Бизнес-кейс
Что продаем: услуги по пошиву одежды (ателье Belkina Styles)
Оборот за год: данные предоставить отказалась
Персонал: 5 человек
Место расположения: Киев
Год основания: 2007
Татьяна Белкина принадлежит к той категории предпринимателей, которые сумели конвертировать детскую мечту в собственный бизнес. «В детстве я очень любила рисовать одежду для кукол. За этим занятием проводила много времени: придумывала наряды, подбирала материю, а потом их «шила». Сначала из бумаги. Потом пошла в ход мамина швейная машинка», – вспоминает Татьяна. Но только по истечении 10 лет работы журналистом она вернулась к своей детской мечте. «В один прекрасный момент я купила себе швейную машинку и принялась за работу. Но придумывать одежду и шить ее – разные вещи. Оказалось, существуют разные системы кроя, есть технологии, о которых не узнаешь в журналах готовых выкроек. Постепенно я пришла к профессиональному изучению всех премудростей шитья», – рассказывает Татьяна. Со временем ее квартира «обросла» оверлоками, манекенами, тканями и профессиональной литературой.
Бизнес явно не помещался в Татьяниной квартире, и в 2007 году она решила открыть собственное ателье, куда и переехало все уже накопленное оборудование. Но нужно было еще докупить мебель. «Стулья, вешалки, оборудование, зеркало, полки и прочее «съело» львиную часть бюджета. Например, напольное зеркало нам обошлось в 500 грн. Это было самым дешевым из всех, которое можно было найти. А раскроечный стол мы делали самостоятельно из купленных в строймагазине материалов», – вспоминает Татьяна. Общая сумма затрат ставила 30 тыс. евро.
На самоокупаемость ателье Belkina Styles вышло уже через полгода после открытия. Но хозяйка ателье советует учитывать сезонность бизнеса. «В период отпусков люди думают об отдыхе, а не о пошиве. То же касается и новогодних выходных. Только в Новый год и Рождество мы теряем добрую половину месяца», – рассказывает Татьяна.
Кроме крупного оборудования, такого как профессиональные швейные машинки, парогенератора с доской, раскроечного стола, стульев, вешалок и так далее, начинающим предпринимателям г-жа Белкина советует не забыть включить в свой бюджет покупку расходных материалов.
«Клиенты не будут вместе с отрезом ткани нести еще и подходящие нитки, пуговицы, молнии. Это забота ателье. Нужно сразу запастись наиболее ходовыми расцветками кружев, молний всех видов, косой бейки, резинки. И постепенно докупать что-то менее ходовое. Можете мне поверить, когда наступает аврал, выручают именно запасы», – говорит владелица ателье. Кроме того, Татьяна настоятельно советует не выбрасывать чеки от таких приобретений. «Большинство клиентов хотят знать, за что они платят», – отмечает она.
Текущие расходы Belkina Styles составляют от 30 до 60 тыс. грн. в месяц. «Всегда что-то выходит из строя и приходится вызывать механика для наладки машин, заказывать к ним детали, покупать иглы. Плюс Интернет, содержание сайта и реклама», – говорит Татьяна.
В среднем в день бывает по 3–4 заказа на пошив и несколько заказов на ремонт одежды. Всего 30% выручки ателье составляют случайные заказы на ремонт и пошив одежды. 70% заработка приносят постоянные клиенты.
Одним из важнейших факторов успеха ателье она называет правильный выбор места. «Расположение определяет статус. Если открыть ателье на окраине города, в спальных районах, то не стоит ждать, что к вам придет делать заказ жена какого-нибудь олигарха. Она просто там не бывает, даже проездом», – говорит Татьяна.
Решающее значение для успеха дела имеют мастера, которые работают в ателье. «Хорошего мастера найти нелегко. Владелец ателье, с одной стороны, пожинает плоды работы своих мастеров, с другой – в полной мере несет ответственность за их ошибки. Предусмотреть все тяжело, но дисциплина и порядок на работе помогают избежать многих неприятных ситуаций», – отмечает предприниматель.
К моменту открытия ателье у г-жи Белкиной уже была устойчивая клиентская база. Но чтобы привлечь новых клиентов, пришлось потратиться на сайт и рекламные листовки. Тем не менее, лучшей рекламой Татьяна считает качественно выполненную работу. Речь идет не просто о ровных строчках или пуговицах, пришитых на свое место. Хотя это тоже очень важно. Но намного важнее в этом бизнесе «зацепить» человека, понять, чего он хочет, и реализовать его фантазии. Если это удается, клиент переходит в категорию постоянных.
«Одна респектабельная заказчица попросила сшить ей вельветовое платье. Для этого она принесла мне выдранную из женского журнала картинку со снимком платья D&G. Поскольку в наших магазинах она его не нашла, решила заказать себе точную копию. Заказ я выполнила, ей очень понравилось, и она решила постоянно шить себе одежду у нас. Теперь я придумываю ей наряды исходя из ее индивидуальности», – рассказывает Татьяна.
Бизнес-план
Чтобы открыть свое ателье по пошиву одежды, достаточно и 30–35 тыс. гривен. При наплыве клиентов этот бизнес-проект может окупиться уже через полгода.
Для открытия ателье никаких специальных разрешений не нужно. Достаточно зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя, арендовать помещение и можно начинать бизнес. Но когда возникнет необходимость работать с корпоративными заказчиками, придется зарегистрировать юрлицо и выбрать общую систему налогообложения.
Основная доля стартовых затрат – это покупка оборудования и мебели. Ведь потратиться придется на профессиональные швейные машинки (примерно 3000 грн. за штуку), профессиональный утюг или парогенератор (примерно 5600 грн.), а также оверлок (около 2000 грн.) и обметочную машинку (около 2500 грн.). Из мебели понадобятся раскроечный стол, столы под швейные машинки, стулья, манекен, большое зеркало и диванчики для клиентов. А также полки и вешалки для вещей. Все вместе потянет примерно на 9000–12000 грн. Если мелкую мебель можно купить в готовом виде, то раскроечный стол стоит делать на заказ. Обойдется он примерно в 3000 грн.
Помещение под ателье можно выбрать и на первом этаже жилого дома, и в торговом центре, и в районном универмаге. Стоимость будет очень разная – от 50 грн. за квадратный метр в месяц в спальном районе до 250–500 грн. в центре. Что выбрать – зависит от формата бизнеса. Естественно, форматом ателье определяются качество ремонта помещения и затраты на него.
Для небольшого ателье достаточно одного-двух мастеров, но тогда обязательно нужно иметь под рукой как минимум одного сменнного мастера, который будет подстраховывать во времена авралов. Ателье обязательно должно работать по вечерам и выходным – ведь это самое удобное для большинства клиентов время.
Основные разовые затраты* | Сумма, грн. |
Ремонт помещения | 5000 |
Покупка оборудования | 13100 |
Мебель | 9000 |
Первичный запас расходных материалов | 1500 |
Вывеска | 500 |
Создание сайта | 2000 |
ИТОГО разовых затрат | 31100 |
Постоянные затраты, грн./мес. | |
Налоги (если ЧП) | 413 |
Аренда помещения (50 кв. м по 100 грн./м) | 5000 |
Зарплата двум мастерам плюс одна сменщица | 10000 |
Коммунальные платежи | 600 |
Обновление запасов расходных материалов | 300 |
Раскрутка сайта | 800 |
Ремонт техники | 500 |
ИТОГО в месяц | от 18000 |
ИТОГО постоянных расходов за год | от 216 000 |
ИТОГО за первый год, включая стартовые затраты | от 247 000 |
Ежемесячные доходы | |
Пошив одежды на заказ | 5000 |
Ремонт одежды | 15000 |
ИТОГО ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ДОХОДОВ | 20000 |
ИТОГО годовой доход | |
СРОК ОКУПАЕМОСТИ ПРОЕКТА | 13 месяцев |
* Указана примерная стоимость.
По материалам Денег