"Я не считаю себя водителем-лихачом, но, выезжая на трассу, просто не в силах ехать со скоростью менее 150 км/ч. Пару раз штрафовали, но характер-то не изменился, жажда скорости остается", -- говорит одессит Руслан Левченко. Привычка Руслана -- ездить быстро -- не чужда многим украинцам, которым трудно отказаться от выброса в кровь адреналина. Однако в нашей стране практически нет мест, где можно получить настоящий заряд эмоций от гонок и остаться при этом целым и невредимым. Если жажда скорости поглощает с головой, надо держать путь в Западную Европу -- там есть масса трасс, где каждый желающий почувствует себя настоящим гонщиком.
Одинокая "Чайка"
В Украине покататься с ветерком сложно. Некоторые, конечно, умудряются гонять на заброшенных аэродромах, однако бетонное покрытие, равно как и конфигурация взлетных полос, не предназначены для гонок и опасны для жизни.
Чуть ли не единственный мало-мальски приспособленный для гонок отечественный автодром -- это "Чайка" под Киевом. Чтобы посоревноваться, на него съезжаются гонщики-любители со всей Украины. "Чайка" представляет собой две трассы: одно кольцо для автогонок (2900 м), второе -- для картинга (1160 м). На "Чайке" регулярно проводятся "трек-дни" (о них можно узнать на сайте автодрома www.chayka-ring.com). Длительность дня -- с 10 утра до 6 вечера. Чтобы принять участие в гонках, нужен автомобиль, шлем (его можно арендовать за 20 грн. в день) и медицинская страховка (стоит 30 грн. в день). Каждый заезд длится 15 минут и стоит 170 грн. Два заезда обойдутся в 280 грн., три -- в 350 грн. При желании на месте за 500 грн. можно приобрести клубную карту на 1 год, она дает 20-%-ную скидку на участие во всех гонках на "Чайке", а также на услуги кафе и картинга, которые находятся на территории автодрома.
Как правило, соревнования проходят заездами по три-четыре авто. Чтобы гонка была более интересной, соперниками ставят "одноклассников", то есть авто со схожими характеристиками и мощностью. Некоторые "трек-дни" делают тематическими, куда допускаются исключительно машины определенных марок. А вообще к машинам не придираются -- можно кататься как на Daewoo, так и на Honda. Правда, нужно помнить о страховке: КАСКО не распространяется на авто, участвующие в гонках и спортивных состязаниях. Взять авто напрокат -- тоже не вариант. За такую "хитрость" можно даже судебный иск схлопотать, если арендодатель выяснит, что автомобиль участвовал в гонках.
Картинг на "Чайке" работает ежедневно: в будние дни 10-минутная гонка (заезд) стоит 100 грн./10 минут, в выходные -- 120 грн./10 минут. За прокат спортивного карта придется отдать еще 350--500 грн. в каждый заезд. Впрочем, чтобы покататься на картинге, необязательно ехать на "Чайку". Только в пределах Киева есть не менее пяти картинг-центров, как крытых, так и открытых. Цена заезда приблизительно одинакова везде: 100--120 грн./10 минут для взрослых и 70--80 грн./10 минут -- для детей.
Тем, кто сомневается в своих водительских способностях, можно пройти предварительные тренировки. На автодроме за два часа "петляний" на автомобиле нужно отдать 300 грн. Если речь идет о картинге, то цена вопроса возрастает: занятие с инструктором обойдется в 250 грн. плюс плата за три заезда на карте (первый -- пробный, остальные два -- тренировочные).
Кстати, при желании можно получить даже лицензию настоящего гонщика. Для этого нужно пройти курс обучения в специальной школе. Несколько дней учебы стоят 3--4 тыс. грн. По окончании курсов "выпускнику" выдают сертификат, на основе которого он вправе получить гоночную лицензию, а уж она дает право участвовать в официальных соревнованиях, проводимых при Автомобильной Федерации Украины (ФАУ). Это и кольцевые гонки, и автокросс, и ралли-рейды, и соревнования по картингу. Имеющие лицензию могут рассчитывать на 20-%-ную скидку на гонках на "Чайке". Для получения лицензии необходимо обратиться в местное подразделение (найти можно на сайте fau.in.ua) и заполнить специальную заявку.
На трассе Nürburgring доступна услуга taxi driver поездка по гоночной трассе в BMW M3 с профессиональным гонщиком за рулем. Цена вопроса - от 200 евро.
Но лучше -- за границей
Опытные автовладельцы и заядлые любители гонок говорят, что в Украине ни один автодром не сравним с европейскими трассами, которых там великое множество. Хоккенхайм, Монца, Нюрбургринг в Германии, автодромы Монца в Италии и Алгарве в Португалии -- это далеко не полный перечень тех треков, на которых можно ощутить себя настоящим гонщиком.
"Когда я чуть не разбил на "Чайке" свой Mitsubishi Evolution, решил, что у нас больше никогда не буду ездить. Лучше потрачу больше денег, зато слетаю в Европу и погоняю на настоящем спортивном авто, не боясь "угробить" его", -- рассказал "Деньгам" киевский бизнесмен Сергей Савченко.
Главное отличие европейских автодромов от украинского -- в качестве покрытия, наличии "гравийных ловушек", значительно снижающих риск гибели авто при его вылете с трассы, в длине (круг в Хоккенхайме составляет 4,57 км, в Нюрбургринге -- 5,15 км, в Алгарве -- 4,69 км), а также в том, что это -- настоящие гоночные трассы. Там регулярно проходят соревнования мирового масштаба, в том числе и "Формула-1".
Даже на самых серьезных автодромах есть дни (обычно это уик-энды), когда любой желающий может приехать и попробовать себя в роли Шумахера. Достаточно заплатить 100--400 евро, и можно провести на трассе целый день с утра до вечера. Причем в том же Нюрбургринге можно кататься на своем автомобиле, ограничений нет.
Однако не стоит забывать, что "гражданские" авто не подходят для гонок, и за день "покатушек" можно полностью убить свою машину. Кроме того, даже если авто имеет международный полис "КАСКО" (его оформляют большинство украинских СК), ущерб от гоночной езды он, увы, не покрывает.
Поэтому на европейских автотреках предлагают взять в аренду настоящий гоночный автомобиль. "Действительно спортивное авто: с улучшенной подвеской, четким рулевым управлением, цепкими тормозами. Оно отлично держит дорогу, входя плавно даже в самые крутые повороты, в то время как "гражданский" автомобиль гонщика уже давно бы лежал на крыше", -- рассказывает Рауль Чилачава, ведущий телепрограммы "Две лошадиные силы".
Этим занимаются специальные арендные компании и бюро (www.rent-racecar.de или www.tte-racing.de, к примеру). За 300 евро в день гонщику предложат напрокат Suzuki Swift Sport, за 500 евро -- VW Golf 5 GTI, а за 2500 евро -- Porsche 997 GT3 3.8 Clubsport. Все авто застрахованы, лимит страхового покрытия составляет 10--50 тыс. евро в зависимости от класса машины.
Еще одна особенность зарубежных трасс -- при них всегда существует полноценная инфраструктура: треки для багги и картингов, а также небольшая гостиница в радиусе 1--10 км, чтобы автолюбители, приезжающие из соседних городов или из-за рубежа, могли провести на гонках все выходные. Пребывание в отеле обойдется в среднем в 70--110 евро/сутки.
За границей очень развита система автомобильного образования. Например, за курс стоимостью 5--7 тыс. евро любому человеку опытные гонщики могут дать отличные навыки настоящей спортивной езды, а не банальную лицензию-бумажку.
Во что обойдутся любительские гонки?
В Украине:
- 15-минутный заезд -- 170 грн.;
- аренда шлема -- 20 грн./день;
- страховка -- 30 грн./день;
- консультация инструктора -- 50 грн.
Итого: около 1100 грн./день
В Европе:
- гоночный день на треке -- 100--400 евро;
- аренда спортивного авто (с экипировкой, страховкой и командой механиков) -- 500--2500 евро/день;
- стоимость перелета туда и обратно -- 200--300 евро;
- проживание в отеле -- 70--110 евро/сутки.
Итого: от 1000 евро/уикенд
Резюме: Три-четыре дня и 1200--2500 евро достаточно, чтобы "попробовать на зуб" самые знаменитые гоночные трассы Западной Европы. Резервировать время лучше заранее через сайты гоночных трасс.
По материалам dengi.ua