«Я в прошлом году обзавелся Mercedes, пригнал из Польши. Машине три года, и здесь похожая модель стоит не меньше 33 тыс. долларов, а там я купил ее за 16 тысяч. Меня оформили сотрудником иностранной фирмы, которой по техпаспорту принадлежит теперь машина. С ГАИ пока никаких проблем не было – у меня ведь на руках и трудовой договор, и доверенность, и путевые листы – все, что нужно для безопасного перемещения машины в стране», – рассказал «Деньгам» Ростислав, по понятным причинам не желающий упоминания своей фамилии.
Схема, по которой наш герой купил автомобиль, довольно распространена – на дорогах Украины часто мелькают автомобили с польскими, литовскими и чешскими номерами, как сообщает журнал «Деньги», www.dengi.ua. Впрочем, несмотря на кажущуюся прозрачность схемы покупки такой машины, легальность нахождения в стране таких машин все же вызывает сомнения у таможенных органов и ГАИ. Так что для владельцев машин с чужестранными номерами существуют определенные риски.
Стамбульский «зеленый свет»
Ввоз на территорию Украины автомобилей, зарегистрированных за рубежом, регулируется Конвенцией о временном ввозе (так называемая Стамбульская конвенция), к которой Украина присоединилась в 2004 году. «Именно Стамбульская конвенция определяет режим временного ввоза, который предоставляется с общим условным освобождением от ввозной пошлины и налогов и без применения ввозных ограничений или запретов экономического характера. В свою очередь, режим временного ввоза может быть использован для ввоза транспортных средств коммерческого или частного использования», – отмечает Петр Дубовский, младший юрист компании «С.Т. Партнерс». По его словам, обычно автомобили ввозятся на таможенную территорию Украины именно как транспортные средства коммерческого использования. Чтобы на таможне автомобиль не облагался пошлиной, он должен быть зарегистрирован на территории иностранного государства на имя лица, которое постоянно проживает в этой стране, или же на иностранное юрлицо.
«Согласно Стамбульской Конвенции, «коммерческое использование» означает платную перевозку лиц, или промышленную, или коммерческую платную или безоплатную перевозку грузов. Однако, как правило, такие автомобили ввозятся на территорию Украины с целью их использования для личных целей. Соответственно, такая схема приобретения и ввоза автомобиля для личных целей является незаконной», – предупреждает юрист международной юридической фирмы Beiten Burkhardt в Украине Василий Юрманович.
Как это работает
Ряд отечественных компаний предлагают помочь отечественным автолюбителям найти за рубежом подходящее авто, проверить его исправность, а также осуществить полную процедуру оформления машины для последующего использования на территории Украины. При этом нового собственника оформляют сотрудником иностранной компании, подписав соответствующий трудовой договор.
Хотя описанная схема многим нравится, она рискованна. «Риски заключаются в том, что собственником данное лицо не будет являться, он будет только пользователем», – напоминает Кристина Давидовская, юрисконсульт ЮК «Viva Lex». Кроме того, существующее «на бумаге» юрлицо-«работодатель» может «испариться», авто могут объявить в розыск, что чревато судебными разбирательствами и штрафами для нового владельца машины.
«Проверить на добросовестность такие конторы нереально, более того, если через год автовладелец решит продать машину, оформленную по документам на уже не существующее юрлицо, то даже при условии выезда в ту же Польшу реализовать затею не удастся. Придется за копейки сдавать авто на разборку в Украине», – предупреждает киевлянин Арсений Павлик.
Куда более серьезно выглядит схема, предложенная одной львовской компанией. «Вы находите машину на одном из сайтов, мы помогаем Вам ее проверить, оформляем Вас польским предпринимателем. Потом Вы открываете визу, едете в Польшу, около границы платите за машину. Через три дня получаете техпаспорт и отправляетесь на машине домой. При Вас будет свидетельство о регистрации фирмы в Польше, техпаспорт авто, оформленного на фирму, путевые листы, свидетельствующие о том, что транспорт пересекает границу с Украиной с целью коммерческого использования», – рассказали корреспонденту «Денег» в офисе компании (по понятным причинам мы ее не называем).
Схема, при которой автовладелец становится собственником иностранной фирмы, привлекательна с точки зрения возможности продать автомобиль. Это вполне реально, хотя для этого придется поехать в Польшу, снять авто с учета и сдать его в один из комиссионных автосалонов.
Кроме того, в той самой львовской компании нас заверили, что с радостью подыщут нового покупателя на фирму автовладельца: так что когда покупатель решит продать автомобиль, он сможет также избавиться и от «липовой» польской компании. Расходы автовладельца на покупку машины составят около 3 тыс. долл.
Правда, «собственнику польского бизнеса» раз в год придется сдавать отчеты в налоговые органы Польши. Если поручить эту задачу посреднику, то за каждый отчет придется заплатить 100 долларов. Помимо этих хлопот придется раз в год покидать территорию Украины на машине (выезжать можно хоть в Россию, хоть в Беларусь, хоть в ту же Польшу), чтобы не нарушать порядок временного ввоза транспортных средств (он регулируется Таможенным кодексом).
Вряд ли в «приобретении польской фирмы» есть особенный смысл, если авто у владельца одно и оно недорогое. Но если семья или небольшая компания владеет хотя бы парой-тройкой недешевых машин – овчинка может стоить выделки.
А что в Украине?
Увы, назвать схему ввоза авто с иностранными номерами в Украину полностью безопасной нельзя. «Деньги» предупреждают: несмотря на кажущуюся простоту и прозрачность, при использовании такой машины в Украине могут возникнуть сложности с ГАИ. Сотрудники этой службы все чаще останавливают такие машины, проверяют документы водителя, а в случае даже надуманных подозрений, что авто незаконно находится в стране, его могут отогнать на штрафплощадку.
«Достаточно распространенными являются случаи, когда инспектор ГАИ, ссылаясь на нарушение водителем таможенного законодательства, транспортирует автомобиль на штрафплощадку или в ближайшее отделение таможенной службы, либо вызывает работника таможенной службы, который может составить протокол об административном нарушении. А следующим этапом развития этой ситуации уже будет рассмотрение дела в суде и, как следствие, существует возможность конфискации автомобиля», – говорит Петр Дубовский.
По мнению г-на Дубовского, принимая решение о ввозе в страну машины с иностранными номерами, стоит обратить внимание на положения ст. 108 Таможенного Кодекса, согласно которой именно таможенный орган устанавливает срок временного ввоза транспортных средств коммерческого назначения. «Согласно позиции Гостаможслужбы, срок временного ввоза автотранспортных средств коммерческого назначения составляет всего-навсего 20 дней (Письмо Гостаможслужбы Украины «О временном ввозе автотранспортных средств гражданами-резидентами» от 05.03.2013 г. № 11.1/2–12.2/2172-ЕП)», – предупреждает г-н Дубовский. Получается, что, ссылаясь на указанное распоряжение Гостаможслужбы, автовладельца могут обязать выезжать за территорию страны каждые три недели. Это, конечно же, чересчур хлопотно, а значит, создает все условия для того, чтобы автолюбители отказались от использования Стамбульской конвенции с целью беспошлинного ввоза в страну автомобилей.
«Деньги» считают описанную схему ввоза авто рискованной, поэтому до принятия решения о ввозе для себя авто с иностранными номерами редакция журнала рекомендует дополнительно проконсультироваться с юристами, так как таможня стремительно ужесточает нормативную базу.
Шаг 1 | Найти необходимый автомобиль на одном из сайтов (например, otomoto.pl) |
Шаг 2 | Обратиться в компанию в Украине, которая поручит своим партнерам проверить техническое состояние авто, а также его историю (не был ли в ДТП, не числится ли в угоне). Срок: одна неделя |
Шаг 3 | Поручить украинской компании регистрацию юридического лица в Польше. Документы от покупателя авто: гражданский и заграничный паспорт, ИНН, свидетельство о рождении, справка о несудимости, доверенность на право регистрации юрлица (оформляется на польского посредника). Расходы на данном этапе: 1700 долл. Срок 3 недели |
Шаг 4 | Получив из Польши обратно свои документы и информацию от украинской компании, когда и куда будет пригнано авто (пригоняется к украинской границе), открыть визу, купить авиабилеты, забронировать отель на 3 суток. Не забыть взять с собой водительское удостоверение. Расходы на данном этапе: 400 долл. Срок: 2 недели |
Шаг 5 | Поездка в Польшу непосредственно за автомобилем. Заключение договора купли-продажи (авто оформляется на юрлицо, которое зарегистрировано на покупателя), передача оплаты за автомобиль польскому посреднику, с его помощью – регистрация автомобиля в Польше (занимает 2–3 дня). Расходы на данном этапе: 500 долл. + цена выбранного автомобиля |
Шаг 6 | Проходим таможню после получения от польского посредника техпаспорта автомобиля, свидетельства о регистрации фирмы, страховки, путевого листа (обоснование, что на территорию Украины въезжает транспорт с коммерческим назначением). Срок: 1 день |
Шаг 7 | Раз в год сдавать в польские налоговые органы «пустышки» (налоговые декларации), через посредника в Украине это будет стоить 100 долл. (в год) |
Шаг 8 | Итоговые расходы на оформление авто с польскими номерами: около 2700 долл. |