К выбору первой машины европейцы относятся, примерно как к покупке холодильника: дизайн и производитель не столь и важны, главное – чтобы ездила. Поэтому первая машина – это авто с пробегом. «Свой первый автомобиль я купил, когда мне было 18 лет. Это был Volkswagen Polo с пробегом где-то 160 тыс. км. Покупка обошлась в 2 тыс. евро. После окончания колледжа, когда уже работал в компании по недвижимости, взял в кредит новый Opel Astra, на котором езжу до сих пор», – рассказал 25-летний риэлтор из Зальцбурга Лукас Коссманн.

Интересно, что в старой Европе (Франция, Великобритания, Германия) первую машину молодым людям 18–19 лет обычно дарят родители – авто либо передается от кого-то из семьи, либо приобретается родителями в салоне подержанных автомобилей. Зачастую дарение приурочено к особым случа ям – например, выпуску из учебного заведения или первой работе.

А вот в Восточной Европе такие подарки – большая редкость. В Чехии, Венгрии и Польше молодым людям приходится самостоятельно заработать на свою первую машину, и в этих странах обычно обладателями авто становятся в 23–26 лет. Такая же ситуация и на Кипре, где машины дарят детям лишь состоятельные родители. «На Кипре покупают свою первую машину,  когда оканчивают университет или когда появляется первая полноценная работа», – говорит начальник управления рисков Банка Кипра Кристис Пападопулос.

Купить машину с пробегом в Европе не зазорно – это обычная практика для молодых людей. К тому же, это вполне доступно – авто с пробегом 120–180 тыс. км обходится в 2,5–6 тыс. евро. Например, в Германии Volkswagen Passat 2001 года выпуска с пробегом 178 тыс. км предлагается в салоне б/у автомобилей за 2,5 тыс. евро. В Киеве похожую машину продают за 9,5 тыс. евро. Audi A4 2006 года выпуска можно купить за 4 тыс. евро, а в Украине – минимум за 12 тыс. евро. При средней зарплате в Германии около 2,5 тыс. евро в месяц работающим родителям приобрести машину с пробегом для своих подросших детей не составляет никакого труда.

Лучше меньше

Эксплуатировать долго первую машину в Европе не принято – как только молодые люди устраиваются на постоянную работу со стабильным доходом от 1,2–1,5 тыс. евро, они предпочитают оформить автокредит.

При выборе модели европейцы учитывают такие качества, как компактность и экономичность, поэтому фавориты – авто классов В и С. Это подтверждают и данные автопродаж: с января по август 2011 года больше всего продано автомобилей В-класса – 39% от общего объема реализации легковых авто. Экономия на эксплуатации авто также важна для жителей Европы, и 60% проданных новых машин – это авто с суперэкономичными дизельными двигателями.

Для сравнения: в Украине дизелю отдали предпочтение лишь 11% покупателей. «Ключевые параметры, которые учитываются при выборе машины, – это цена, затраты на обслуживание и содержание автомобиля, а также его безопасность. Учитывая высокие цены на топливо, дизельные авто пользуются большим спросом, нежели бензиновые, даже если они стоят дороже», – говорит председатель правления «Эрсте Банка» Павел Цетковский. Но и этим забота о личном бюджете не ограничивается – большинство автомобилей в Европе приобретается с механической коробкой передач – так поступают те, кто считает покупку машины с автоматом расточительством.

Какие же марки выбирают в Европе?

Там стараются поддерживать свой автопром – согласно исследованиям аналитической компании JATO Dynamics, наибольшая доля продаж приходится на Volkswagen, Renault, Peugeot и Opel. Из «чужестранцев» жители Европы признали лишь Ford. Что интересно: французы ездят преимущественно на французских машинах (Citroen, Renault, Peugeot), немцы – на германских (Volkswagen, Opel, BMW), итальянцы любят Fiat, а британцы тяготеют к американским моделям, активнее всего раскупая Ford Focus. В Чехии же наибольшую долю продаж занимает Skoda (около 40% новых автомобилей), за ним следуют немецкие марки и снова-таки Ford. Чем южнее, тем больше японских машин – Греция и Кипр выбирают Nissan, Toyota и Honda. «Toyota ценят за привлекательное соотношение «цены/надежности», а также за показатели расхода топлива и за приемлемую стоимость техобслуживания. То же самое привлекает и в Nissan», – считает Кристис Пападопулос.

Вообще в Европе покупка автомобиля стоимостью выше 30 тыс. евро – редкость. Обычно  европейцы выбирают модели в пределах 12–20 тыс. евро. Этому есть простое объяснение: машина покупается для удобства, а не ради того, чтобы «покрасоваться». Считается, что расходы на авто не должны превышать 300–500 евро в месяц. Именно в такую сумму обычно обходится среднемесячное содержание купленного в кредит автомобиля – страховка, транспортный налог, посещение СТО, топливо, расходные материалы и оплата парковки.

Как и в Украине, новые машины обслуживаются на официальных СТО, а авто старше 5 лет – на независимых станциях, так как это дешевле. Европейцы стараются, чтобы обслуживание машины не отнимало более 15–20% от ежемесячного дохода авто-владельца. В итоге европейские автолюбители тратят на машину в среднем около 6 тысяч евро в год.

Положено страховать

В Европе автовладельцы обязаны приобретать полис ОСАГО, однако, как и в Украине, КАСКО – добровольный вид страхования. И все же более 90% владельцев новых легковушек предпочитают покупать полное КАСКО, которое включает также техническую и медицинскую помощь за границей.

Если ОСАГО стоит 450 евро, то за КАСКО приходится платить в 3–4 раза  дороже. Конечно, страховой платеж зависит от таких факторов, как водительский стаж и наличие либо отсутствие в прошлом аварий и ДТП. «Существует система скидок или дополнительная плата, которые зависят от водительского стажа и страховой истории. Например, 20-летний молодой человек с только что полученными правами будет платить в два или три раза большеза страховку, чем 40-летняя женщина с опытом вождения 15–20 лет и отсутствием страховых случаев, если страхуется одна и та же машина», – отмечает Павел Цетковский.

В Германии все машины имеют классификацию по КАСКО. Чем выше класс, тем дороже страховка. Классы меняются каждый год на основании статистики количества аварий в расчете на 1000 автомобилей. И если модель признана «аварийной», то для такого авто КАСКО будет  существенно дороже.

Также на стоимость страховки влияет… пол. В Испании, Франции, Италии для женщин тарифы  ниже, чем для мужчин: считается, что дамы – более аккуратные водители.