Тайна смерти одного из первых украинских олигархов до сих пор не разгадана. Как он жил и умер?

В начале 90-х Евгений Щербань представлялся самым богатым человеком Украины, пишет Forbes. В 1994 году его бизнес-империя находилась на пике расцвета: в нее входило более 300 компаний, работавших на трех континентах, с оборотом в сотни миллионов долларов. Как ему это удалось?

Начало пути

Щербань родился в 1946 г. в маленьком селе Константиновка Харьковской области. Мать  – учительница, отец  – разнорабочий. Отрочество Жени прошло в Донецке, куда они переехали после того, как родители развелись и мать вышла замуж за шахтера. В беллетризованной биографии  Евгений Щербань: Выбираю свободу!, которую написал журналист Евгений Шафранский по заказу сыновей Щербаня, описывается крайне бедный быт семьи, где воспитывались девять детей.

"Нам для вас девяти граммов свинца абсолютно не жалко, и это очень дешево стоит".

Свой первый  бизнес  Щербань организовал в 1959 году, когда ему было 13: подбил одноклассников собирать уголь, выпавший из проходящих товарняков, и продавать его крестьянам. Прибыль на брата достигала 30 рублей в день  – приличные деньги для школьников, даже с учетом того, что это было до денежной реформы 1961 года.

Трудовой путь Щербаня начался на шахте  Кировская  в начале 1960 х. Во время учебы в Донецком профтехучилище №108 он устроился туда бутчиком: выполнял изнурительную работу по укреплению пластов. За следующие 25 лет Щербань сделал неплохую карьеру, пройдя путь от шахтера до заместителя директора  Кировской  по хозяйственным вопросам.

Пробивной студент

Коммуникабельность и амбициозность  – эти черты характера молодого Щербаня отмечают почти все, кто его знал. В 26 лет его, комсорга участка, шахта направила на учебу в Донецкий политех.

Однокурсник Щербаня Владимир Каратун вспоминает, как тот подбил сокурсников ехать в Магадан работать в стройотряде.  "Женя во всем хотел быть победителем и был готов добиваться этого любой ценой,  – рассказывает Каратун.  – Ему кровь из носу требовалось, чтобы наш стройотряд был первым, он постоянно нас подгонял".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Стать успешным, как Цукерберг: ТОП-7 секретов

К моменту окончания института у Щербаня уже был план, как ускорить свой карьерный рост. Он должен был несколько лет отработать на шахте  Кировская, отправившей его на учебу. Перед распределением Щербань записался на прием к первому секретарю Донецкого горкома партии Василию Миронову и уговорил направить пятерых своих однокурсников на  Кировскую.  "У него была идея сформировать свою команду из проверенных людей, с которыми он будет работать",  – вспоминает Каратун. 

Через несколько лет Каратуна избрали секретарем парткома шахты, другой однокурсник возглавил профсоюзную организацию, сам Щербань руководил службой вентиляции и техники безопасности. А уже в 1986 м он стал вторым человеком на шахте, заняв должность замдиректора.

Начало бизнеса

В 1988 году был принят закон о кооперации. Вскоре Щербань уволился и создал кооператив  Прогресс, который выращивал и продавал  овощи и фрукты. Бизнес идея возить фрукты из Украины на Крайний Север и Дальний Восток СССР оказалась нежизнеспособной: значительная часть продукции сгнивала по дороге. Тогда Щербань занялся другим делом: открыл на трассе Донецк  – Мариуполь кафе  Криница , работавшее и ночью. 

"В то время ночных ресторанов не имелось не только в регионе, но и в стране,  – отмечает сын бизнесмена Руслан Щербань.  –  Криница  стала местной достопримечательностью, и от посетителей не было отбоя".

Свой первый миллион Щербань заработал не в ресторанном бизнесе, а продавая вино. В 1989 году кооператоры закупили в Молдове несколько бочек вина. Разлитый по трехлитровым банкам на Донецком консервном заводе напиток разлетелся на ура.  "За первый же год заработали на вине $1,5–2 млн,  – рассказывает один из первых бзнес-партнеров Щербаня Юрий Дедух.  – По тем временам  – сумасшедшие деньги".

Ахметов

Дедух рассказывает, что с авторитетным донецким предпринимателем Ахатем Брагиным и его родственником Ринатом Ахметовым Щербань познакомился в 1990 году, и с тех пор у них появился общий бизнес.  "У Брагина и Ахметова были хорошие отношения с российскими бизнес структурами",  – говорит Дедух. На вопрос, был ли Ахметов в то время бандитом, Дедух ответил: "А кто тогда не был бандитом? Более менее состоявшиеся люди все были бандитами".

Укрупнение

В 1990 году Щербань затеял реорганизацию  Прогресса  и объединил все направления бизнеса в рамках Донецкого регионального производственного объединения (ДРПО)  Центр. Коммерческим директором позвал работать Каратуна, сам стал генеральным директором. По соседству с офисом Щербаня находилась фирма  Атон  Игоря (Ибрагима) Маркулова и Юрия Баскакова, с которыми дружил Щербань.

Маркулов был советником премьер министра Леонида Кучмы, находился в хороших отношениях с президентом Украины Леонидом Кравчуком, рассказывал один из руководителей партии  Батьківщина  Александр Турчинов в интервью порталу Liga.  "Фактически в должности советника премьера Маркулов возглавлял  теневое  правительство",  – объяснял Турчинов.

В конце 1993 го дружба Маркулова, Баскакова и Щербаня переросла в совместный бизнес под громким названием  Транснациональная корпорация  Атон. Связи Маркулова в Киеве, а Щербаня  – в Донбассе открыли перед  Атоном  двери в большой бизнес. В постановлении Кабмина о развитии экспортного потенциала Украины появился пункт о сотрудничестве меткомбината  Азовсталь  и  Атона. Щербань организовал поставки руды с Северного ГОКа на  Азовсталь.

Щербань стремился распространить свое влияние и на другие меткомбинаты. Мэр Мариуполя Михаил Поживанов в середине 1990 х рассказывал, что Щербань просил его рекомендовать директорам заводов заключать со структурами  Атона  социально экономические контракты. Когда мэр отказался, Щербань якобы сказал ему: "Нам для вас девяти граммов свинца абсолютно не жалко, и это очень дешево стоит".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как стать миллиардером на примере Игоря Коломойского

"Если Евгений поручал человеку руководить каким то направлением бизнеса, тот получал долю от его прибыли,  – рассказывает Каратун.  – Жадным Щербань никогда не был". При таком подходе количество фирм и партнеров Щербаня к 1994 году перевалило за три сотни.

Атон  начал создавать сеть автозаправок. Первую приехали строить специалисты из Финляндии и Швеции. Сначала сеть называлась  Атон, позже ее переименовали в  Гефест. Донецкий бизнесмен добрался даже до Африки. В Танзании, по словам Каратуна, была создана компания  Украина  – Занзибар Интернешнл  по поставке метпродукции.

Роскошь

Бизнесмен жил на широкую ногу, не стесняясь и не скрывая своего богатства. Лимузины, банкеты на сотни человек, корпоративы с участием эстрадных звезд  – вот донецкие будни Щербаня. Каратун рассказывает, что Щербань всегда стремился отметить Новый год и свой день рождения с размахом. Александра Кужель, политическая соратница Щербаня, вспоминает, что для празднования своего пятидесятилетия бизнесмен арендовал здание оперного театра Донецка и пригласил звезд российской эстрады.

"Отец часто говорил, что, если мы продержимся до конца года, все будет хорошо",  – вспоминает сын Щербаня Руслан.

Юбилей продолжили отмечать в его загородном доме. Заядлый охотник, Щербань устроил между гостями состязание по стрельбе из ружья.

Партнеры и друзья старались удивить бизнесмена эксцентричностью подарков. Баранчиков как то подарил ему бронзовую статую Вильгельма Телля, а Маркулов  – коня.

Тучи сгустились

Тучи над  Атоном  сгустились осенью 1994 года. В офис зачастили с проверками сотрудники правоохранительных органов и налоговой. Дедух связывает проблемы  Атона  со сменой власти. На выборах президента в июле 1994-го победил Кучма. Маркулов и Щербань делали ставку на Кравчука. Крылатой стала его фраза: "Нравится кому то или не нравится, но следующим президентом после Кучмы будет Владимир Щербань".

Через несколько месяцев после победы Кучмы Маркулов навсегда покинул Украину. Бизнес  Атона  остался без политического прикрытия. Это обстоятельство заставило Щербаня активно заняться политикой. Говорять, что противником Атона был первый вице-премьер Павел Лазаренко.

Летом 1995-го прошла вторая волна проверок.  Приблизительно тогда же Щербань разошелся с Маркуловым и Баскаковым. В 1995 году у  Атона  появился новый партнер – Ахметов.

Сводка новостей за последний год жизни Щербаня напоминает сценарий кровавого боевика. Октябрь 1995-го – на стадионе  Шахтер  взорван Ахать Брагин, март 1996 го  – в Киеве убит Александр Шведченко, директор газового трейдера  Итера , конкурировавшего с ЕЭСУ и ИСД, май  – в Донецке расстреляли Момота. В июле на трассе Борисполь  – Киев совершено неудачное покушение на Лазаренко, который уже был премьер министром.

Убийство

В начале лета Щербань вместе с женой и двумя детьми уехал из Украины. Сначала в США на Олимпийские игры, затем в Европу. Каратун утверждает, что Щербань хотел переселиться в Чехию: мол, безопасно, а до Киева лететь столько же, как из Донецка. "Отец часто говорил, что, если мы продержимся до конца года, все будет хорошо",  – вспоминает сын предпринимателя Руслан. Почему бизнесмен уже в июле вернулся в Украину, можно только гадать.

3 ноября 1996 года в донецком аэропорту два киллера расстреляли Щербаня и его жену, которые возвращались из Москвы, где отмечали серебряную свадьбу Иосифа Кобзона.

В 2003 году Апелляционный суд Луганской области признал виновными в убийстве бизнесмена Вадима Болотских и Геннадия Зангелиди  – членов донецкой банды Евгения Кушнира. Первый осужден также за убийство Брагина и Момота и отбывает пожизненное заключение. Зангелиди убит в конце 1997 года.

Украинская прокуратура обвиняет в организации этого убийства Юлию Тимошенко и Лазаренко, мотив  – борьба за доступ к газовому рынку Донбасса. Этой же точки зрения придерживается свидетель обвинения Владимир Щербань.

В данной версии не все гладко. За месяц до убийства Щербань в телеинтервью заявил: "Я вижу третью силу, которая пытается столкнуть два региона  – Днепропетровский и Донецкий". На допросе в суде Тарута, возглавлявший ИСД в 1996 году, сообщил, что к моменту убийства предпринимателя спор между ЕЭСУ и ИСД был урегулирован.

Тимошенко считает, что убийство было выгодно Ахметову и Виктору Януковичу. Первому досталось большинство компаний Щербаня, второй в 1997 году стал губернатором Донецкой области.

Дедух открыто обвиняет в убийстве Кучму. Первый заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин сообщил Forbes, что следствие проверяет причастность к нему экс президента.

Что осталось от империи

Бизнес-империя Щербаня ненадолго пережила своего основателя.  Все, созданное отцом, рухнуло за восемь месяцев ,  – говорит Руслан Щербань. Корпорация  Атон  и компания  Финансист  были ликвидированы еще в 1996 году. ИСД оказалась под контролем Таруты и Виталия Гайдука. В 1996 м сыновья бизнесмена отдали структурам Ахметова сеть автозаправок  Гефест  и оператора сотовой связи DCC.

Наследникам удалось сохранить небольшой банк Капитал, завод минеральных вод в Андреевке и ДРПО  Центр. От былого величия  Центра  ничего не осталось. По словам Руслана Щербаня, сегодня эта компания зарабатывает на сдаче в аренду недвижимости.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сыновья Щербаня рассказали о бизнесе отца и сделке с Ахметовым

СМОТРИТЕ ВИДЕО: Как убивали Щербаня

Видео Andrew Koks