«Решил особо не раскошеливаться на сайт, потому что бизнес у меня небольшой, и нашел компанию, которая сделала его задешево. Увы, очень сильно об этом пожалел: работа оказалась некачественной, и поддержки теперь никакой. Дизайнер упорно игнорирует меня и не хочет исправлять свои же ошибки», - сетует владелец хлебопекарни Сергей Алексеенко. «Деньги» решили разобраться, как создать хороший сайт для своего бизнеса и сколько денег для этого нужно.

Начнем с имени

Смысл сайта – в увеличении клиентской базы. Очень важно, чтобы у сайта был простой, но в то же время «говорящий» домен. Например, Интернет-магазин по продаже шин и дисков www.mirshin.com.ua – удачный вариант, а вот глядя на адрес www.uhl-mash.com.ua потенциальный клиент вряд ли поймет, что это страница мебельной фабрики. Еще нужен заголовок, который кратко характеризует бизнес. Например, «Сеть кофеен «Эспрессо» или «ЧП Сергиенко: запчасти для Honda и Toyota».

Но чтобы сайт приводил клиентов, он должен быть ориентирован на их интересы и запросы. Главная ошибка, которую допускают заказчики, – это попытка сделать сайт исключительно для ублажения своих амбиций. Например, сайт может быть переполнен званиями и регалиями компании и не содержать практически никакой информации о продукции или услугах. Или под вывеской «Интернет-магазин» скрывается банальный прайс-лист без возможности онлайн-заказа продукции. Поэтому первый шаг - посмотреть именно глазами клиента, понять, что ему нужно.

Дизайн бизнес-сайта должен быть привлекательным, но не напыщенным, перегруженность большим объемом графики и анимации замедляет работу и отвлекает внимание. А самое важное – это контент, наполнение. Сайт должен содержать полезную и нужную клиенту информацию, начиная от истории компании, ее «профиля», сферы деятельности, описания продукции или услуг, цен на них, новостей компании, и заканчивая онлайн-магазином.

Структура сайта должна быть максимально удобной. Ведь посетитель никогда не вернется на Интернет-страницу, работа с которой непонятна или запутанна. А это случается, если сайт перенасыщен вкладками. Поэтому не лишним будет создать такую опцию, как «карта сайта».

В студию!

Для создания успешного сайта понадобится опытный веб-дизайнер и программист. Чтобы найти студию дизайна, сначала нужно изучить сайты партнеров или конкурентов, а то и поставщиков, и выбрать наиболее приглянувшиеся. 99% сайтов содержат название создателя в нижних строках каждой страницы, поэтому отыскать студию не составит труда. А еще есть каталоги студий и независимых программистов-фрилансеров (например, http://wrate.net). Сначала стоит выбрать 5-6 компаний. После общения с ними можно выбрать исполнителя, рассмотрев такие факторы, как готовность подрядчика работать исключительно на основе письменного договора, наличие в его портфолио сайтов различного уровня сложности, внятную ценовую политику.

Кстати, студия должна гарантировать качество работы и требовать полную оплату только после создания сайта и его одобрения клиентом. Выбрав подрядчика и подписав договор, настает время передачи подрядчику своего представления о будущем сайте. «Наиважнейшим этапом создания сайта является разработка технического задания. Как правило, его совместно составляют клиент и менеджер студии веб-дизайна», - говорит руководитель студии «Арт Киев» Анатолий Ильяшенко. В договоре нужно обязательно оговорить сроки исполнения, а также ответственность подрядчика за их срывы. Вообще заказчику нужно позаботиться о защите от главного риска – «высасывания» денег веб-студией, когда за любую мелкую услугу пытаются взять немалую плату. Поэтому в договоре не помешает четкий перечень услуг, за которые платит клиент. Другой риск - сайт на «бумаге» существенно отличается от того, что в итоге выйдет из-под пера студии. Поэтому важно оговорить обязательство подрядчика доделать или переделать некачественную (не соответствующую техзаданию) работу.

Вопрос цены

Хочется дешевле? Ведь часто можно встретить заманчивые обещания «сайт за 1 день и всего за 100 у. е.». Не обольщайтесь! Обычно эти услуги не блещут качеством, и подойдут разве что тем, кому нужен самый простой сайт-визитка, который заказывается по принципу «лишь бы был». Еще демпинговые цены предлагают дизайнеры-однодневки, от которых и вовсе можно не дождаться выполнения работы. Интернет-ресурс с индивидуальным дизайном, десятком информационных страниц и каталогом продукции обойдется минимум в 4-5 тыс. грн. Если необходим сайт с более сложной структурой, например, с закрытой зоной доступа для клиентов, а также с онлайн-магазином, на него придется выделить из бюджета до 25-50 тыс. грн., а то и больше. Но, конечно, цену можно сбить. «Чаще всего клиент все-таки получает скидку около 5-10% от первоначально озвученной суммы», - говорит директор веб-студии SiteShvidko Данил Мартынов.

Торговаться нужно обязательно, особенно если заказывать полный пакет услуг: не только создание сайта, но и его продвижение и поддержку. Обычно плата за поддержку – 300-1000 грн. в месяц, включая хостинг и доменное имя. Кстати, у хорошего сайта должна быть специальная система администрирования («админка»), которую сможет освоить любой уверенный пользователь ПК. Оптимальный вариант – если «админка» настолько понятна, что поддержку сайта (добавление новостей, изменение информации, обновление каталога продукции, размещение рекламы) можно переложить на своих подчиненных. Умение работать с «админкой» сайта - это еще возможность не платить за каждый «чих» по обновлению содержания или структуры сайта.

Раскрутка сайта, включая поисковую (SEO) оптимизацию – тоже статья затрат. Сюда входит и продвижение в поисковых системах, и регистрация сайта в различных тематических и бизнес-каталогах, и реклама. Цель мероприятий проста - потенциальный клиент должен находить товары или услуги именно этой конкретной компании среди тысяч других. За это ежемесячно придется отдавать до 800-1500 грн. В итоге на поддержку и раскрутку сайта понадобится еще 10-25 тыс. грн. в год. Впрочем, это затраты ради прибыли - правильный сайт уже через 1-2 месяца после запуска начинает привлекать клиентов и может окупить себя в течение года.

Вячеслав Быстрицкий, исполнительный директор агентства Интернет-коммуникаций Wizardry

Нужно помнить, что, заказывая сайт, человек обращается к специалистам. Каждое возражение по промежуточному результату работ, каждое "мне не нравится" в процессе работы должно быть обосновано. Заказчик часто забывает, что сайт разрабатывается не конкретно для него, а для клиентов компании. Лучший результат получается тогда, когда клиент и подрядчик являются партнерами, объединенными одной целью, худший – когда второй безропотный исполнитель воли первого.

Анатолий Ильяшенко, руководитель студии «Арт Киев».

Основная ошибка в том, что большинство заказчиков делает упор на дизайн сайта, но абсолютно равнодушно относится к его наполнению. Однако посетителю важен именно контент. Он закрывает сайты, которые перегружены «флэш»-роликами и прочими украшательствами, но не содержат нужной информации. Вторая ошибка - непродуманная структура. Сайт должен быть коммерчески успешным. Основа этого - качественный материал, предлагаемый посетителю сайта.

Директор веб-студии SiteShvidko Данил Мартынов

Часто люди не понимают, что сайт - как книга. Можно написать, сделать тираж в 10000 экз. и положить их все у себя дома. И книга вроде интересная, но никто почему-то ее не читает. Поэтому необходимо сразу подумать о продвижении сайта, которым зачастую занимаются веб-студии наряду с разработкой. Если же клиент не понимает, какая информация должна быть на сайте, ему стоит обратиться к копирайтеру, который грамотно напишет тексты, чтобы поисковые системы их проиндексировали, а посетители захотели прочитать.

8 принципов хорошего сайта для бизнеса

1. простое доменное имя сайта: легко запоминается и ассоциируются с деятельностью компании или СПД

2. сайт в первую очередь ориентирован на запросы и интересы клиента, а не владельца бизнеса

3. дизайн сайта должен быть удобным: самое важное располагается вверху на первом экране

4. сайт должен легко читаться из самых распространенных браузеров, а также на мобильных устройствах

5. любая страница должна быть достижима с главной страницы сайта и за минимально возможное число переходов

6. сайт должен содержать информацию, достаточную для принятия решения о приобретении предлагаемых товаров и/или услуг. В идеале сайт должен позволять сделать заказ и оплатить его

7. информация должна постоянно обновляться, посетителю нужно это явно демонстрировать

8. необходимо обеспечить постоянную техническую поддержку, продвижение и обновление сайта, его защиту от хакерских атак

Что нужно сделать для создания сайта?

составить предварительное описание своего будущего сайта с ориентировочной структурой

отобрать 7-10 студий дизайна и пообщаться с ними;

ориентируясь на портфолио, профессионализм и ценовую политику, выбрать дизайнера

совместно с подрядчиком утвердить общую идею сайта, его имя, структуру, дизайн, функциональность и наполнение;

оговорить в договоре сроки, когда сайт будет создан и запущен в работу

договориться о раскрутке и дальнейшей поддержке сайта (либо о возможности делать это самостоятельно силами своей компании)

Сколько будет стоить сайт?

Создание сайта – 5-50 тыс. грн.

доменное имя – 50-100 грн. / год;

хостинг (место под сайт) – 500-1000 грн./год

техническая поддержка – 200-800 грн./месяц

продвижение сайта – 800-1500 грн./месяц

Резюме: Добротный корпоративный сайт стоит от 4-5 и до 25-50 тыс. грн. в зависимости от вида и масштабов бизнеса. Существует несколько систем-«конструкторов» (тот же WordPress), позволяющих собирать сайты из стандартных компонентов. Это эффективное, надежное и дешевое решение.