Правительство постоянно говорит о шагах в сторону дерегуляции бизнеса. Что уже сделано в этом направлении?

Относительно дерегуляции на сегодняшний день правительство задекларировало очень много позиций: как по вопросам упрощения ведения бизнеса, его регистрации и закрытия, так и касательно разрешительной системы, получения лицензий и т.д. Но те шаги, которыми так гордится Кабмин, процентов на 80 себя не оправдывают. Особенно это касается ситуации на местах: в регионах бизнес как был зарегулирован, так и остался. Как и прежде у предпринимателей много времени отбирает хождение по всяким инстанциям, чтобы получить лицензию или разрешение на определенный вид деятельности, поскольку единого разрешительного окна, по сути, как не было, так и нет. Поэтому говорить о том, что удалось провести дерегуляцию, пока не приходится.

От представителей малого и среднего бизнеса в Кабмин поступает множество предложений, как настроить эту систему, чтобы она реально работала, но, к сожалению, большинство этих предложений никто не рассматривает. Власть делает так, как ей удобно и выгодно.

Сегодня одной из главных проблем деятельности государства в сфере предпринимательства является отсутствие перспективного планирования. Все делается спонтанно – возник «пожар», значит, его срочно надо потушить. А менеджерского сопровождения всей этой процедуры просто не существует.

С 1 января вступил в силу Налоговый кодекс. Что изменилось для мелкого и среднего бизнеса?

Большинство предприятий малого бизнеса у нас в стране работают по упрощенной системе налогообложения. Нам удалось сохранить «упрощенку» на 2011 в старом варианте, который был в свое время изложен в Указе президента. Но с 1 января этого года уже вступил в силу Налоговый кодекс в полном объеме с 14-ой главой, которая по-новому регламентирует порядок налогообложения по упрощенной системе. В правительстве думают, что это дало больше возможностей предпринимателям выйти из «тени», позволило кому-то обрезать финансовые потоки, которые касались «обналички» денег.

С другой стороны, на сегодняшний день в Украине есть «очень малый» бизнес. Это даже не те, кто работает на больших рынках страны – в Хмельницком, Одессе и т.д, а те, кто торгует на сельских рынках, работающих два раза в неделю и по 3-4 часа. У них совершенно не полный рабочий месяц, а платят они как все остальные. Отсутствие градации налога и единого социального взноса – это большая проблема, которая серьезно мешает развитию предпринимательства. Малому бизнесу, безусловно, необходима градация как ставки единого налога, так и единого социального взноса, иначе ему все труднее будет выживать.

А власти потом говорят: пенсионеры не получают пенсии потому что предприниматели не платят единый социальный взнос. Для чего это говорится? Чтобы устроить в обществе рознь, направить один социальный слой населения на другой.

В связи с переходом на новую систему налогообложения было принято решение о моратории на проверки на первый, а затем и на второй квартал этого года. Что стало причиной продления моратория?

Знаете, сейчас много говоря о моратории на проверки малого и среднего бизнеса, но я не видела ни на сайте Налоговой администрации, ни региональных налоговых служб документов, которые подтверждают, что введен мораторий с такого-то по такое-то число.

Кроме того, не будем забывать, что мораторий на проверки налоговой инспекции совершенно не означает, что их не будут проводить других 58 контролирующих органов. Представители налоговой на открытых встречах с предпринимательским активом даже не отрицает, что если не налоговая, то санитарные службы, Госстандарт, Общество прав защиты потребителей может придти и спросить у предпринимателя, к примеру, документы о первичном происхождения товара.

К тому же, если мораторий продлят даже до конца 2012-го года, то в 2013-ом опять начнут применяться нормы Налогового кодекса в полном объеме. А там четко сказано, что первичные документы нужно хранить 1095 дней. Сейчас, накануне выборов, предпринимателей возможно и не будут трогать, но потом ведь могут начать проверки за предыдущие три года! Иначе, зачем прописывать эту норму?

Так что, мораторий – это лишь временная отсрочка ампутации бизнеса от тела экономики.

Какой же тогда выход из ложившейся ситуации?

Мнение предпринимателей в этом случае однозначно – необходимо остановить действие Налогового кодекса в его нынешнем виде. Нужно создать рабочие группы, куда войдут представители предпринимательских кругов, лидеры общественных организаций, академики (мы говорили с нашей Академией наук и они согласны оказать помощь), ведущие экономисты, которые бы разработали новый кодекс. Более того, уже есть модель такого Налогового кодекса, которая могла бы стать основой экономики страны, помогла бы вытянуть бизнес из его нынешнего «коматозного» состояния и дать ему возможность развиваться.

В конце прошлого года одной из наиболее резонансных тем для предпринимателей была обязательная регистрация баз данных. Как сейчас обстоит ситуация с этим вопросом?

Мелкий и средний бизнес уверен, что этому закону должны подчиняться большие корпорации, крупные предприятия и любые предприятия по собственному желанию. Допустим, они хотят застраховать свою базу данных, получить защиту от рейдерских или хакерских посягательств.
Поэтому, как и в любой цивилизованной стране, приходят к государству с такой просьбой. Нельзя же всех стричь под одну гребенку!

К примеру, у предпринимателя есть два контрагента, и один из них не дает письменного согласия на внесение данных о нем в такую базу. Но за отсутствие такого разрешения полагаются большие штрафные санкции, равно как и за невнесение в эти базы данных. И что в таком случае делать?

Повторюсь, что для того, чтобы малый и средний бизнес в стране нормально существовал и развивался, необходим дифференцированный подход – это касается и налогообложения, и социального взноса, и таможенных сборов.

Одна из последних законодательных инициатив правительства - отменена обязательного уведомления за 10 дней о плановой проверке. Это поможет бороться с недобросовестными предпринимателями?

У предпринимателей мнение по поводу этой инициативы правительства одно – скоро выборы, а на них нужны деньги. Значит, нужно наполнить бюджет с помощью штрафных санкций.

В законодательстве четко прописано, что такое плановые и внеплановые проверки, четко сказано предприятия каких видов хозяйственной деятельности и когда можно проверять, указаны права и обязанности как контролирующих органов, так и предпринимателей.

Предприятия разделены по степени рисков их деятельности, в зависимости от этого и проводятся проверки. Если ты не относишься к высокой степени риска, ты обычный «частник» и торгуешь, к примеру, носками – значит у тебя самая мизкая степень риска и тебя могут проверять один раз в 5 лет. Средняя степень - один раз в три года. Предприятия с высокой степенью риска, которые занимаются алкоголем, огнеопасными средствами или химическими реактивами, проверяются ежегодно. Зачем при всем существующем четком регламентировании этой процедуры вводить эти изменения?

Функции контролирующих органов должны заключаться в контроле, консультациях и рекомендациях для предпринимателя. Изначально контролирующий орган должен предупредить, указать на недостатки, вынести какое-то предписание. Санкции можно задействовать если был какой-то рецидив, за то, что вовремя не исправлена ситуация.

Но мы довольно часто сталкиваемся с ситуацией, что проверки проводятся гораздо чаще, чем предписано законодательством. Как говорится, мимоходом: приходят без официального направления, показав только удостоверение, с целью запугать и что-то получить с предпринимателя. Именно поэтому мы уже длительное время ездим по Украине, проводим семинары и консультации, учим предпринимателей защищать себя и свой бизнес.

Чья это инициатива и как она действует?

Всеукраинская акция «Защитить каждого» - совместная инициатива предпринимательского общественного движения «Вперед!», членом правления которого я являюсь, и народного депутата, главы Комитета ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталии Королевской. Силами предпринимательского актива был издан ряд брошюр, в частности, «Искусство самозащиты», где пошагово разъясняется, как предприниматель может, сугубо в рамках действующего законодательства, противостоять незаконным действиям контролирующих органов, и защищать свой бизнес, полагаясь на четкие знания своих прав.

Методичка доступно объясняет все нюансы законодательства, связанные с упрощенной системой налогообложения. Мы уже запустили сайт «Власть - под контроль», на который со всей страны стекаются сообщения о проблемах, которые испытывают предприниматели при общении с представителями власти, контролирующих органов. Эта инициатива рассчитана на точечное реагирование, на конкретные проблемы конкретных людей, которые могут решаться различными методами, вплоть до депутатских запросов.

Также мы открыли общественные приемные в ряде регионов страны, куда за помощью и консультациями приходят не только предприниматели, но и представители других социальных групп – чернобыльцы, афганцы, дети войны, пенсионеры, работники образовательной сферы. Ведь в защите своих прав на данный момент нуждаются все граждане Украины, не только представители малого и среднего бизнеса. Сейчас мы получаем множество телефонных звонков, факсов, электронных писем со всей Украины, где нас просят приехать и помочь, разъяснить, оказать юридическую помощь. И действительно очень приятно, что люди нам благодарны.
Они понимают, что в нынешних условиях нужно учиться себя защищать, не кого-то, а лично себя и свое дело.

Автор: Андрей Черненко