Начало августа принесло мировому финансовому рынку настоящую панику: валятся биржи, скачут курсы валют, и все чаще слышны разговоры о том, что повторение осени 2008 года не за горами, а вторая волна кризиса будет гораздо сильнее первой с еще более плачевными последствиями. Украина пока что реагирует на происходящее сдержанно. Падение заметно лишь на отечественных фондовых биржах, которые с начала августа потеряли больше 20%. При этом валютный курс остается стабильным (гривна даже слегка ревальвировала), очередей вкладчиков возле банков не наблюдается, а товары с полок магазинов «на черный день» никто не сметает. Но действительно ли то, что творится в мире – не более чем запоздалая реакция на проблемы в ЕС и США, или все же реальная угроза очередной экономической «депрессии», которая вот-вот накроет Украину?

Дмитрий Золотько, заместитель председателя правления «Сбербанка России»

«О второй волне кризиса говорить пока рано. Однако события на мировых рынках, связанные со снижением рейтинговым агентством S&P суверенного рейтинга США, могут выступить катализатором данного процесса. Сейчас, когда мировые фондовые рынки находятся в состоянии шока, тяжело оценивать дальнейшее развитие событий. Естественно, хотелось бы надеяться, что оперативные и решительные действия регуляторов предотвратят «сползание» мировой экономики во вторую волну кризиса, но проблема в том, что происходящие сейчас события являются уникальными, и готовых рецептов просто нет. Долговая нагрузка США и снижение рейтинга крупнейшей мировой экономики неприятны сами по себе, однако, на мой взгляд, большую угрозу представляет распространение паники среди инвесторов на долговой рынок Европы, который и до того находился не в лучшем состоянии. ЕЦБ предпринимает превентивные меры, объявив о намерении начать выкуп государственных долговых бумаг стран еврозоны. Но будет ли этого достаточно – вопрос.

Влияние данных событий на Украину будет зависеть от того, распространится ли паника на сырьевые рынки. После первой реакции в понедельник, рынки нефти и металлов восстановились, что дает надежду на благоприятный исход. В то же время, осенью могут быть определенные сложности с государственными заимствованиями вследствие общей плохой конъектуры на долговых рынках. Следовательно, для Украины возрастает значимость продолжения сотрудничества с МВФ.

Что же касается сбережений граждан, то практика показывает: больше всего теряют те вкладчики, которые начинают в панике разрывать депозиты, менять валюту сбережений и т.д. Поводов для паники нет, несмотря на общую нестабильность. Необходимо понимать, что ситуация на мировых рынках ведет к высокой волатильности, т.е. изменчивости, но это вовсе не означает, что какая-то валюта в ближайшее время рухнет».

Оксана Брусенская, главный специалист управления макроэкономических исследований Укрсоцбанка

«Говорить о второй волне кризиса рано. Падение на фондовых рынках скорее свидетельствует о спекуляции на последних событиях в США. Поэтому в ближайшее время паника прекратится. Однако о второй волне кризиса аналитики говорили уже давно. Предположительно она ожидается осенью текущего года. Но стремительного обвала не предвидится, так как кризис будет не финансового характера, а скорее станет следствием крупных государственных долгов. И если при первой «волне» государство выступало в роли спасателя последней инстанции, то сейчас спасать некому. Центром кризиса станут западные страны ЕС и США. Они будут влиять на вторую группу стран – наибольших кредиторов США. А те в свою очередь повлияют на третью группу – развивающиеся страны Центральной и Восточной Европы. Основной проблемой станет снижение экспорта азиатских стран и девальвация доллара, которая является основной валютой поступлений от экспорта. Но восходящие рынки, в том числе ЦВЕ, окажутся и ведущими в преодолении последствий кризиса.

Украина ощутит основной удар со стороны внешнего рынка, который придется на экспортно-ориентированные базовые отрасли страны. Через них пойдёт распространение на внутренний рынок, что в свою очередь приведёт к снижению результатов производственной сферы, отразится на доходах населения, реальной покупательной способности и, следовательно, на снижении внутреннего потребления. Но пока что внутренняя ситуация в Украине характеризуется стабильностью на политической арене и продолжающимся восстановлением реального сектора экономики. Национальная валюта сохраняет равновесие. Но сила валютного риска умножится, если начнется панический обмен валютных сбережений, что может раскрутить «маховик» девальвации гривны и инфляции».

Андрей Шевчишин, глава аналитического департамента инвестгруппы «ТАСК»

«Хотя фондовый рынок и выступает опережающим индикатором экономики, его обвал, прежде всего, говорит об опасениях инвесторов в отношении возможной рецессии или второй волны кризиса. Кроме того, показатели ведущих экономик мира свидетельствуют лишь о торможении восстановления, поскольку рост пока сохраняется. Между тем остаются негативные явления на рынках труда и инфляции, слабым остается рынок недвижимости, не устранены дисбалансы потребления и производства.

И если следовать текущим предпосылкам к продажам акций на мировом и украинском рынках, то действительно вероятны риски замедления экономического роста Украины. Снижение мирового спроса на продукцию ключевых экспортоориентированных отраслей нашей страны ухудшает внешнеэкономический баланс, снижает доходы предприятий и сокращает поступления в бюджет государства. Этими отраслями выступают в первую очередь горно-металлургический сектор, АПК и химическая промышленность. На уровне предприятий, в результате сужения спроса и поступлений, формируются риски роста безработицы. На уровне государства усиливается давление на гривну и ценовую стабильность импортных товаров, в том числе энергоресурсов. Таким образом, пока можно говорить не о волне кризиса, а лишь о рисках, которые, исходя из настроений инвесторов, на сегодняшний день выше, чем обычно».

Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра:

«На текущий момент согласно кредитно-дефолтным свопам (CDS) угроза дефолта в Украине оценивается в 32%, хотя еще несколько недель назад это показатель был на уровне 24%, и существенно вырос лишь за последние дни. Однако это не говорит о том, что украинской экономике грозит дефолт, а, скорее, стагнация и существенное замедление темпов развития. Высокий уровень долларизации делает Украину заложницей американской валюты, и, вероятнее всего, нам придется покрывать убытки от девальвации доллара, а также столкнуться с серьезной проблемой привлечения зарубежных инвестиций. Да, фактически весь мир попал в такую ситуацию, но именно для экономики Украины то, что происходит - еще большее зло, особенно в свете роста чиновничьего аппарата, увеличения запретов и преград для ведения бизнеса, падения реальных доходов населения, увеличения доли "теневого сектора" и снижения отдачи от экспорта. Поэтому, нашей стране вряд ли стоит прочить банкротство, однако и подъем экономики, особенно в свете развернувшихся событий, тоже маловероятен».

Игорь Сабадаха, портфельный управляющий iTrader:

«На самом деле экономический кризис еще не закончился, и сейчас мы наблюдаем коррекцию на фондовых площадках, которые были чрезмерно разогреты огромными потоками ликвидности. Темпы восстановления были значительно переоценены инвесторами, поэтому теперь состояние финансовых рынков будет отражать реальную ситуацию в мире. И падение котировок, которое имеет место, это очередной лопающийся «пузырь», раздутый живущей в долг экономикой. После обвала ситуация на рынках вскоре стабилизируется, однако такого ралли, которое мы наблюдали в конце прошлого года, уже не будет.

Вообще, падение на фондовых рынках само по себе не несет угроз украинской экономике, хотя следует понимать его причины, чтобы увидеть будущие риски для реального сектора. Эти риски во многом заключаются в росте стоимости заимствований и девальвации гривны, однако о крахе и дефолте говорить еще слишком рано. Важно то, насколько профессионально украинское правительство сможет действовать в ухудшающихся внешних условиях, и какими темпами будет расти государственный долг Украины».

Марьян Заблоцкий, старший аналитик Эрсте Банка:

«Потенциально глобальная финансовая система стоит на пороге кризиса не меньшего, чем в 2008 году, которому предшествовал крах LehmannBrothers. Однако финансовые проблемы в мире уже не сопровождаются «пузырем» на товарных рынках. Например, в августе 2008 промышленное производство в Украине стремительно падало из-за трехкратного снижения цен на сталь. Пока цены на основной украинский экспорт остаются относительно стабильными, а мировой экономический рост хоть и ослабевает, но продолжается вместе с положительной динамикой экономики Украины. Поэтому, ощутимого негативного эффекта наша страна не почувствует, если не произойдет дефолта одной из крупных экономик мира».