До 10 лет: играем в игры. С самого рождения дети пристально наблюдают за своими родителями. Они копируют их поведение и отношение к разным вещам, в том числе и к деньгам. «Если в семье постоянно вслух идут дебаты по поводу денег, то у малыша возникает любимая «игрушка-денежка». Часто копейки таскаются во всех кармашках и еще чаще находятся вместо леденца во рту. При первых признаках такого поведения бейте тревогу – наверное, вы перегрузили маленькие уши своими взрослыми проблемами, и нужно срочно увеличить количество времени для игр, сказок, семейных прогулок на природе», – советует директор Іnternational Kids Club Тамара Федорова.

С дошкольниками нет смысла беседовать о дебете с кредитом. Если хотите их научить основам общения с деньгами – играйте с ними. Именно через игру в этом возрасте дети познают мир. «Дети усваивают информацию лучше всего в игровых моделях – этому служат игры по типу “Монополии”», – констатирует детский психолог Катерина Мазуренко. Начинать можно с самого простого – игры в «магазин», где есть продавец и покупатель, продукты и, конечно, деньги.

С 5 до 10 лет ребенок активно начинает клянчить у родителей подарки. Если пойти у него на поводу – вырастет эгоист. И тут главная задача родителей – научиться правильно отказывать ребенку и направлять его желания в нужное русло. Эффективный способ сделать это придумала киевлянка Ирина Донцова. Она уже около года играет со своим восьмилетним Кириллом в «список желаний». Суть такова: Кирилл составляет список вещей, которые ему хотелось бы получить. Если через две недели на первом месте в его списке остается одно и то же самое – ему это покупают. «За год мой ребенок изменился до неузнаваемости – никаких «мама, купи, мама, купи». Он стал выдержанным, а раньше с ним в магазин зайти нельзя было», – радуется достижениям сына Ира. Психологи такую практику полностью одобряют. По их оценкам, отсроченное вознаграждение учит детей контролировать свои эмоции. Это умение им очень пригодится во взрослой жизни, когда нужно уметь отказаться от каких-то покупок, чтобы не залезть в долги.

С 10 до 14 лет: учим делать покупки. Начинать нужно с самого простого – отправить ребенка в магазин за хлебом или молоком. «Начинайте с поручений принести штучный товар и лишь со временем просите купить что-то на развес. Некоторые родители стимулируют интерес детей ходить в магазин, разрешая им оставлять себе полученную сдачу. Это не совсем правильно. Так ребенок не привыкнет к идее, что деньги любят счет, и в будущем может стать транжирой. Если вы хотите оставить ему сдачу, то лучше сначала у него ее взять, пересчитать, все ли деньги на месте, и лишь потом выдать их часть ребенку на карманные расходы», – советует психолог Катерина Совицкая.

Карманные деньги в этом возрасте могут стать настоящим испытанием для вашего ребенка. Их избыток может быть даже хуже, чем их недостаток.

«Слишком заботливые родители стараются дать побольше денег с собой, чтобы малыш ни в чем себе не отказывал. Но от этого появляются завистники, попрошайки и враги. Мир резко становится «взрослым» и недружелюбным. Нужно определить безопасную сумму денег, которая выдается для ежедневных расходов. Для разных школ она разная», – советует Тамара Федорова. С другой стороны, если денег мало, и общие развлечения с друзьями ребенку не по карману, это может его смущать. Справиться с этим легко – научите его смело заявлять о своем желании выбрать место попроще – по его деньгам.

«Не нужно говорить, что у вас “мало денег” или “нет денег”. Лучше говорить, что вы не хотите столько тратить на еду», – подсказывает совладелец бизнес-школы для детей и подростков «Детки-Монетки» Сергей Биденко. Но если друзья все же настаивают на дорогих развлечениях, ребенок должен помнить, что он всегда вправе отказаться в этом участвовать. А дабы не попадать в такие ситуации регулярно, пусть продумывает и предлагает собственные идеи развлечений.

Самый простой способ научить ребенка считать, понимать и уважать деньги – предложить ему просчитать стоимость тарелки борща. Рецепт можно найти в маминой кулинарной книге или в Интернете. А дальше детям предстоит впервые осознанно посмотреть на ценники в магазине, научиться отличать дорогой товар от дешевого, тратить не всю выданную родителями сумму, а только ее часть. Оставшееся стоит приучить его складывать в копилку. Впрочем, откладывать деньги ребенок должен, понимая, что после накопления определенной суммы он сможет сам купить себе понравившуюся игрушку. Иными словами, путь придумает ответ на вопрос: для чего ему нужна копилка?

С 15 до 17 лет: учим зарабатывать и накапливать. В 15 лет подростку денег, выдаваемых ему родителями, уже начинает не хватать, чтобы купить все, о чем он мечтает: велосипед, ноутбук, новый телефон. Впервые перед ним остро встает вопрос: где их взять. «В это время очень важно помочь ребенку научиться заработать своим трудом дополнительные деньги, а не просто увеличить сумму на карманные расходы. Если упустить этот момент и по-прежнему покупать ему все, что он захочет, и выдавать наличными столько, сколько попросит, – вы просто «искалечите» свое чадо. Во взрослой жизни, когда мамы и папы уже не будет рядом, он станет финансовым банкротом», – уверяет Катерина Совицкая.

Киевлянка Галина Сергеева решила этот вопрос, предложив своему 15-летнему сыну за определенную плату каждые выходные устраивать уборку в ее офисе. «Сначала он смущался, что его кто-то увидит за этой работой и посмеется над ним. Но я его успокоила, сказала, что в выходные офис пустой, и он сможет спокойно там поработать. Сейчас его эта идея просто окрыляет – он своим трудом зарабатывает деньги и чувствует себя взрослым и самостоятельным».

Как только в руках ребенка появляется бюджет, учите его копить деньги. «В своей книге “Воспитание правильного отношения к деньгам у детей” Джудит Брайлс советует родителям обеспечивать детям реальный опыт обращения с деньгами. Она предлагает поощрять детей, чтобы они откладывали 20–25% от всех денег, которые получают на карманные расходы, за работу или в качестве подарков. Остальное они могут тратить, пусть и не без ограничений, накладываемых здравым смыслом», – рассказывает Сергей Биденко.

А еще стоит позволить своим детям ошибаться в обращении с деньгами. Так они узнают, почему важно откладывать сбережения, и что бывает, когда накоплений нет. «Если ребенок неправильно потратил деньги: может, его где-то обманули или он не рассчитал свои финансовые возможности, – не смейтесь над ним и не стыдите, он учится. Лучше помогите и расскажите, как в следующий раз поступить правильно», – советует Катерина Мазуренко.

Полезные детские привычки

1. Расходы должны соответствовать доходам.
2. Не влезаем в долги. Не стоит занимать на то, без чего можно обойтись.
3. Распределяем расходы по приоритетам. Сначала то, что важно, а потом все остальное.
4. Семь раз отмеряем. Перед покупкой думаем 7 минут, действительно ли это нужно?
5. Составляем список покупок. Покупаем строго по списку – и ничего лишнего.
6. Не носим с собой все деньги. Так избежим случайных покупок.
7. Записываем, на что тратим деньги. Иногда на мелочи уходит слишком много.

По материалам Денег