Автомобили с грузоподъемностью в 0,7–1,5 т, которые чаще всего используются представителями малого и среднего бизнеса, принято называть легкой коммерческой техникой, или LCV. «Такие авто приобретают грузоперевозчики, производители мясной, молочной или другой продукции, – говорит директор по продажам «ВиДи Авто Менеджмент Груп» Виктор Кордилевский. – Критерии выбора зависят от условий и задач, которые стоят перед транспортным средством. Как правило, клиенты оценивают размеры авто, грузоподъемность, параметры двигателя, расход топлива и рассчитывают стоимость владения». У покупателей с ограниченным бюджетом особенно популярны авто марки ГАЗ (от 107 тыс. грн.). Более дорогую технику для предпринимателей предлагают европейские производители – Citroen, Renault, Peugeot, Fiat, Volkswagen (от 180 тыс. грн.). Японцы и корейцы, увы, коммерческую технику в Украину практически не поставляют.
Большинство таких коммерческих авто создано для городского бизнеса. «Бортовые автомобили и фургоны с полной массой до 3,5 тонн особенно целесообразно использовать в населенных пунктах, – говорит директор дистрибьюторской компании «ГАЗ» Вадим Козырь. – Действие дорожных знаков, запрещающих движение грузовиков по отдельным улицам, на такие авто не распространяется. К тому же, для управления будет достаточно прав категории «В», которые получают водители легковых авто».
Смысл – в экономии
Коммерческие авто используются куда более интенсивно, чем обычные легковушки. Поэтому логично выбирать наименее дорогие в эксплуатации модели. Большинство грузовичков оснащаются экономичными дизельными двигателями объемом 1,6–2,8 л мощностью 90–170 л. с. И хотя такие авто редко могут похвастать хорошей разгонной динамикой, их ценят за другое – за скромные аппетиты. Снизить затраты на топливо в бензиновых моделях позволяет использование газобаллонного оборудования (ГБО). В некоторых компаниях ГБО 3-го и 4-го поколения, которое работает на сжиженном или сжатом газе, по заказу клиента установят на автомобиль с бензиновым двигателем. При ежегодном пробеге в 20 тыс. км экономия на оплате топлива превысит затраты на установку ГБО за 10–12 месяцев. Автомобиль с турбодизельным двигателем также более выгоден бизнесу, чем чисто бензиновая модель.
Ограничиваться только экономичностью при выборе машины, конечно, не стоит. «Главный критерий при выборе коммерческих авто – эффективность в работе, под которой следует понимать не только грузоподъемность и расход топлива, но и надежность, периодичность ТО, выгодные условия покупки в кредит или лизинг, возможность последующей перепродажи и т. д., – говорит директор представительства «Ситроен Украина» Лоик Сибрак. – Поэтому нередко более выгодными оказываются отнюдь не самые дешевые коммерческие авто, а те, которые предлагают комплексное решение перечисленных задач».
Проворный фургончик
Для доставки товаров, транспортировки бытовой техники, мебели, отделочных материалов современные фургоны подходят идеально. Выбор большой – от бюджетных авто марки ГАЗ (от 115 тыс. грн.) до более дорогих европейцев Ford Transit Van (от 180 тыс. грн.), Peugeot Boxer (от 212,8 тыс. грн.), Renault Master (от 215 тыс. грн.), Fiat Ducato (от 252,7 тыс.), Mercedes-Benz Sprinter (от 400 тыс. грн.) и ряда других.
Для фургонов важным показателем является вместительность. Большинство моделей предлагаются с несколькими вариантами длины колесной базы и габаритных размеров, благодаря чему объем багажного отделения достигает 13,5–17 куб. метров. За повышенную вместимость грузовики расплачиваются увеличенными радиусом разворота (так как больше габариты) и расходом топлива (больше масса).
В стиле «мини»
Негабаритные грузы, громоздкие стройматериалы, оборудование или промтовары удобно перевозить в грузовиках с бортовым кузовом. Самые дешевые – китайские грузовички FAW c грузоподъемностью 1,3–1,4 тонны (от 82,5 тыс. грн.). Бортовые «Газели» продают по цене от 107 тыс. грн., а модель «Газель-Бизнес» с полным приводом и дизельным двигателем – за 185,6 тыс. грн.
Готовы дилеры доставлять коммерческие модели под конкретный заказ, укомплектовывая всем необходимым. «Если клиент хочет получить индивидуальную модель – например, «Валдай» с краном-манипулятором – машина будет изготовлена в кратчайшие сроки и обеспечена необходимыми документами для регистрации в ГАИ», – обещает Вадим Козырь.
Европейские производители также предлагают ряд интересных модификаций. С апреля . компания Renault объявила о запуске направления трансформированных автомобилей и начала продажи разных вариантов Master – бортового, тентового и промтоварного фургона. Шасси для таких авто стоит от 235 тыс. грн., а за трансформацию в бортовой грузовик нужно доплатить еще 39,8–54,9 тыс. грн. Широкая линейка мини-грузовиков на базе Ford Transit Chassis Cab и Ford Transit Double Chassis Cab также доступна у дилеров, но только под заказ. На склады про запас такие авто не завозят. По информации г-на Кордилевского, срок выполнения заказа составляет около 4–6 месяцев. Причем воплотить в жизнь на производстве готовы все, что технически применимо к базовому шасси и не противоречит правилам дорожного движения.
У большинства подходящих для бизнеса грузовичков полная масса не превышает 3,5 тонн. И больше 1,5 тонн такие авто не повезут, по крайней мере далеко, регулярно и без последствий для технического состояния. А ведь только 1 кубометр кирпича (менее 500 штук) уже весит больше. Поэтому предпринимателям, которые собираются регулярно перевозить тяжелые стройматериалы, нужны авто с полной массой свыше 3,5 тонн и грузоподъемностью в 2–5 тонн.
Бюджетные модели – ГАЗ-3310 «Валдай», ТАТА JAC – можно приобрести за 182–210 тыс. грн. «Легкие тяжеловесы» из Европы (Volkswagen Crafter, Renault Master, Mercedes-Benz Vario) обойдутся компании в 320–550 тыс. грн.
Бортовой мини-грузовик Газель-Бизнес (ГАЗ 3302) gaz.ua | Бортовой мини-грузовик Iveco Daily 35C15 3.0HPT amacoint.com | Бортовой мини-грузовик RENAULT Master на базе шасси-кеб renault.ua | Бортовой мини-грузовик VOLKSWAGEN Crafter GP 50 Pritschenwagen volkswagen-nfz.com.ua | Фургон ГАЗ 2705 Газель с ГБО gaz.ua | Фургон FORD Transit Van 2012 (F260SL 100 Ambiente) ford-vidi.com.ua | Фургон CITROEN Jumper FgTl 35 L3H2 Comfort citroen.ua | MERCEDES-BENZ Sprinter 315 CDI mercedes-benz.com.ua |
Цена в салоне: 185,6 тыс. грн.; двигатель (дизель) . с.; трансмиссия МКП-5; полный привод | Цена в салоне: 307 тыс грн ; двигатель (дизель) . с.; трансмиссия МКП-5 | Цена в салоне: около 320 тыс. грн. (с учетом трансформации кузова); двигатель (дизель) . с.; трансмиссия МКП-6; сдвоенные задние колеса | Цена в салоне: около 414 тыс. грн.; двигатель (дизель) . с.; трансмиссия МКП-6 | Цена в салоне: 124 тыс. грн. (за модель . с учетом установки ГБО); двигатель (бензин + газ) . с.; трансмиссия МКП-5 | Цена в салоне: около 180 тыс. грн.; двигатель (дизель) . с.; трансмиссия МКП-6 | Цена в салоне: около 225 тыс. грн.; двигатель (дизель) . с.; трансмиссия МКП-6 | Цена в салоне: около 400 тыс. грн.; двигатель (дизель) . с.; трансмиссия МКП-6 |
Полная масса – 3,5 тонн; грузоподъемность 1,5 тонн | Полная масса – 3,5 тонн; грузоподъемность 1,6 тонн | Полная масса – 4,5 тонн; грузоподъемность 2,5 тонн | Полная масса – 5,0 тонн; грузоподъемность 2,2 тонн | Полная масса – 3,5 тонн; грузоподъемность 1,5 тонн | Полная масса – 2,6 тонн; грузоподъемность 0,9 тонн | Полная масса – 3,5 тонн; грузоподъемность 1,5 тонн | Полная масса – 3,5 тонн; грузоподъемность 1,1 тонн |
расход топлива в смешанном цикле – на , цена владения 110 тыс. грн.* | расход топлива в смешанном цикле – на , цена владения 138 тыс. грн.* | расход топлива в смешанном цикле – на , цена владения 157 тыс. грн.* | расход топлива в смешанном цикле – на , цена владения 160 тыс. грн.* | расход топлива в смешанном цикле – на , цена владения 94 тыс. грн.* | расход топлива в смешанном цикле – на , цена владения 98 тыс. грн.* | расход топлива в смешанном цикле – на , цена владения 112 тыс. грн.* | расход топлива в смешанном цикле – на , цена владения 137 тыс. грн.* |
* За три года с учетом процента амортизации (снижение стоимости авто по сравнению с ценой в автосалоне), расходов на топливо при пробеге 60 тыс. км, стоимости двух комплектов шин (зимние и летние), плановых ТО, полисов ОСАГО и затрат на постановку на учет в ГАИ.
Резюме. У большинства крупных дилеров есть выгодные программы финансирования покупки через кредит или лизинг – при условии внесения покупателем большого первого взноса и короткого срока соответствующей программы.