"Я купил мотоцикл в прошлом году. До этого у меня были скутер и мопед -- для души. Однако со временем, когда опыта вождения стало больше, я решил обзавестись полноценным мотоциклом. И не пожалел: не только на работу езжу в теплое время, но и катаюсь по загородным трассам в выходные, получая максимум удовольствия от езды", - рассказал киевлянин Дмитрий Роговой.
Дмитрий выбрал классический дорожный мотоцикл - ему хотелось без особого экстрима кататься по городу и загородным трассам. Типичные представители этого класса -- Honda CB600F Hornet и Suzuki Bandit 250. Для "маньяков" лучше подойдет спортивный мотоцикл - эти машины отличаются высокооборотными двигателями, свирепой мощностью, легкой управляемостью и динамикой (Honda CBR1000RR Fireblade, Yamaha YZF-R1). Но это точно не для размеренной езды, а тем более -- на приличные расстояния.
Если в планах будущего мотолюбителя -- путешествия по Украине и за рубеж на мотоцикле, то нужен "турист" - с комфортной посадкой, топливными баками большой ёмкости, низкооборотными двигателями и внушительными размерами. Обычно туристические мотоциклы оснащены дополнительным оборудованием -- кондиционером, магнитолой, подушкой безопасности (Honda GL1800 Gold Wing, Harley-Davidson Street Glide).
Для желающих совмещать передвижение по городу с дальними путешествиями подойдет круизер (или чопер); стиль обязывает сидеть на нем ровно, выставив ноги вперед, уверенно и "без фанатизма". В таких аппаратах все создано для спокойствия и размеренности, хотя по трассе иной такой флегматик вполне способен идти и под 200 км/ч -- если хватит авантюризма у ездока. Типичные чоперы -- Suzuki Intruder VL800C и Yamaha XVS950A Midnight Star.
Кроссовые внедорожники-байки для езды по городу неудобны -- высокий клиренс, малый вес и мощный мотор предназначены для мотогонок (это Yamaha YZ250F и Suzuki RM250). Впрочем, предприимчивые производители придумали очень похожие на кроссовые мотоциклы, но адаптированные для езды по городским дорогам, - эндуро (например, Yamaha WR 125 R и Suzuki DR-Z400S). Но это скорее, уже для почти мотоманьяков.
Идеально для начала: от 17 000 грн
"Начинающим и проще, и безопаснее водить малокубатурный мотоцикл -- обычно это байки с объемом двигателя 125 или 200 см3", - говорит мотоциклист со стажем Андрей Кириченко. Маленькие мотоциклы с классической внешностью (минимум пластика и прямая посадка водителя и пассажира) -- отличный выбор для тех, кто только в самом начале своего байкерского пути: скромное количество "лошадей" (обычно 10-13) не позволит потерять голову, пытаясь разогнаться сверх разумного, да они больше 110-130 км/ч все равно не разгоняются. Эти легкие и послушные "малыши" созданы для города и пригородных шоссе, а вот путешествие на сотни километров на них будет занятием малоприятным. Но вот что очень хорошо в таком мотоцикле, так это его цена. Традиционно лидируют китайцы -- 200-кубовый Zongshen ZS200GS можно купить за 13,8 тыс. грн. Но за эти деньги, по отзывам опытных байкеров, покупатель получит металлического товарища, у которого все время придется "подкручивать" и исправлять мелкие (а со временем и не очень) поломки. Лучшее, что сможет придумать обладатель такого байка, - это продать его через 7-8 тыс. пройденных километров. Дороже и намного выше по уровню воплощения, - Yamaha YBR125 (17,2 тыс. грн.). Следующая ступенька - Honda CRV125 (33,8 тыс. грн.) или Suzuki RV125 (53 тыс. грн.). Преимущество этих моделей -- большее количество "лошадок", чем у собратьев дешевле, что позволяет быстрее набирать скорость, вот только остается загадкой, зачем городскому мотоциклу разгоняться до 120 км/ч -- столько способен выдать подобный мотоцикл. "Эта машина проста в управлении и неприхотлива в обслуживании. Этот малокубатурник со спортивным задором позволит оттачивать навыки езды", - отмечает заместитель руководителя отдела продаж по мотоциклам и силовому оборудованию компании "Хонда Украина" Александр Мельник.
Как правило, малокубатурные мотоциклы приобретаются на год-два, после чего их владельцы пересаживаются на более мощные байки. Или вообще отказываются от идеи водить мотоцикл.
В дальний путь и по городу: от 35 000 грн
Чопер -- само воплощение уверенности, равновесия и стабильной езды без "эмоциональных всплесков". Такой мотоцикл подойдет и начинающим байкерам, и тем, у кого уже есть определенный водительский стаж. Владельцам чоперов спокойно и комфортно ездить на работу по городу, осторожно проезжая в межрядье во время затора. А еще на круизере удобно путешествовать -- комфортная посадка и мягкое кожаное кресло позволят водителю без проблем одолеть несколько сот километров без остановки. Кстати, о скорости -- чоперы способны развить скорость до 200 км/ч, однако, во-первых, такая скорость запрещена ПДД, а во-вторых, удовольствие это сомнительное -- сильнейший встречный ветер создаст ощущение не езды, а борьбы с препятствиями. Если хочется сэкономить, однако покупать "китайца" нет желания, можно присмотреться к корейскому Hyosung GV-250 Aquila, который обойдется в 33,8 тыс. грн. Правда, у байка двигатель всего 250 см3, способный "выжать" только 29 "лошадей". Для покупки чего-то более мощного и брендового придется приготовиться потратить столько же, сколько стоят автомобили-малолитражки, - то есть 94-130 тыс. грн. (см. таблицу). И стоит помнить: чем больший объем двигателя, тем дороже сам мотоцикл, и тем дороже его обслуживание. А еще у "многокубиковых" мотоциклов больший расход топлива. Если байк с двигателем 125 см3 "ест" всего 3 л на 100 км, то чопер с двигателем 800-900 см3 будет съедать не менее 7-8 л на каждые 100 км -- как приличное авто.
Купить мотоцикл можно и со скидкой, и в кредит. Тем более что на складах дилеров предостаточно моделей 2010 года, а в случае компании Yamaha -- даже 2009 года. Сейчас во всей официальной дилерской сети "Хонда Украина" действует скидка на мотоциклы 2010 года производства в размере 7%. Покупатели мотоциклов Suzuki могут воспользоваться кредитной программой "Кредит Европа Банка": при сроке кредита 3 года и авансе 30% процентная ставка составит 14,9% годовых в гривне. Правда, еще 1% от стоимости байка придется потратить на приобретение полиса страхования жизни, таковы условия банка. Прямо в салоне Yamaha можно оформить кредит на год: при авансе 30% ставка составит 24% годовых.
Какие мотоциклы предлагают дилеры*
Марка и модель / год выпуска | Класс | Цена, грн. | Объем (см3) и мощность двигателя (л. с.) | Тип двигателя / система трансмиссии | Макс. скорость, км/ч | Расход топлива (город. цикл), л на 100 км | Расходы на топливо (на 20 тыс. км), грн.** | Где искать? | Отзывы владельцев |
Yamaha YBR 125 / 2009 | Классический городской | 17 200 | 124 / 10 | 4-тактный 2-клапанный, SOHC / 5-ступенчатая | 110 | 3 | 6 240 | удобный, экономичный, идеален для города, не для дальних поездок | |
Yamaha XVS1300A Midnight Star / 2009 | Круизер | 126 400 | 1304 / 72,8 | 4-тактный 4-клапанный SOHC, 2-цилиндровый / 5-ступенчатая | 200 | 7 | 14 560 | мощный, хорошая управляемость, удобен для путешествий, комфортная езда - до 140 км/ч | |
Honda CBR125RW / 2010 | Классический городской | 33 815 | 124,7 / 13,4 | 1-цилиндровый, 4-тактный, 2-клапанный SOHC / 6-ступенчатая | 110 | 3 | 6 240 | динамичный, хорош для начинающих | |
Honda VT750C2B / 2010 | Круизер | 93 930 | 745 / 44,9 | 2-цилиндровый, 4-тактный 6-клапанный SOHC/ 5-ступенчатая | 160 | 6 | 12 480 | хорошая управляемость, комфортный, подходит для дальних поездок | |
Suzuki RV125 / 2011 | Классический городской | 53 000 | 125 / 12 | 1-цилиндровый, 4-тактный SOHC / 6-ступенчатая | 100 | 3 | 6 240 | экономичный, удобный, идеален для города | |
Suzuki Intruder M800 / 2011 | Чопер | 119 800 | 805 / 53,1 | 2-цилиндровый, 4-тактный, DOHC / 5-ступенчатая | 160 | 6,5 | 13 520 | вместительный бак, достаточно места для пассажира, мощный | |
Harley Davidson Sportster XL 883 Super Low / 2011 | Круизер | 118 380 | 883 / 50 | Evolution с воздушным охлаждением / 5-ступенчатая | 150 | 7 | 14 560 | Стильный, слабая динамика, отсутствие комфорта для пассажира | |
Kawasaki VN900 Classic / 2010 | Круизер | 112 172 | 903 / 50 | 8-клапанный SOHC / 5-ступенчатая | 180 | 8 | 16 640 | мощный, устойчивый, подходит для путешествий, дорогое гарантийное ТО | |
BMW F 800 ST | Турист спорт. | 132 000 | 800 / 85 | 2-цилиндровый 8-клапанный | 200 | 4,4** | 10 000 | http ://www.bmw-motorrad.com.ual | |
Ducati Multistrada 1100 | Эндуро | 165 000 | 1100 / 95 | 2-цилиндровый 4-клапанный | 220 | 7,2 | 15 000 | ||
HyosungGV-250 Aquila / 2010 | Чопер | 33 810 | 247 / 29 | 2-цилиндровый, DOHC 8 Valve / 5-ступенчатая | 140 | 5 | 10 400 | комфортная посадка, отсутствие ветрозащиты, малый клиренс |
* - кроссовые, спортивные не включены
** - при скорости 120 км/ч
Перед покупкой мотоцикла стоит вспомнить
1. Кататься на байке комфортно с середины апреля по середину октября.
2. Хранят мотоциклы обычно в гаражах (арендованных или собственных).
3. Основные эксплуатационные расходы -- это резина, цепь и ее составляющие (затраты - 2-6 тыс. грн. в сезон в зависимости от модели и частоты эксплуатации байка).
4. Мотоциклы заправляют бензином А-95 или А-92.
5. Минимальная экипировка: шлем (500-3000 грн.), полный комплект защиты обойдется в 10-25 тыс. грн.
6. Для вождения мотоцикла необходимо открыть категорию А.