В 2012 году украинцы приобрели 217,4 тыс. новых легковых автомобилей. С прогнозами на 2013 год дилеры осторожничают, предвещая снижение объема рынка по итогам года на 3%.

Никакого лишнего оптимизма – автоимпортеры и дилеры уже не верят в быстрое посткризисное восстановление объема автопродаж. По данным генерального директора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, по итогам 2012 года было реализовано 217,4 тыс. новых легковых авто. Директор отделения стратегического развития «Атлант-М» Алексей Терещенко подчеркивает, что вместе с коммерческой группой объем продаж дилеров достиг 232 тыс. автомобилей. По сути, рынок вырос на 5,2% (за 2011 год было продано 220,6 тыс. авто). Как будут развиваться автопродажи в 2013 году? Какие новые налоги и сборы в отношении иномарок могут ввести? Сколько будут стоить автокредиты? Об этом эксперты отрасли говорили во время круглого стола, организованного журналом «Деньги». Как будут развиваться автопродажи в 2013 году? Какие новые налоги и сборы в отношении иномарок могут ввести? Сколько будут стоить автокредиты? Об этом эксперты отрасли говорили во время круглого стола, организованного журналом «Деньги».  

Дороже не будет

Импортеры уверены – в 2013 году автомобили не подорожают, по крайней мере, сейчас для роста цен нет никаких предпосылок. «Учитывая нынешние макроэкономические факторы, цены не будут ни повышаться, ни снижаться. Правда, в 2013 году на рынке появится несколько бюджетных моделей – машины, которые производятся в России для рынка стран СНГ. Например, Citroеn C-Elysеe, VW Polo, Peugeot 301. В целом цены могут быть откорректированы в сторону повышения всего на 1–1,5%», – рассказал Артем Ткаченко, первый вице-президент «ВиДи Групп». Согласен с коллегой и директор ДЦ «АвтоАльянс Киев» Дмитрий Барановский. По его мнению, ожидать повышения цен автомобилей не приходится, разве что в рамках 1–1,5%, что заложено производителями на этот год.

Впрочем, подорожать автомобили все же могут, если к импортным авто будет применяться утилизационный сбор. Однако пока окончательного решения относительно внедрения такого сбора государством принято не было. «Рассматривался вариант взамен на решение о введении сбора Россией начать взимать сбор с импортных российских автомобилей. В декабре было заявление министра экономического развития России о том, что они получили много претензий от иностранных компаний, и до конца февраля в законы будут вноситься изменения, которые позволят импортеру выбирать – уплачивать сбор либо задекларировать, что в дальнейшем авто будут утилизированы, – при этом нужна гарантия заводов. Думаю, что и наши законы могут быть также изменены, но я выступаю за то, чтобы утилизационного сбора вообще не было», – отметил в ходе круглого стола Олег Назаренко.

По мнению Алексея Терещенко, если импортер новых авто может гарантировать утилизацию, то для импорта подержанных машин нужно обязательно ввести утилизационный сбор. «В коммерческом сегменте ввозится много таких авто, которые вредны для окружающей среды», – уверен г-н Терещенко. Участники круглого стола единогласны во мнении, что введение дополнительного сбора в конечном счете приведет к удорожанию автомобилей, и в итоге – к дальнейшему падению объемов автопродаж. «Если взять базовое авто стоимостью 105–110 тыс. грн., то с учетом сбора – это 10% подорожания. Сейчас компании борются за каждую тысячу гривен, чтобы привлечь покупателя. А тут в бюджетном сегменте такое подорожание!», – говорит Алексей Терещенко.

Может повлиять на цены импортных иномарок в 2013 году и введение спецпошлины (см. «Деньги» от 25.09.2012, доступно на dengi.ua). Соответствующая процедура идет уже год с лишним. Спецпошлина упомянута в обсуждавшейся правительством в январе «Государственной программе развития легкового автомобилестроения Украины до 2020 года». По словам Олега Назаренко, правительство ставит задачу Межведомственной комиссии по международной торговле расследовать и вынести решение относительно введения спецпошлины. Если пошлину таки введут, импортные автомобили подорожают на 6,5–16%. Впрочем, пока о подобном решении не слышно.  

Кредитный вопрос

Авторынок надеется на повышение доступности кредитных программ для покупателей автомобилей. Банкиры отмечают, что и рады бы выдавать больше кредитов, но дороговизна ресурсов не позволяет. Годовые депозиты в гривне, за счет которых финучреждения выдают автокредиты, имеют ставки 18–28% годовых. При такой цене ресурсов ставка по кредитам оказывается неподъемной для покупателей. Кроме того, текущая ликвидность банковской системы оставляет желать лучшего. «Последние три-четыре года мы наблюдаем кризис ликвидности. Причины – население в конце года задумывается о том, что будет в следующем году, и начинает вымывать из системы гривну, покупая доллар. Для удержания гривны в системе банки начали борьбу на депозитном рынке», – отметил в ходе круглого стола начальник отдела альтернативных каналов продаж Банка Кипра Владимир Радько. По его мнению, к февралю ситуация стабилизировалась – и депозитные, и кредитные ставки уже снизились на 1–3 п.п.

Однако говорить о дешевых автокредитах рано.

Поэтому, скорее всего, в 2013 году доля кредитных продаж в структуре общего объема продаж новых автомобилей сохранится на уровне 2012 года и составит не более 20%. При этом наибольший объем продаж авто в кредит будет у тех компаний, которые смогут предложить субсидированные импортерами программы кредитования (сейчас такие программы предлагают, в частности, Renault, Nissan, Hyundai, Volkswagen, Audi, Seat, Chevrolet).

В 2013 году будут стараться получить «свою долю пирога» и лизинговые компании. «Сегодня около 5% продаж авто – это лизинг. И это очень серьезный показатель», – говорит Артем Ткаченко. По словам Дмитрия Барановского, в основном в лизинг автомобили приобретают юрлица. «На востребованность (точнее, невостребованность, – Ред.) лизинговых программ физлицами влияет ментальность: люди не готовы, чтобы при покупке автомобиля право собственности на машину до окончания срока договора лизинга оставалось у лизингодателя. Хотя сами лизинговые платежи более выгодны клиенту», – отметил Дмитрий Барановский.  

Что с трендом?

В 2013 году дилеры ожидают активизации рынка подержанных автомобилей – трейд-ин продаж. «Все законодательные вопросы урегулированы. Сейчас дилер может выкупать у клиента авто, не уплачивая дополнительных налогов, и рынок трейд-ин может работать по вполне понятным и прозрачным правилам. Но где взять деньги на выкуп у клиентов автомобилей?», – сетует на нехватку финансирования Артем Ткаченко. По его мнению, помочь в развитии трейд-ин могут банки, если начнут кредитовать автодилеров под склад б/у авто. Однако такие кредиты сейчас – большая редкость, поэтому развитие трейд-ин дилеры откладывают на вторую половину года, когда ожидается снижение ставок по кредитам на 2–3 п.п.

В целом рынок б/у авто автодилеры считают привлекательным. «Если новых машин в 2012 году было продано 232 тыс., то рынок «вторичный» достиг 440 тыс. Этот рынок автосалонами покрыт на 2%, остальные 98% – это люди, которые продают машины через объявления, прямые продажи «своим» без участия дилеров и банков и часто без уплаты налогов», – отметил в ходе круглого стола Артем Ткаченко. Кстати, банкиры тоже присматриваются к кредитованию б/у авто: им весьма интересны одно-двух-трехлетние займы на несколько десятков тысяч гривен, да под ликвидный залог.

В 2013 году продажи новых иномарок, скорее всего, не превысят 232 тыс. штук, а при неблагоприятной ситуации в экономике и в случае дорожающих автокредитов продажи новых машин могут даже сократиться до 225 тыс. по итогам года. В структуре продаж ожидается увеличение доли иномарок. «В общем объеме автопродаж количество авто производства СНГ сократилось на 3%, а доля иномарок выросла на 6%. В этом году на рынок выходят новые бренды, и будет «перетягивание одеяла», а вот «Жигулей» больше не будет», – отметил в ходе круглого стола директор розничной дилерской сети «Нико» Михаил Бондаренко.  

Мнение эксперта:  

«Какой-то цельной, обобщенной статистики по продажам автомобилей в кредит сейчас нет, но, по нашим оценкам, в зависимости от бренда, 18–20% – это кредитные продажи. В частности банк, который я представляю, в 2012 году выдал 7800 кредитов на приобретение автомобилей. Начинался 2012 год очень оптимистично, но к концу года кредитные продажи «просели». В 2013 году мы надеемся на небольшое снижение процентных ставок. Основной причиной, влияющей на цену кредитов, остается ликвидность банковской системы. Банкам нужно привлекать гривну, а ее цена – 22–28% годовых (таковы в среднем ставки по депозитам). Вот поэтому заемщики неохотно берут автокредиты. Однако мы надеемся, что в 2013 году ставки снизятся на 3–4 процентных пункта.

Помогают снизить расходы заемщиков по кредитам субсидированные импортерами программы, мы активно их предлагаем. Доля таких кредитов на рынке автомобильных кредитов – около 50%. Многие заемщики выбирают в настоящее время не столько марку машины, сколько кредитную программу. То есть условия финансирования покупки даже превалируют над выбором марки.

Полагаю, что важным трендом 2013 года станет кредитование покупок подержанных авто. Нам хочется верить в рынок б/у автомобилей, ведь его объем оценивают в два раза больше, чем рынок новых авто. Мы хотим кредитовать покупку таких автомобилей. Но, увы, пока такое кредитование не слишком распространено. Тем не менее, мы будем его развивать, конечно, при поддержке со стороны партнеров – автосалонов», – Роман Бунич, директор департамента альтернативных продаж Credit Agricole.

 

«Рынок автокредитования развивается параллельно с автомобильным рынком. С ростом и развитием рынка увеличится и количество автокредитов.

Касательно лизинга как средства приобретения автомобиля уже стало точно понятно, что это направление в части финансирования физических лиц в Украине развиваться не будет. Существует психологический барьер, который наши рядовые граждане не могут переступить – это оформление права собственности на «чужого дядю», то есть ты покупаешь машину, но машина оформлена на кого-то другого. Поэтому лизинг будет востребован исключительно юридическими лицами.

Что касается рынка б/у авто, то он находится в «темном» сегменте: покупатель не представляет, что именно он покупает. Было бы хорошо перевести этот рынок в автосалоны, где ему на б/у авто могли бы давать гарантию. Некоторые импортеры пытаются это сделать, но нужны технологии, которые позволят дилерам быстро, без дополнительных затрат и рисков продавать такие машины. Тогда и банки смогут более активно кредитовать приобретение подержанных авто», – Виталий Жихарцев, руководитель направления автокредитования Астра Банка.  

 

В последние годы относительно низкая активность в сфере автокредитования была настоящим тормозом для автомобильного рынка. Поэтому в 2013 году основная цель для сегмента автофинансирования – поддержать рост автомобильных продаж. Это возможно только с помощью грамотных, продуманных, прозрачных кредитных и лизинговых продуктов. Renault Finance, как собственная программа от производителя Renault, следовала этой политике ранее и продолжит ее в 2013 году. Мы предлагаем одни из самых привлекательных (фиксированных!) условий на рынке, дополненные интересными страховыми продуктами. И с помощью нашей программы все больше людей cмогут позволить себе приобрести новый автомобиль.

В первом квартале 2013 года мы вывели на рынок абсолютно новый страховой продукт от Renault Finance – «Автозахист+». Он ориентирован на клиентов, которые не готовы тратить большие деньги на КАСКО, однако стремятся защитить свой автомобиль. Покупая страховой полис за 1199 грн., клиент получает страховку от одного ДТП с участием третьей стороны в году. При этом сумма покрытия по страховке в семь раз превышает стоимость полиса, – Эдит Арани-Тот, Генеральный директор RCI Financial Services Ukraine.

  Автопрогноз:

 Дмитрий Барановский: «Люди не верят в «завтра», и это основная причина отсутствия особого роста объемов автокредитования» 

Олег Назаренко: «Рост рынка зависит от состояния экономики, увы, авторынок – это зеркало экономики. Если идет падение доходов, производства, то как может расти рынок?» 

Владимир Радько: «В первом квартале будет оживление на рынке автокредитования и снижение ставок по кредитам на 1–2 п.п.»  

Алексей Терещенко: «Авто производства двухтысячных годов не способны к миллионным пробегам, нужны кредитные программы для трейд-ин»  

Михаил Бондаренко: «Идет перераспределение рынка – импортеры уже поняли, что покупателям нужен большой дешевый седан с огромным багажником»  

Артем Ткаченко: «Авторынок не будет падать или расти до появления «драйверов». Если ВВП будет расти на 2–3,5% в год, то так же будет вести себя авторынок»