Страховые компании оправились от кризиса. Они позабыли тот шок, который пережили  в кризисный 2009-й, когда рухнул такой источник дохода, как страхование купленных в кредит машин. В 2012 году дела у страховщиков определенно шли на поправку. А если уж быть совсем точным – на поправку шли дела у тех немногих компаний, которые сделали ставку на страхование автовладельцев, приходящих не только из банков, но и «с улицы».

Тарифы уже рассчитывались с большим вниманием к конкретному страхователю, появились скидки, ускорилось урегулирование и выплаты по страховым случаям. Все хорошо? Вроде бы да, но автовладельцам, которые защищаются при помощи КАСКО, все равно стоит быть крайне внимательными к деталям.

Внезапный ценопад

Год начался для автовладельцев многообещающе: в 2012 году расширялся ассортимент страховых программ КАСКО и снижались тарифы по ним. «Пересмотр тарифных сеток в сторону снижения был характерным для большинства игроков. Уменьшение тарифов составило где-то 10–15% относительно прошлогодних (2011 года. – Авт.)», – говорит председатель правления «Гарант-Авто» Наталья Шарвадзе. В итоге, средняя цена полного КАСКО сейчас достигает 5–7%. Конечно, стоимость страхования у компаний менялась не тотально, а для определенных групп водителей, марок авто и т. п.

Существенно расширилась и продуктовая линейка, и теперь больше ориентирована на привлечение клиентов с невысокой платежеспособностью. Вновь активно предлагаются полисы с оплатой всего 50% стандартной цены, либо обеспечивающие защиту лишь до первого ДТП.

Появились даже продукты КАСКО, позволяющие застраховать авто на несколько месяцев: «Например, клиент получает защиту на три зимних месяца, когда страховые события происходят чаще всего, – отмечает заместитель директора по андеррайтингу транспортных рисков СК «Княжа» Ольга Ковшик. – Что выгодно автолюбителям, которые активно ездят зимой и хотят сэкономить на стоимости полиса».

Все чаще встречается гендерная и возрастная градация клиентов. Например, полисы для женщин или неопытных водителей учитывают как возраст, так и опыт вождения, а также его манеру, присущую тому или иному возрасту. И в зависимости от этих факторов, меняется цена на полис.

Предлагая скидки, страховщики нередко готовы расширять перечень покрываемых рисков, и все чаще можно встретить договоры, где учитываются не только стандартные ситуации, такие как ДТП, угон или противоправные действия третьих лиц, но и специфические случаи. «Затопление вследствие прорыва канализации или повреждение машины из-за провала асфальта», – приводит примеры начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК «Allianz Украина» Александр Яременко.

Послабления касаются и условий страховой выплаты – все чаще компании отказываются от жестких требований к месту хранения машины: она остается под страховой защитой как на охраняемой парковке, так и под подъездом дома клиента. Кроме того, страховая сумма не уменьшается после страхового случая (то есть не учитывается износ) для авто возраста 6–7 лет. Хотя еще пару лет назад предельный срок эксплуатации для выполнения этого условия составлял пять лет. Плюс ко всему страховщики зачастую компенсируют затраты на эвакуацию машины и даже разрешают в течение действия договора дважды не вызывать ГАИ, если случилось ДТП. 

Делаем дешевле

Несмотря на все перечисленные бонусы, автовладельцы по-прежнему не против получить дополнительные скидки. Разумеется, основные преимущества у безубыточных клиентов: для них итоговая скидка может достигать 20–30% за несколько лет страхования. Не меньшей любовью страховщиков пользуются и опытные водители. За стаж от 5–10 лет и больше страхователь может сразу получить скидку до 5–15%.

Еще примерно на 5% можно снизить стоимость полиса, если исключить покрытие за пределами Украины. Некоторые страховщики позволяют ограничивать действие страховки даже в пределах страны – на несколько областей. Это позволяет сэкономить еще 5–10% по сравнению со стандартной ценой полиса.

Покупка КАСКО для нескольких автомобилей сразу позволяет рассчитывать на оптовый тариф: скидка может достигать 10–20% для каждого следующего транспортного средства. 

Получать станет проще

Система урегулирования страховых случаев становится у лидеров рынка КАСКО все проще и лояльнее к страхователю. Зачастую правила разрешают отогнать поврежденный автомобиль прямо на СТО. Некоторые компании даже готовы избавить клиентов от лишних визитов: заявление можно подать прямо с места ДТП или в течение 2–3 дней по телефону. После этого представитель компании попросту сообщит, на какую именно СТО нужно отправлять авто. «Клиент получает отремонтированный автомобиль в кратчайшие сроки с гарантией на выполненные работы и замененные запчасти, а все взаиморасчеты с СТО производятся без его участия. Все это позволяет сократить средние сроки по рассмотрению убытков до 15 дней с момента наступления страхового события», – уверяет начальник управления урегулирования убытков в автостраховании АСК «ИНГО Украина» Александр Руликовский.

Ему вторит директор департамента урегулирования убытков СК «Allianz Украина» Анатолий Климюк: «Все больше вводятся системы онлайн-урегулирования, где программное обеспечение СТО, экспертов и СК объединено в одну систему, которая позволяет в считанные минуты обменяться информацией для расчета убытка (фотографии, счета, первичные документы)». 

Роста цен на КАСКО страховщики пока не ожидают, хотя и не отрицают, что, в случае подорожания запчастей, а также девальвации гривны, тарифы могут вновь подскочить.

Подписывая страховой договор, нужно внимательно читать и его текст, и «Правила страхования». Исключения, оговорки, причины будущих невыплат – именно там.  

Сколько стоит КАСКО?

 

Средний тариф по полису

ПЗУ Украина

3,2–4,6%

Гарант-Авто

3,22–4,14%

СГ ТАС

3,97–4,96%

Универсальная

4,2–5,2%

Княжа

4,9–5,2%

Оранта

4,92–5,23%

Украинская страховая группа

5,4%

АХА Страхование

5,5–6%

Альфа-Страхование

5,7–6,5%

Экспресс-Страхование

5,8%

Уника

6,5%

ИНГО Украина

6,6–7,3%

*При базовых условиях:

- стоимость авто – около 20–25 тыс. долл.;

- место регистрации авто и преимущественное место эксплуатации – города-миллионники;

- возраст авто – 1–3 года;

- без учета износа,

- франшиза на повреждения – 1–2%; по угону – 5–10%;

- возраст водителя – 30–35 лет, стаж – более 5 лет;

- ремонт – официальная СТО либо СТО, рекомендованная страховщиком.

Кто платит при ДТП?

Полисы на руках

Виновник

Пострадавший

Виновник:

ОСАГО, КАСКО

Пострадавший:

ОСАГО, КАСКО

По полису КАСКО

По полису КАСКО или по ОСАГО виновника

Виновник:

ОСАГО, КАСКО

Пострадавший:

ОСАГО, нет КАСКО

По полису КАСКО

По ОСАГО виновника

Виновник:

ОСАГО, КАСКО

Пострадавший:

КАСКО, нет ОСАГО

По полису КАСКО

По полису КАСКО или по ОСАГО виновника

Виновник:

ОСАГО, КАСКО

Пострадавший:

нет КАСКО, нет ОСАГО

По полису КАСКО

По ОСАГО виновника

Виновник:

ОСАГО, нет КАСКО

Пострадавший:

ОСАГО, КАСКО

За свой счет

По полису КАСКО или по ОСАГО виновника

Виновник:

ОСАГО, нет КАСКО

Пострадавший:

ОСАГО, нет КАСКО

За свой счет

По ОСАГО виновника

Виновник:

ОСАГО, нет КАСКО

Пострадавший:

КАСКО, нет ОСАГО

За свой счет

По полису КАСКО или по ОСАГО виновника

Виновник:

ОСАГО, нет КАСКО

Пострадавший:

нет КАСКО, нет ОСАГО

За свой счет

По ОСАГО виновника

Виновник:

КАСКО, нет ОСАГО

Пострадавший:

ОСАГО, КАСКО

По полису КАСКО

По полису КАСКО

Виновник:

КАСКО, нет ОСАГО

Пострадавший:

ОСАГО, нет КАСКО

По полису КАСКО

За счет МТСБУ

Виновник:

КАСКО, нет ОСАГО

Пострадавший:

КАСКО, нет ОСАГО

По полису КАСКО

По полису КАСКО

Виновник:

КАСКО, нет ОСАГО

Пострадавший:

нет КАСКО, нет ОСАГО

По полису КАСКО

Либо договаривается о размере возмещения ущерба с виновником мирным путем, либо через суд

Виновник:

нет КАСКО, нет ОСАГО

Пострадавший:

КАСКО, ОСАГО

За свой счет

По полису КАСКО

Виновник:

Нет КАСКО, нет ОСАГО

Пострадавший:

КАСКО, нет ОСАГО

За свой счет

По полису КАСКО

Виновник:

Нет КАСКО, нет ОСАГО

Пострадавший:

ОСАГО, нет КАСКО

За свой счет

За счет МТСБУ

Виновник:

нет КАСКО, нет ОСАГО

Пострадавший:

нет КАСКО, нет ОСАГО

За свой счет

Либо договаривается о размере возмещения ущерба с виновником мирным путем, либо через суд