфурте. Это Peugeot 308 нового поколения, который французы подогнали под европейские тренды: дизайн строг, масса снижена в среднем на . В оформлении салона использованы решения младшего 208-го – махонький руль и сдвинутая под лобовое стекло передняя панель. Прайс обещают обнародовать уже в ноябре, первые машины приедут в начале следующего года.

Сам законодатель С-класса – VW Golf – предстал на автосалоне в виде универсала под названием Variant. Собственно, новинок с таким типом кузова была уйма: Honda Civic Tourer, Skoda Rapid Spaceback, Seat Leon ST. И неудивительно, ведь европейцы ценят «вагоны» за их практичность. Тот же Golf Variant предлагает 605-литровый багажник, который можно увеличить до , сложив задний ряд сидений. Ни дать, ни взять, маленький фургон. Он попал в Украину первым из конкурентов – в конце сентября. Да еще и прайс вменяемый: вопреки трендам, Golf Variant 7-го поколения дешевле, чем его предшественник. К примеру, в комплектации Trend Line c 1,4-литровым 122-сильным двигателем и 6-ступенчатой МКП новая машина оценена в 226 290 грн., а предшественник стоил 239 019 грн. – сказалось немецкое умение разумно экономить.

Затем приедет Skoda Rapid Spaceback – вероятнее всего, весной 2014-го. Не ранее следующей осени можно ожидать Seat Leon ST – производитель сперва насытит европейские рынки, более нас вожделеющие универсалы. А Honda Civic Tourer, увы, до нас вообще не докатится: в украинском представительстве Honda подсчитали, что машина получится слишком дорогой.

Импортеры с трудом называют цены на ожидаемых дебютантов. В ожидании отмены спецпошлины и утильсбора они не хотят пугать будущих покупателей.

От D и выше

Поднимемся классом выше. Тут Франкфурт обрадовал дебютом BMW 4-й серии, нового Opel Insignia и обновленной KIA Optima. Новая баварская «четверка» заменяет в линейке купе «третьей» серии. Чем оправдана новая цифра? Новинка всерьез подросла в габаритах, получив увеличенную на колесную базу. Для начала предложены бензиновые двигатели объемом 2 и (428i и 435i), а также двухлитровый дизель (420d). Привод – задний либо полный, системы xDrive. Цена начинается от 430 012 грн. за версию 420d. Дизельная машина дешевле бензиновой? Невероятно, но факт, ведь та самая спецпошлина, действующая с весны этого года, не затрагивает дизельных автомобилей. Вынужденно ставшие доступными дизели стали еще одним свежим трендом на украинском автомобильном рынке, причем не только в премиум-сегменте. Поддержит ли тренд KIA Optima, для которой предлагается 1,7-литровый дизельный двигатель и пара бензиновых, объемом и ? Наверное, да, но цены пока не объявлены.

Что касается флагманской для Opel модели Insignia, то буквально одновременно с франкфуртским дебютом машина была представлена и в Украине. Обновленный дизайн, полностью переосмысленная подвеска, широкая гамма кузовов (седан, хэтчбек, универсал) и двигателей, а также продвинутая информационно-развлекательная система – вот основные козыри машины. Цена – от 225 100 грн. за седан и от 236 200 – за универсал. Opel Insignia Country Tourer – тот же универсал, но с увеличенным клиренсом, полным приводом и защитным пластиковым обвесом по периметру оценен минимум в 307 100 грн. (дизель , механика).

В сегменте полноразмерных кроссоверов на Франкфурте дебютировали новые Nissan X-Ttrail и BMW X5. Первый подрос и преобразился сильнее по сравнению с предшественником, но доедет до украинского рынка не ранее середины следующего года. А вот заказы на X5, в базе оснащаемый 8-ступенчатым автоматом, уже принимаются – от 632 015 грн. за версию с трехлитровым дизелем; первые машины начнут передавать клиентам уже в октябре.

Напоследок – флагман Mercedes, легендарный S-класс. Представлен в Украине почти одновременно с презентацией во Франкфурте. Цена – от 1 154 594 грн. за длиннобазный полноприводный S500 Long. Как заведено в премиум-сегменте, первыми на рынок выходят далеко не самые доступные версии. Тот, кто закажет автомобиль уже сейчас, вряд ли получит его раньше весны следующего года: спрос в этом случае намного превышает предложение.

Автотренды-2014

Шире, выше, длиннее

Большинство новинок по-прежнему прирастают в габаритах по сравнению с предшественниками. Привычная классификация (А, В, С…) размывается.

Дизель наступает

В Украине ширится ассортимент дизельных моделей. Их не затронула спецпошлина, что нивелирует разницу в цене между ними и бензиновыми версиями. Дизельные версии часто оказываются самыми доступными позициями в прайс-листах.

Не всегда дороже

Налицо разнонаправленное движение цен на новые модели по сравнению с предшественниками. Все чаще привычный прирост на 5–7% сменяется таким же удешевлением свежей модели по сравнению с предыдущей версией.

Гибридизация

Все богаче ассортимент гибридных моделей. За счет появления и доступных, почти бюджетных версий, и новейших систем plug-in. Разница в цене с бензиновыми аналогами стремится к уменьшению.

Модный трейд-ин

С одной стороны, трейд-ин стимулируется продавцами новых авто, которые все чаще принимают от покупателей машины уже без привязки к бренду и более старые (возрастом до 10 лет). С другой – сократился ввоз в Украину 2–3-летних б/у автомобилей в связи с большим размером утилизационного сбора на них, поэтому покупатели обращают больше внимание на авто с пробегом по Украине.

Панические покупки

Резкие движения властей (спецпошлина и утилизационный сбор) раскачали рынок. Одни покупатели торопились приобрести, «пока не подорожало». Другие отложили покупки до отмены пошлин и сборов. Начало 2014 года будет весьма неожиданным. И в части ассортимента – могут начать ввозить бензиновые авто с двигателями 1–2,2 л, и в части цен.