2 июня 2011 Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О бесплатной правовой помощи». Этот Закон был принят в соответствии со ст. 59 Конституции Украины, которой предусмотрено, что каждый имеет право на правовую помощь, а в случаях, предусмотренных законом, такая помощь оказывается бесплатно. В чем преимущество нового закона «Деньгам» объяснил Тарас Олицкий, адвокат Адвокатского объединения «Олицкий, Яценко и партнеры».

До сих пор право на бесплатную правовую помощь реализовывалось в Украине крайне ограничено, исключительно в уголовном процессе. Единственной нормативной базой, которая регулировала данный вопрос, кроме самой статьи Конституции Украины, была в. 47 УПК Украины и постановление Кабинета Министров Украины от 14 мая 1999 года «Об утверждении порядка оплаты труда адвокатов по предоставлению гражданам правовой помощи в уголовных делах за счет государства».

На практике выглядело это так. В случае возбуждения против лица уголовного дела, если такое лицо заявляло следователю или суду, в зависимости от стадии уголовного производства, что оно желает воспользоваться услугами защитника, но не имеет финансовой возможности оплатить такие его услуги, то следователь или суд, руководствуясь ст. 47 УПК Украины, принимал решения о привлечении защитника за счет государства, то есть бесплатно для подозреваемого, обвиняемого или подсудимого. Аналогично вопрос о привлечении защитника решался и в тех случаях, когда по закону его участие в уголовном деле было обязательным.

Такими «бесплатными» защитниками были адвокаты, которые работали в адвокатских объединениях, и которых привлекали к защите их руководители. Довольно часто вопрос о привлечении адвоката «по 47-й» решался либо за счет личных отношений между ним и следователем, прокурором или судьей, или через органы адвокатского самоуправления, квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры.

Формально адвокаты, которые оказывали малоимущим лицам правовой помощи, получали за это денежную компенсацию, но ее размер был на столько незначительным, а порядок получения из Государственного бюджета настолько усложненным, что такая помощь не только предоставлялась бесплатно, но и была бесплатной для самого адвоката. Мало кто из адвокатов вообще тратил время на ее фактическое получение, а за этой платой закрепилось прозвище «хамской». Поэтому нетрудно понять, что мотивации работать хорошо «по назначению» у адвокатов было мало. Кроме того, очень часто к криминальным процессам привлекались адвокаты, которые вообще не имели соответствующей практики и занимались до этого исключительно гражданскими, хозяйственными или семейными делами. То есть предоставление бесплатной правовой помощи не было выгодным ни адвокатам, ни их подзащитным, а следовательно и сами клиенты в большинстве случаев не были удовлетворены качеством юридической помощи.

Принятый Закон, надеемся, изменит ситуацию к лучшему. Закон расширил сферу оказания правовой помощи, теперь первичная правовая помощь может предоставляться всем лицам, находящимся под юрисдикцией Украины. В то же время законодатель четко определил, на какие именно виды юридической помощи могут рассчитывать конкретные категории граждан. Аналогично урегулирована ситуация и с вторичной бесплатной правовой помощью, которая является более широкой по объему и содержанию, однако в то же время на нее имеют право исключительно незащищенные, малоимущие лица за четко определенными признаками.

Согласно принятому Закону бесплатная правовая помощь бывает двух видов (первичная и вторичная) и предоставляется следующим образом. Первичная правовая помощь включает такие виды правовых услуг:

1) предоставление правовой информации;
2) предоставление консультаций и разъяснений по правовым вопросам;
3) составление заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме документов процессуального характера);
4) оказание помощи в обеспечении доступа лица к вторичной правовой помощи и медиации.

Лицами, имеющими право на такое пособие есть все лица, находящиеся под юрисдикцией Украины, то есть все без исключения граждане Украины, лица без гражданства и иностранцы, в том числе и беженцы. Субъектами оказания первичной юридической помощи являются органы исполнительной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица частного права, привлекаемых органами местного самоуправления на договорных началах, и специализированные учреждения, которые образуются также органами местного самоуправления.

Безвозмездная вторичная правовая помощь включает такие виды правовых услуг:

1) защиту от обвинения;
2) осуществление представительства лиц в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами;
3) составление документов процессуального характера.

Право на бесплатную вторичную правовую помощь имеют следующие категории лиц:

1) лица, находящиеся под юрисдикцией Украины, если среднемесячный совокупный доход их семьи ниже суммы прожиточного минимума, рассчитанного и утвержденного в соответствии в Закон Украины «О прожиточном минимуме» для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения, инвалиды, получающие пенсию или пособие, назначается вместо пенсии, в размере менее двух прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц - на все виды правовых услуг, указанных выше;
2) дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, беспризорные дети, дети, которые могут стать или стали жертвами насилия в семье - на все виды правовых услуг, указанных выше;
3) лица, к которым применено административное задержание - на правовые услуги, указанные выше в пунктах 2 и 3;
4) лица, к которым применен административный арест, - на правовые услуги, указанные выше в пунктах 2 и 3;
5) подозреваемые в совершении преступления лица, задержанные органами дознания и следствия - на правовую услугу, указанную выше в пункте 1;
6) лица, к которым в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, - на правовую услугу, указанную выше в пункте 1;
7) лица, по делам которых в соответствии с положениями УПК Украины участие защитника является обязательным, - на правовые услуги, указанные выше в пунктах 1 и 3;
8) лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О беженцах" - на все виды правовых услуг, указанных выше;
9) ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» лица, имеющие особые заслуги и особые трудовые заслуги перед Родиной, лица, принадлежащие к числу жертв нацистских преследований, - на правовые услуги, указанные выше в пунктах 1-3;
10) лица, в отношении которых суд рассматривает дело об ограничении
гражданской дееспособности физического лица, признание физического лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица, - на правовые услуги, указанные выше в пунктах 2 и 3;
11) лица, в отношении которых суд рассматривает дело о даче психиатрической помощи в принудительном порядке, - на правовые услуги, указанные выше в пунктах 2 и 3;
12) лица, реабилитированные согласно законодательству Украины, - на правовые услуги, указанные выше в пунктах 2 и 3.

Субъектами оказания бесплатной вторичной правовой помощи в Украине являются:
1) центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, которые образуются Министерством юстиции Украины;
2) адвокаты, включенные в Реестр адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь на постоянной основе по контракту, который заключается с вышеуказанным центром;
3) адвокаты, включенные в Реестр адвокатов, предоставляющих бесплатную вторичную правовую помощь на временной основе на основании договора, который тоже заключается с центром по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи.

Финансирование юридической помощи осуществляется за счет расходов Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.

Сейчас трудно прогнозировать как Закон будет действовать на практике, ведь в Украине очень часто бывает и так, что достаточно удачные законы нивелируются их полным неисполнением или откровенным саботажем со стороны государственных служащих-непосредственных исполнителей. Одновременно для того, чтобы упомянутый Закон начал действовать в полной мере, нужно очень много сделать, в частности, организовать при органах местного самоуправления специализированные учреждения, а при территориальных управлениях юстиции - соответствующие центры по оказанию вторичной правовой помощи, и самое главное, обеспечить их надлежащее и адекватное, справедливое по отношению к выполняемой адвокатами работы, финансирование.

Если обобщить сказанное, то плюсами Закона для граждан станет следующее: бесплатная правовая помощь будет оказываться не только в уголовных делах; любое лицо, которое захочет воспользоваться такой помощью и будет иметь право на это в соответствии с законом, будет четко понимать, куда ей необходимо обратиться и каким образом реализовать свое право на такую помощь, также заранее известно, какие конкретно виды услуг лицо имеет право получить. Есть положительные моменты и для юристов: привлекаться к такой работе будут не все адвокаты в «добровольно-принудительном» порядке и вне зависимости от специализации, а лишь те, которые по собственной воле заключили контракты и договоры с учреждениями (центрами) или будут работать в них на постоянной основе. Вместе с тем, законодатель четко определил, какие именно категории лиц требуют безвозмездной помощи, значит есть надежда, что такая адвокатская работа все же будет должным образом оплачиваться, а правовая помощь будет все же помощью, а не выполнением предусмотренных законодательством формальностей.
 

По материалам //