Банковские гарантии для крупного бизнеса работают в Украине давно, эту услугу предлагали крупным и очень крупным предприятиям ПриватБанк, УкрсибБанк, Ощадбанк, ОТП Банк, Финансы и Кредит и много других.
Банковская гарантия является обязательством, поручительством банка за клиента-принципала (должника, покупателя, заказчика) произвести платеж в пользу второй стороны бенефициара (кредитора, продавца, поставщика, исполнителя) в пределах указанной суммы в случае, если клиент банка не может выполнить свои обязательства. «По сути, поставщик отгружает продукцию покупателю при наличии гарантийного письма от банка, что платеж за продукцию будет выполнен согласно условиям контракта. В случае невыполнения этих условий банк обязуется осуществить платеж за клиента (покупателя)», – объясняет директор департамента развития продуктов для малого и среднего бизнеса «Креди Агриколь Банк» Виктория Ступак.
Гарантии в ассортименте
Сейчас с гарантиями работает большинство украинских банков, которые обычно предлагают на выбор 4–5 видов продуктов. Во-первых, это тендерные гарантии, когда банк берет на себя обязательство покрыть убытки заказчика тендера при невыполнении его условий другим участником. Во-вторых, платежные гарантии, которые обеспечивают выполнение платежных обязательств в рамках договоров и контрактов. В-третьих, гарантии авансового платежа, обеспечивающие возвращение суммы аванса покупателю в случае невыполнения продавцом договорных обязательства. В-четвертых, гарантирование обязательств по контракту, когда банк обеспечивает поставку товара, выполнение работ или предоставление услуг в соответствии с договором между сторонами. И в-пятых, кредитные гарантии, обеспечивающие возвращение кредитору суммы кредита и/или процентов по кредиту.
Кроме того, некоторые банки предоставляют судебные гарантии, а также гарантии для обеспечения выполнения обязательств туроператоров и турагентов перед туристами.
Причем, нередко банковскую гарантию путают с аккредитивом. Но если аккредитив является по своей сути прямым денежным обязательством банка, которое он берет на себя по поручению клиента в пользу бенефициара, то гарантия является именно средством обеспечения обязательств принципала (клиента банка) перед бенефициаром (подрядчиком или контрагентом), а не одной из форм проведения расчетов между ними.
А что взамен?
Чтобы банк выдал гарантию, в обязательном порядке нужно предоставить залог, от вида которого, кстати, будет зависеть и сумма. Наилучшим и наиболее ликвидным залогом являются депозит, средства на блок-счету (особый замороженный на определенный срок счет без права пополнения и частичного снятия) и банковские металлы. При таком залоге размер гарантии может достигать 85–90% от его суммы. Также банки изредка, но все-таки готовы принимать в виде обеспечения недвижимость, оборотные средства.
Однако в этом случае объем гарантии вряд ли превысит 50–60% оценочной стоимости предоставленного имущества. Бланковые гарантии – явление редкое и используются лишь для тендерных процедур. К тому же, их стоимость будет чуть ли не вдвое выше, чем при гарантиях, обеспечиваемых под залог.
От вида залога зависит итоговый тариф по гарантии, который в большинстве случаев оплачивается ежеквартально. «Гарантия в гривне с денежным покрытием клиента обойдется в 2–4% годовых. Стоимость выпуска и обслуживания гарантии при наличии другого обеспечения составит 5–6% годовых», – оценивает тарифы начальник управления организации продаж корпоративным клиентам Пивденкомбанка Ирина Понырко.
Перечень документов, необходимых для получения гарантии, относительно невелик: копии учредительных документов, копия контракта или тендерной документации, копия финансовой отчетности за год, перечень активов и имущества, которые клиент готов предоставить в качестве залога банку, и выписка из реестра отягощений движимого или недвижимого имущества.
Срок, на который предоставляется гарантия, может колебаться от 6–12 до 24 месяцев. Причем, банки покрупнее, как правило, выдают гарантии на более короткие сроки, чем финучреждения второго и третьего эшелона. Но не нужно забывать, что гарантия все равно не может превышать длительность договора между клиентом и контрагентом, под который она заключается.
Банки уверяют: если с документами все в порядке, а у компании или предпринимателя нет негативной кредитной истории либо подпорченной деловой репутации, гарантия оформляется в течение 1–2 дней. Хотя в реальности на эти процедуры может уйти гораздо больше времени, особенно если банк захочет более глубоко проверить состояние не только клиента, но и его контрагента, который выступает второй стороной в рамках гарантии.
Подождем немного
Разумеется, банк платит за клиента-принципала не сразу, а после того, как бенефициар выставляет требование об уплате по гарантии. И если подрядчик (дебитор) не может его выполнить, в процесс уже включается банк.
Однако особенность состоит в том, что если контрагент все же срывает выполнение контракта, это в будущем все равно становится его проблемой. «Банку приходится «раскрывать гарантию» (оплачивать задолженность перед поставщиком), клиент превращается в должника банка на принципах кредитования, а непогашение задолженности влечет за собой ее принудительное взыскание», – напоминает Виктория Ступак. Помимо этого, при перезаключении договора гарантии с неблагополучным клиентом банк, скорее всего, предложит ему более высокий тариф.
Резюме: Банковская гарантия позволяет избежать кассовых разрывов, обходясь бизнесу до 6–8% в год от суммы гарантии, но лишь при условии наличия ликвидного залога.
Как работает банковская гарантия
- Клиент заключает с банком договор гарантии.
- Банк берет на себя обязательства выплатить за клиента гарантированную сумму второй стороне – бенефициару (например, поставщику).
- Бенефициар (например, поставщик) выставляет банку требование по гарантии.
- Банк уведомляет о требовании по гарантии первую сторону – клиента (например, заказчика – дебитора) и, при отсутствии причин для отказа, выплачивает гарантированную сумму бенефициару.
- Банк взыскивает с клиента (например, заказчика – дебитора) компенсацию, которую он уплатил бенефициару.
Ключевые условия предоставления гарантий украинскими банками
| Срок | 6–24 месяца (для туристических компаний и агентов – до 36–50 месяцев) |
| Сумма гарантии | От 50 до 90% стоимости залога |
| Стоимость гарантии | От 2–3% до 6–8% в год |
| Условия сотрудничества | После выполнения гарантии банк взыскивает уплаченную сумму с клиента |