Производители шин настойчиво рекомендуют не скупиться при выборе новой резины: «Влияние шин на состояние авто и безопасность движения нельзя недооценивать, – говорит маркетинг-менеджер компании «Goodyear Dunlop Tires Ukraine» Ольга Ким. – А изменение их технического состояния воздействует на все эксплуатационные свойства автомобиля: управляемость, расход топлива, износ механизмов и другие характеристики». А о выборе летних покрышек стоит задуматься уже в конце февраля, потому что в марте уже придет время «переобуваться».
Следуем размеру
Первый критерий при выбора любой шины – соответствие размерам, которые рекомендованы производителем автомобиля. Даже небольшое отклонение от допустимых параметров может изменить управляемость машины.
Впрочем, к заводскому типоразмеру можно подобрать несколько вариантов замены. Например, для Hyundai Tucson с дисками диаметром в подойдут покрышки 215/65 R16 или 235/60 R16. Первая цифра показывает ширину протектора в миллиметрах, вторая – процентное отношение ее высоты к ширине, а третья – диаметр внутреннего отверстия в дюймах. Обычно информацию о допустимых типоразмерах можно найти в сервисной книжке или уточнить на СТО. «Летом ставим по возможности более широкую шину, – рекомендует начальник отдела легковых шин компании «АТЛ» Алексей Немножко. – Такая покрышка сделает тормозной путь короче. При уменьшении высоты покрышки автомобиль станет жестче, зато стабильнее в поворотах. Однако при частой езде по неровным дорогам лучше не выбирать шины с низким профилем. Ведь в этом случае увеличивается вероятность пробить резину или повредить диск». А еще использование низкого профиля на плохих дорогах ускоряет износ ходовой части автомобиля.
Оцениваем свойства
«Главным параметром для шин является качественное сцепление с дорогой даже в самых экстремальных условиях, – уверяет директор компании «Nokian Tyres Украина» Игорь Богданов. – А хорошее сцепление с дорожным полотном осуществляется как раз за счет изнашивания протектора». Поэтому оценивать стоит не столько долговечность покрышек, сколько управляемость и эффективность торможения на сухой и мокрой поверхностях. Составить представление об этих качествах помогут результаты тестов, которые проводит автомобильная пресса или независимые ассоциации (ADAC и др.). Также при выборе резины нужно учитывать индекс скорости, указывающий максимальную скорость, на которой возможна эксплуатация шины.
Чтобы оценить, как изменятся аппетиты авто после смены покрышек, стоит поинтересоваться уровнем сопротивления качению. Чем ниже этот показатель – тем меньше расход топлива. Выяснить, каков этот показатель, далеко не так просто. Но скоро сделать это станет проще – благодаря новым европейским правилам маркировки шин (см. инфографику). Правда, на украинском рынке много шинного контрафакта – и совсем не факт, что маркировка будет на всех шинах и во всех магазинах.
Обуваемся по погоде
Каждый автовладелец приблизительно может представить, по каким дорогам ему придется ездить в течение сезона. От этого зависит выбор типа шин, в частности рисунка протектора. Для длительных поездок по сухим дорогам специалисты рекомендуют убедиться в том, что на выбранных шинах имеется направленный рисунок. Такое решение подойдет тем, кому в течение лета выпадет частенько курсировать по трассе между отдаленными городами. А если в теплый сезон предстоит жить за городом, лучше выбрать покрышки с глубокими канавками и крупными шашками, а заодно и автомобиль под такие покрышки – кроссовер. Именно такая резина обеспечит оптимальное сцепление с сухим грунтом и грязью. «Для дождливой погоды подойдут шины с продольными канавками, нарезанными по центру и по бокам протекторной части, – продолжает Алексей Немножко. – Именно такой рисунок снижает эффект аквапланирования, при котором коэффициент сцепления шины с дорогой равен нулю». Покрышки с «дождевыми» элементами, как Nokian Hakka V или Uniroyal RainExpert стоят 2–6,5 тыс. грн. за комплект.
Учитываем стиль
Для любителей агрессивного вождения специалист по продажам компании «VseSezonka» Михаил Булатецкий советует покупать шины с мощной «боковиной», хорошими тормозными характеристиками и повышенной износостойкостью. Например, Bridgestone Potenza S001 (4,8–12 тыс. грн.), Pirelli PZero Rosso (4,8–16,8 тыс. грн.), Goodyear Eagle F1 Asymmetric 2 с технологией Active Braking (5–10 тыс. грн.).
Для тех, кто предпочитает умеренные скорости, подойдут мягкие и комфортные покрышки Michelin Energy Saver (2,3–5,6 тыс. грн.), Bridgestone Turanza ER300 (3,3–7,2 тыс. грн.), Cooper Zeon CS6 (3–4,5 тыс. грн.), Goodyear EfficientGrip (2,5–7,3 тыс. грн.) или их внедорожный вариант EfficientGrip SUV. Такая резина, ко всему прочему, еще и способствует снижению расхода топлива.
Правильный сервис
Достоинства качественной резины может свести на нет плохой сервис. Ведь многие проблемы, которые возникают в процессе эксплуатации шин, закладываются при неправильно выполненном монтаже. Ближе к апрелю, когда температура воздуха повысится до +7 °С, на любой шиномонтаж выстроятся очереди. В этот период можно столкнуться с халатностью уставших мастеров или дефицитом нужных покрышек. «Летнюю резину я собираюсь купить в начале марта, чтобы сразу обуть ее на второй комплект дисков, – делится планами столичный автолюбитель Петр Сердюк. – Когда потеплеет, прикрутить колеса будет куда проще, чем перекидывать резину». Задуматься о ее приобретении лучше в феврале–марте. Прежде всего, это выгодно. Ведь, по информации Ольги Ким, ценовые акции дилеров обычно связаны с наполнением складов накануне сезона. «Цены в этот период минимальные, ассортимент максимально широкий и очередей на шиномонтаже практически нет, – подтверждает Михаил Булатецкий. – Обслуживаться лучше утром. Пока работники бодры – возможность ошибки минимальна». Затем, в течение всего теплого сезона, стоит контролировать давление в шинах хотя бы раз в месяц. Ведь перекачанные или спущенные колеса увеличивают расход топлива и ухудшают ходовые качества.
Топ-5 важных деталей при выборе летней резины
- Подбираем правильный типоразмер шины, согласно указаниям производителя авто
- Изучаем тесты летней резины. Учитываем индекс скорости и уровень сопротивления качению
- Выбираем резину в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации (трасса, бездорожье и т. п.)
- Покупаем покрышки в начале сезона (март).
Цены летней резины для разных классов авто
Класс авто | Цена, грн. за 1 покрышку |
Легковые класса А–В | 350–800 |
Легковые класса С | 600–1200 |
Представительские седаны | 1200–3000 |
Внедорожники | 1350–4000 |
Коммерческие автомобили и микроавтобусы | 700–2000 |
Резюме: Покупать покрышки лучше в марте, когда цены еще не растут, а выбор максимально широк.