«Хотите начать этот бизнес? Знайте, вас здесь никто не ждет. И в этом бизнесе очень жесткая конкуренция», – сходу отрезвляет Игорь Омельченко. Свое дело он начал еще в 2002 году, хотя продажей и установкой бронедверей зарабатывал на жизнь с 1998 года. Сегодня двери компании «Весь мир бронедверей» охраняют не только семейные очаги, но и банковские хранилища. «Сейчас мы уже производим двери 6-го класса безопасности. Они пуленепробиваемые, взломостойкие и противопожарные. Это 400-килограмовые двери, которые выдержат очередь автомата Калашникова и устоят в течение трех часов взламывания их болгаркой или газовыми резаками», – рассказывает предприниматель. Так что уж совсем типичным производителем дверей его не назовешь.

Тем не менее, пройденный им путь и накопленный опыт помогут последователям. По его словам, рассчитывать на суперприбыли в этом бизнесе не приходится. Рентабельность компании – максимум 20–30%. «Рентабельность в размере 50–70% – это фантастика. Если вам даже удалось создать уникальную по качеству дверь, ваши конкуренты, а их тысячи, очень скоро об этом узнают и начнут демпинговать, заставляя снизить цену на товар», – предупреждает предприниматель. 

Легкий старт

Никаких особых разрешений и лицензий для начала производства бронедверей получать не нужно. Только классический набор документов для легального ведения предпринимательской деятельности. Новичкам Игорь Омельченко советует сразу регистрировать ООО. «Сначала я зарегистрировал СПД, но потом понял, что у покупателей к нему меньше доверия, чем к ООО. Просто юрлицу легче находить клиентов и позиционировать себя на рынке», – уверен г-н Омельченко.

Для старта в этом бизнесе не требуется большого первоначального капитала – хватит 20–30 тыс. грн. За эти деньги можно купить минимальный набор необходимого оборудования и инструментов, а также арендовать гараж для производства дверей. При этом придется отказаться от аренды магазина и покупки собственного автомобиля. Еще одна существенная трата – создание сайта компании, через который в дальнейшем будет продаваться изготавливаемая продукция.

Договариваться о реализации своих дверей со строительными супермаркетами сложно и невыгодно: там свой пул поставщиков и большая комиссия за «посредничество». 

Ценное качество

Самым ходовым товаром на рынке сегодня являются бронированные двери стоимостью до 5 тыс. грн. Это могут быть входные двери, которые изготавливаются из одного или двух листов стали по 1–2 мм. Чаще всего в них установлены недорогие замки со стандартной фурнитурой и простыми сердцевинами.

Максимальный класс защиты обойдется покупателю-физлицу в 25 тыс. грн. без учета стоимости монтажа. Стандартная формула формирования цены на двери – 50 на 50. Половина цены – это стоимость материалов, вторая половина – зарплаты, аренда, реклама.

«По поводу качества: дешевая дверь точно не будет качественной, однако и дорогая не всегда гарантирует качество. Заказчик плохо разбирается в бронированных дверях, принимая за них обычные железные двери, которые сделаны из двух листов стали. Этим часто пользуются халтурщики, вводя покупателя в заблуждение», – рассказывает Игорь Омельченко. По его словам, конкуренция на рынке производства и установки бронированных дверей очень острая. А все потому, что барьер входа на рынок минимален, и этим бизнесом может начать заниматься каждый.

Любимый способ привлечения клиентов новичками – демпинг. «Демпингуют очень жестко. В этом бизнесе тысячи «голодных», которые решили заниматься дверями, но еще не имеют никаких серьезных познаний», – сетует предприниматель. 

Доступное производство

«Многие наши конкуренты пугают клиентов: «Вон те – гаражники, а мы – заводские». Это полная ерунда. Большинство таких компаний стартуют именно в гаражах. И я не стесняюсь, что сам так начинал», – говорит Игорь Омельченко. Средний метраж капитального гаража составляет от 30 до с ежемесячной арендной ставкой в 500–800 грн. Этой площади вполне хватает, чтобы начать производство бронированных дверей. Главное требование к помещению – к нему должно быть подведено электричество.

«Когда объемы продаж вырастут, можно снять еще один гараж – соседний, и уже разделить сварочные и отделочные работы», – советует предприниматель. По его словам, инвестировать в аренду помещения под магазин-студию с выставкой готовой продукции стоит лишь спустя полгода-год после открытия компании, когда получится наладить постоянный поток клиентов. Иначе можно разориться.

Покупать сырье и материалы в рознице производителю дверей экономически невыгодно, нужно искать оптовых поставщиков. «Это уже предпринимательская хитрость – найти поставщиков качественной и дешевой продукции. Если ты купишь сталь, замок, глазок, утеплитель по розничной цене, твоя рентабельность может составить 2–3%. Чуть что-то подорожает – и ты уходишь в минус», – предупреждает Игорь Омельченко. 

Успешная команда

«Некоторые бронедверщики сами продают двери, сами их варят, сами отделывают, сами везут и ставят. А некоторые, как я, – формируют команду», – рассказывает Игорь Омельченко. По его мнению, в начале бизнеса не стоит раздувать штат рабочих, а принять на работу нескольких «мастеров на все руки», которые могут варить и отделывать двери. Функцию продажи и установки директор новосозданной компании может взять на себя. После того как сформирован ассортимент дверей и налажен процесс продаж, можно задуматься о расширении штата.

Сегодня команда среднестатистической фирмы по производству бронедверей состоит из 10 человек: менеджеров по продажам, сварщиков, слесарей, отделочников, монтажников, замерщиков, снабженцев и кладовщика. «До экономического кризиса найти персонал было очень сложно. Кризис я называю справедливостью. Сейчас на рынке остались грамотные кадры. Я могу подобрать себе квалифицированный персонал за справедливую зарплату. А раньше люди были низкоквалифицированные и хотели сумасшедших денег», – рассказывает бизнесмен.

Зарплата персонала должна быть сдельной, считает наш эксперт: сколько заработал – столько получил. Фиксированная ставка не мотивирует рабочих делать свою работу качественно и в срок. «Если платить им фиксированную зарплату – они могут и дорогу на работу забыть. А сдельная оплата труда мотивирует работать больше и лучше. Работящий слесарь может в месяц зарабатывать до 8–10 тыс. грн., а тот, кто ленится, – получает вполовину меньше», – прикидывает г-н Омельченко.

Особое внимание он рекомендует уделить подбору монтажников, потому что они напрямую общаются с клиентами. Выгодно брать специалистов с личными машинами, так автоматически решается вопрос доставки дверей заказчику. Для установки одной стандартной среднеклассной бронедвери потребуется бригада из двух человек. Ежедневно она сможет устанавливать максимум две двери. 

Цитата в пузырь к фото героя: Игорь Омельченко: «Большинство таких компаний стартует именно в гаражах. И я не стесняюсь, что сам так начинал»

 

Каким может быть бизнес-план компании по производству и продаже бронедверей*? 

Статья расходов

Сумма, тыс. грн.

РАЗОВЫЕ ЗАТРАТЫ, грн.

 

Оборудование и инструменты:

 

  • угловая шлифовальная машина (болгарка)

4

  • сварочный аппарат

1,5

  • мелкий слесарный инструмент (дрели, молотки, зубила и т. д.)

4

Другие траты:

 

  • получение разрешительной документации для ведения предпринимательской деятельности

бесплатно

  • создание сайта

8

  • покупка и брендирование авто

150

  • косметический ремонт производственного цеха и магазина-салона

16

  • подключение к Интернету, электричеству, телефонной связи и т. д.

2

ИТОГО стартовых затрат

185,5

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЗАТРАТЫ

Зарплата

  • снабженец

6

  • замерщик

3

  • сварщик

5

  • слесарь

5

  • отделочник

5

  • монтажник (2 чел.)

8

  • кладовщик

2,5

  • собственник

16

Обязательные платежи:

  • закупка сырья и материалов для производства (сталь, замки, материалы для облицовки, дверные петли, глазок, тепло-звукоизоляция и т. д.)

100

  • аренда помещения под магазин-студию (30–50 кв. м)

3

  • аренда производственных площадей (от )

5

  • реклама: Интернет, печатная, наружная и т. д.

5

  • оплата телефонной связи, Интернета, электричества и др. комм. услуг

3

  • налоги и сборы

16

  • продвижение сайта в Сети

2

ИТОГО В МЕСЯЦ

184,5

ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты

2400

ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО**

200**

ИТОГО ДОХОДОВ В ГОД

2400

* Расчеты журнала «Деньги».

** Из расчета, что ежемесячно компания изготавливает и продает от 40 дверей средней стоимостью 5 тыс. грн.

 

 Журнал Деньги