Бизнес-кейс
Что продаем: услуги по автоматической мойке автомобилей (турбо-мойка McCleans)
Оборот за год: 2,8--3 млн. грн.
Персонал: 12 человек
Место расположения: Киев, Воздухофлотский пр-т, 86-а
Год основания: 2008
Олег Костюшко -- предприниматель со стажем. Свое первое дело он организовал еще в далеком 1994 году, открыв фирму по сбору и утилизации макулатуры, полиэтилена, стекла. Чуть позже к ней добавился бизнес по вывозу мусора. Идею организовать автомоечный бизнес Олегу подкинула его сотрудница, которая в 2007 году мыла машину на единственной тогда конвейерной мойке в Киеве по ул. Булаховского. Идея ему понравилась: конвейер обеспечивает быструю (на одну машину с сушкой уходит 3 минуты) и качественную мойку автомобиля, в то время как ручная занимает до 20--30 минут.
Проблема состояла в том, что для открытия мойки потребовался существенный объем инвестиций -- около 2 млн. грн. Причем львиную долю затрат составила покупка самого конвейера, который обошелся бизнесменам более чем в 1,5 млн. грн. "Свою долю я получил в виде кредита в банке, заложив два автомобиля (Mercedes-Benz и VW Touareg), а партнер заложил квартиру", -- вспоминает Олег.
Выбрать место для мойки тоже оказалось нетривиальной задачей. Это должно было быть "бойкое" место с плотным транспортным потоком, но не на въезде в город, так как опыт показывает, что на "транзитных" трассах машины практически никто не моет. Еще автомойка -- это жесткие санитарные и экологические требования, в первую очередь, к системе очистки воды. А если мойку строить, придется не только вложить еще 100 тыс. у. е. "сверху", но и несколько месяцев проходить все "круги ада": подавать письмо-прошение в администрацию города с просьбой на отведение участка земли под строительство; готовить эскиз проекта, ждать его утверждения муниципальными архитекторами, и только после этого можно получить акт на временное или постоянное владение землей и ордер на строительство объекта.
"Поэтому мы и выбрали место на Воздухофлотском проспекте, которое еще в советское время было автохозяйством, где раньше уже находилась мойка. Там были предусмотрены очистные системы, которые пришлось лишь модернизировать. К тому же открыть новую мойку на месте прежней удобно с точки зрения всевозможных разрешений, так как необходимо лишь "добро" от санстанции и пожарников", -- рассказывает бизнесмен.
Кризис -- не помеха
Автомойка McCleans начала работать как раз накануне кризиса -- в 2008 году. Как говорит Олег Костюшко, дело сразу пошло очень неплохо: загрузка конвейера была почти максимальной, до 500--600 автомобилей в день, поэтому предприниматель рассчитывал, что инвестиции окупятся в течение полутора лет. Однако осенью, когда наступили "черные дни", поток клиентов упал в 2--3 раза, из-за чего пришлось пересмотреть свои прогнозы и увеличить срок окупаемости до 2,5--3 лет, что в итоге и оказалось наиболее реалистичным. Олег признается, что слегка просчитался, так как мог установить не 24-метровый, а 16-метровый конвейер, у которого пропускная способность несколько ниже, но и стоит он почти вдвое дешевле.
Сейчас на мойке работают 12 человек -- три смены по три оператора, техник, администратор и бухгалтер. Стоимость услуг -- от 35--40 грн. за обычную мойку авто. По желанию клиента компания может организовать дополнительный сервис, но уже в отдельном боксе: чистку ковриков, пылесос салона, натирание пластика, стекла изнутри, за что придется отдать еще 80 грн. "Тем не менее 80% клиентов выбирают обычную мойку, максимум -- чистку ковриков", -- отмечает предприниматель. В итоге, сейчас автомойке удалось выйти на ежедневную загрузку до 200 машин. Средняя цена "в чеке" -- 43 грн., а годовой оборот уже достиг 3 млн. грн. Ежемесячно на затраты уходит около 100 тыс. грн., большую часть из которых составляет аренда и зарплата сотрудникам.
А что поставщики?
Одна из проблем, с которой столкнулся бизнесмен, -- недобросовестное выполнение обязательств поставщиком оборудования. Также были сложности с поиском и наймом персонала, ведь нельзя допускать человека без обучения и опыта к управлению дорогостоящим оборудованием. Каждого сотрудника приходится обучать самостоятельно, на что уходит не меньше двух недель. Зато с госорганами сложностей не возникает. Главное -- регулярно сдавать пробы воды в СЭС.
К конкурентам предприниматель относится по-философски. "Количество конвейерных моек по Киеву все еще невелико, поэтому потоки клиентов не пересекаются. Гораздо хуже, когда на этот рынок приходят "дураки", у которых много денег, но нет опыта и понимания этого бизнеса. Они ставят демпинговую цену, обесценивают услугу, подрывая авторитет тех, кто хочет работать честно", -- рассуждает Олег.
Тем не менее, он не намерен останавливаться на достигнутом, потому что, поработав в этом бизнесе несколько лет, он раскусил его перспективы. "Сейчас на "автоматике" моется лишь 25% украинских водителей, и интерес с их стороны растет. Поэтому я планирую построить еще 2--3 мойки в течение года. К тому же, если начинать этот бизнес сейчас, то при разумной экономии можно уложиться в 250 тыс. долл. и за 2--3 года выйти на рентабельность в 20--30%", -- делится г-н Костюшко своими планами на будущее.
Бизнес-план
Несмотря на обилие автомобильных моек, места для новых более чем достаточно. По имеющимся оценкам, на автоматических мойках обслуживаются пока только 25--30% авто. Основные аргументы в пользу автоматической мойки -- приличное качество мытья, стабильность качества (минимальное влияние "человеческого фактора"), умеренная цена и высокая скорость. Автоматическую мойку можно рассматривать в первую очередь как услугу "для будней" -- ведь авто станет чистым буквально за 3 минуты! "Качество нашей мойки на "4+", и мы не "вылизываем" машину, как это делают на ручной мойке. Но, обеспечивая скорость и высокое качество, мы в первую очередь заботимся о времени клиента", -- объясняет владелец сети автомоек McCleans Олег Костюшко.
Стартовый объем инвестиций зависит от типа мойки (портальная или конвейерная), а также от состояния выбранного оборудования. Например, "портал", бывший в употреблении, обойдется в 40 тыс. долл., а новый моечный комплекс такого типа -- от 60--70 тыс. долл. Для покупки "конвейера" потребуется не меньше 120--150 тыс. долл. Также придется приобрести специальное оборудование для очистки сточных вод, которое стоит 3--7 тыс. долл.
Но самый важный вопрос -- недвижимость. Для "портала" нужно помещение около 50--60 кв. м, за которое придется отдать 30--50 тыс. долл. в зависимости от места и состояния (ремонта, наличия канализации, подсобных помещений и т. д.). Если покупать здание под тоннельную мойку площадью 200--250 кв. м, то цена вопроса возрастет до 100--120 тыс. долл.
Недвижимость, как и оборудование, можно взять в кредит. Займы на покупку оборудования в гривне выдаются банками на 1--3 года по ставке 17--22% годовых. Но авансовый платеж клиента должен быть не менее 40%. Не лучше условия ипотечных кредитов: аванс 50--70% стоимости недвижимости, ставка -- 16--20% годовых в гривне, а срок кредита -- 1--3 года. Получить кредит непросто: "Сегодня основные требования к клиентам -- прибыльная деятельность, наличие ликвидного обеспечения, -- говорит Владимир Шевченко, начальник управления продаж "УкрСиббанка". -- Также очень важна положительная кредитная история".
Никаких специальных разрешений или лицензий для ведения автомоечного бизнеса не предусмотрено. Необходимо добро от СЭС, которая ежемесячно будет брать пробы воды, а еще разрешение службы пожарной охраны. Обычно получение разрешений длится 2--3 месяца. Не исключено, что для ускорения процесса придется раскошелиться на 1--2 тыс. долл. Кстати, ежегодное "поощрение" проверяющих инстанций потянет на 3--12 тыс. долл.
Пару раз в год мойка может подвергаться "рейдам" со стороны прокуратуры, которая требует предоставить набор из почти 30 документов. Поэтому к документообороту стоит отнестись со всей серьезностью. "Прокуратура может проводить проверку соблюдения норм трудового законодательства, законодательства по охране труда, защиты прав потребителей и т. д. При этом подобные проверки прокуратура может осуществлять как по собственной инициативе, так и по заявлениям граждан", -- объясняет старший партнер адвокатской компании "Кравец, Новак и партнеры" Ростислав Кравец.
Средняя сумма затрат автомойки зависит от ее типа и пропускной способности. Например, содержание "портала" выльется в 40 тыс. грн. в месяц, конвейера -- 90--100 тыс. грн. Наиболее существенные затраты -- это фонд заработной платы, закупка расходных материалов и коммунальные платежи.
Наилучший вариант -- открывать мойку в местах оживленного движения, а также в спальных районах, где отсутствуют серьезные конкуренты, а также вблизи торговых центров. Если место выбрано удачно, портал может рассчитывать на обслуживание 50--60 авто в день; конвейер в среднем принимает 150--200 авто ежедневно. При средней цене услуги в 40--43 грн., в месяц оборот портальной мойки составит 65--70 тыс. грн., конвейерной -- 140--160 тыс. грн.
На портальной мойке могут работать около 6--7 человек в несколько смен. На крупном конвейере -- до 12 человек (3 смены операторов, а также администратор и бухгалтер).
"Отбить" инвестиции в портальную мойку можно уже через 1,5--2 года, конвейерная мойка окупится через 3 года.
Главный риск для этого бизнеса -- неудачный выбор места, из-за чего выход на окупаемость может затянуться на долгие годы. Наилучшего эффекта удастся добиться, если мойка будет загружена не меньше чем на 70--80% ее потенциальной мощности. И еще нужно очень щепетильно относиться к очистке воды -- если пробы не пройдут проверку в СЭС, то бизнес закроют.
Бизнес-план для автоматической мойки*
Основные разовые затраты | Сумма, грн. |
Покупка оборудования | 500 000 |
Покупка помещения под мойку | 240 000 |
Ремонт помещения | 30 000 |
Покупка очистительных систем | 40 000 |
Прочее оборудование (пылесос, полировальная машина, минимойка) | 20 000 |
ИТОГО разовых затрат | 830 000 |
Постоянные затраты, грн./мес. | Сумма, грн. |
Зарплата персонала (включая начисления на ФОТ) | 21 000 |
Текущие затраты (покупка химикатов, моющих средств и прочих расходных материалов) | 8 500 |
Коммунальные услуги | 7 000 |
Утилизация грязной воды | 3 500 |
Налоги | 6 000 |
ИТОГО в месяц | 46 000 |
ИТОГО постоянных расходов за год | 552 000 |
ИТОГО за первый год, включая стартовые затраты | 1 382 000 |
Ежемесячные доходы* | |
Мойка авто (средняя цена «чека» – 43 грн.), около 1500 авто в месяц | 65 000 |
ИТОГО годовой доход | 780 000 |
* Расчеты приведены для портальной мойки; при открытии конвейерной мойки затраты, доходы и срок окупаемости возрастут приблизительно в 2 раза.
По материалам Денег