Хитрость 1-6 Советы туристу - как не быть обманутым?
Хитрость 7-8 Советы туристу - бережем деньги
Хитрость 9: спрашиваем у ассистанса
Общее правило очень простое -- обращение за любой медпомощью должно быть согласовано с ассиастансом страховщика. Самый простой путь -- после обращения в ассистанс туристу оказывают медпомощь именно те, кого ассистанс прислал.
Спрашиваем о враче. Но нередко лечение на отдыхе оплачивает сам турист и только потом его затраты компенсируются страховщиком. Однако отправляться к врачу можно только с согласия службы ассистанса! То есть, предварительно необходимо позвонить по телефону, указанному в полисе, чтобы получить согласие или рекомендации по поводу того, где, как и кем будет оказана помощь. Несоблюдение этого правила обходится недешево. "Отдыхал с семьей в Турции. На пляже жена вывихнула палец. Боясь перелома, побежали к врачу в отеле, он вызвал "скорую", и нас отвезли в госпиталь в Кушадасе. Там сделали рентген, сказали, что перелома нет, перебинтовали и выставили счет на 800 евро. Цена шокировала, и утром я позвонил страховщику, -- жалуется менеджер по персоналу Сергей Копылов. -- Но оказалось, что мы не имели права получать помощь без согласования с ассистансом, поэтому деньги не вернут".
Если заболевшего туриста отвезли в клинику, которая не является партнером страховщика, он все равно имеет право обслуживаться там, но при определенном условии. Для этого также надо уведомить ассистанс, который решает с медучреждением финансовые вопросы. "Задача ассистанса, в данном случае, связаться с клиникой, в которой находится клиент, выяснить, является ли случай страховым событием и, при подтверждении, гарантировать оплату лечения в рамках необходимой суммы", -- объясняет ведущий специалист отдела туристического страхования СК "Инго Украина" Агнесса Тарасенко. Но, не исключено, что за лечение все-таки придется заплатить из своего кармана, и уже потом забрать деньги у страховщика.
Спрашиваем о возмещении. Если пришлось платить на месте, то, вернувшись в Украину, необходимо подать страховщику письменное заявление, в котором должны быть изложены обстоятельства произошедшего, и приложить пакет документов (оригиналы именных счетов, в которых указан диагноз, названия процедур, даты их проведения и стоимость каждой из них). Также понадобятся квитанции об оплате лечения, рецепты с печатью, в которых указаны фамилия доктора, названия лекарств, цены и подтверждение самой оплаты. Ошибка хотя бы в одной бумажке грозит отказом, а фотографии, ценники, упаковки от лекарств как доказательства не подойдут.
Нередко туристы сталкиваются с тем, что иностранные врачи завышают стоимость своих услуг. "Мне в клинике выставили счет, а страховая отказалась перечислять деньги, сославшись на высокие расценки. В итоге, пришлось срочно искать наличные, чтобы оплатить лечение", -- рассказывает, попавшая в неприятную ситуацию в Турции украинка Елена Глушко.
В данной ситуации все права на стороне туриста: страховой случай подпадает под действие полиса и "укладывается" в страховую сумму, а значит компания обязана платить. И даже если пришлось лечиться за свой счет, вернувшись в Украину нужно выбивать из страховщика компенсацию, вплоть до обращения в Госфинуслуг и суд.
Спрашиваем при покупке полиса. Медицина далеко не во всех странах находится на таком уровне, как в Западной Европе или США. Поэтому при поездке в не слишком развитую страну нужно еще на этапе заключения договора уточнить у страховщика, в какую клинику повезут туриста. Например, в Турции или Египте пострадавшего отправляют только в частные клиники. А вот в Тайланде с этим хуже: в отдаленных районах страны может быть вообще один врач на 100 км. Но, если в договоре указан уровень лечебного учреждения, турист, независимо от страны, имеет право требовать, чтобы его отвезли в нормальную клинику.
После событий декабря 2010 года, когда в Египте акулы покусали нескольких туристов, эта опция стала пользоваться в страховках популярностью. Но если раньше этот риск входил в перечень стандартных, то сейчас нужно выяснять, покрывает ли страховка укусы животных, насекомых, отравление ядами растений, потому что не исключено, что страховщик потребует доплачивать за этот риск. Ну и, конечно, факты укуса или отравления должны подтвердить врачи.
Также турист обязан соблюдать элементарные правила безопасности. "Если администрацией отеля установлен запрет на заплыв за пределы определенной купальной зоны, а турист его нарушил и получил травму, страховщик вправе отказать в выплате", -- говорит Агнесса Тарасенко.
Что делать: покупать полис с оптимальным набором покрываемых рисков. Если потребуется медпомощь, согласовывать свои действия с ассистансом страховщика. Телефоны ассистанса и реквизиты полиса внести в память мобильного телефона.
Хитрость 10: страхуемся по полной
Еще одна проблема, с которой сталкиваются туристы -- это утеря багажа, а также задержка или отмена авиарейса. Приобретая полис медстрахования для выезжающих за рубеж, возможно, стоит оплатить страхование и от подобных случаев. Это увеличит стоимость полиса максимум на 10--15%.
Если багаж все-таки пропал, то первым делом придется ждать: он считается утерянным лишь если его не нашли в течение 21 суток, а факт утери должна задокументировать сервисная служба аэропорта.
Если задержан рейс, об этом нужно уведомить страховщика. И тогда затраты за время ожидания, например, на обед или ужин, будут покрыты страховой компанией, но при наличии чека и в пределах 100 дол./евро. О факте срыве рейса необходимо получить документальное подтверждение в аэропорту, чтобы страховщик компенсировал затраты на пребывание в стране после даты вылета. Правда, есть одна тонкость: если вылет самолета отменят из-за природного катаклизма или войны, возмещение вряд ли будет выплачено, так как форс-мажорные ситуации обычно относятся к исключениям. "Однако, если все же нечто подобное произошло, написать заявление в страховую компанию стоит. Такие дела страховщик рассматривает в индивидуальном порядке", -- рекомендует директор департамента урегулирования СК "PZU Украина" Олег Компаниец.
Что делать: покупать полис с покрытием риска утраты багажа или отмены (переноса) рейса. При возникновении страхового случая собирать все необходимые подтверждающие документы.
Экстренный звонок
Что бы ни случилось, произошедшее нужно фиксировать в call-центре, иначе в выплате гарантировано откажут. Как правило, на звонок даются сутки. Причем, языкового барьера не стоит бояться. "Страховщики, заключая договор с компанией-ассистанс, обязательно оговаривают прием звонков туристов на русском языке", -- подчеркивает начальник управления урегулирования убытков СК "Европейское туристическое страхование" Ольга Деминская. К тому же, пострадавший может обратиться и в украинский call-центр, благо, затраты на эти звонки компенсируются. А иногда страховщики разрешают сумму в пределах 400--600 у.е. тратить на медпомощь и вовсе без звонка -- при условии, что подобная возможность указана в полисе или правилах страхования. Этого на экстренные случаи вполне хватит.
Что делать туристу в непредвиденных ситуациях на отдыхе?
1. Уведомить о наступлении страхового случая ассистанс страховщика
2. Выяснить, оплатит страховщик лечение или за услуги врачей придется платить самому
3. В случае самостоятельной оплаты собирать все документы, подтверждающие затраты и, вернувшись в Украину, предъявить их для получения выплаты
4. При получении услуг в клинике, которая не является партнером страховщика, уведомить об этом ассистанс и требовать возмещения затрат
5. Если соответствующая опция предусмотрена полисом, в случае задержки или срыве рейса, утере багажа, сразу же уведомить об этом ассистанс, а также получить документальное подтверждение случившегося