С 1 июля Россия, Белоруссия и Казахстан отменили между собой таможенные границы. На российско-белорусской границе не останется ни одного таможенного органа, заверяют в Федеральной таможенной службе. «На белорусской границе все шлагбаумы будут полностью сняты. Там вообще не останется никаких признаков государственной границы, поскольку с Беларусью Россия уже прошла длительный этап интеграции в рамках союзного государства», – отметил глава ФТС Андрей Бельянинов в интервью, которое в пятницу публикует «Российская газета».

Совсем иначе обстоят дела на российско-казахстанской границе. Там с 1 июля Таможенная и фитосанитарная службы не работают, но вводится переходный период, в течение которого будут работать пограничные пункты, на которых останется пограничный и миграционный контроль.

«На казахстанской границе пока останутся пограничники, поскольку миграционное и другие виды национальных законодательств еще предстоит унифицировать», – сказал Бельянинов. Но ограничений по перевозке валюты для физических лиц не будет, хотя суммы свыше трех тысяч долларов нужно будет декларировать.

С 1 января 2012 года власти рассчитывают создать на территории ТС единое экономическое пространство. К этому времени Таможенный союз окончательно унифицирует правила перемещения товаров, и тогда Таможенный союз превратится в аналог Евросоюза, надеются в ФТС.

Премьер Владимир Путин в пятницу провел переговоры по телефону с премьер-министрами Белоруссии и Казахстана, сообщил пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков. «Путин отметил, что это самое большое событие на территории бывшего СССР в период после его крушения», – рассказал он.

Но не все с радушием встретили открытие границ. В пятницу у здания генконсульства России в Казахстане состоялась акция протеста. Участники акции заявили, что Казахстан испытывает экономические сложности в связи со вступлением в Таможенный союз: в Казахстане резко подскочили цены на бензин, иностранные авто и продукты питания.

«Проблема в том, что до создания ТС в России действовали самые высокие из трех стран таможенные пошлины на ввозимые товары. Их и взяли за основу при создании ТС и утверждении единого таможенного тарифа», – рассказывает руководитель группы практики таможенного контроля юридической компании «Пепеляев групп» Александр Косов.

Пострадал в первую очередь казахстанский бизнес, хотя республика и настояла на исключении для 409 позиций товаров (одежа, обувь и т. д.) – на них не будут распространяться правила администрирования пошлин внутри Таможенного союза. Кроме того, по настоянию казахстанской стороны были увеличены квоты на беспошлинный ввоз товаров в Таможенном союзе. Теперь беспошлинно можно будет ввезти не 2, а 3 литра алкоголя, не 35, а 50 кг вещей.

"Конечно, плюсы есть, но они незаметны для простого населения, которое ассоциирует Таможенный союз с двумя вещами: повышение цены на бензин и повышение цены на ввозимые автомобили. В свою очередь повышение цен на бензин за собой, как локомотив, тянет и повышение других цен - тарифы на коммунальные услуги, продовольственные товары", - казахстанский макроэкономист Магбат Спанов он агентству "Интерфакс-Казахстан". Эксперт считает, что за год работы союза должны быть видны первые позитивные результаты, а их на данный момент нет.

Кроме того, Спанов отметил, что гораздо больших экономических выгод Казахстан получил бы, вступив в Таможенный союз после Всемирной торговой организации (ВТО) – это снизило бы цены.

Главная головная боль Белоруссии - пошлины на подержанные иномарки. В рамках Таможенного союза для них также был принят российский уровень, который оказался существенно выше, чем действовал в Беларуси. Пришлось и в этом пойти на компромисс. Вводится переходный период, в течение которого будут действовать национальные ставки пошлин стран – участниц ТС. Переходный период предлагается завершить первого января 2013 года. Ранее стороны предусматривали окончание его действия первого 1 июля 2011 года.

«Граждане Белоруссии и Казахстана смогут ввозить в свои страны автомобили по действующим в этих странах ставкам. Но если они захотят продать их в России, то будут вынуждены доплатить разницу в пошлинах. Эта разница в зависимости от марки авто может быть десятикратной», – поясняет Косов.

По мнению партнера Goltsblat BLP Владимира Чикина, рост цен в Казахстане и Белоруссии связан не столько с пошлинами, сколько в целом с законами рынка: «В рамках общего рынка Таможенного союза цены на товары как вода в сообщающихся сосудах. Вот в чем причина роста цен».
Возникшие проблемы отмечают и в Счетной палате России. Там заметили, что растет импорт товаров из стран третьего мира через Казасхтан, с последующей продажей в России без доплаты таможенных пошлин – недобросовестные предприниматели пользуются отсутствием единодушия в административных вопросах Союза. Из-за этого в бюджет России не поступают миллионы долларов.

«Среди факторов, которые препятствуют унификации таможенных пошлин в отношении некоторых видов товаров, можно выделить два основных – экономический и социальный, – констатирует старший юрист международной юридической фирмы CMS в России Гаик Сафарян. – В каждой из стран Таможенного союза существуют определенные чувствительные для экономики и населения товары. Акценты в их внешнеэкономической политике не совпадают, поскольку отличается структура их экономик».

Впрочем, россиянам не стоит опасаться, что после снятия внутренних границ в ТС белорусы ринутся в Россию и скупят товары, которые у них сейчас в дефиците. «В Белоруссии у населения нет доступа к наличной валюте, включая рубли. Официальная девальвация белорусского рубля в конце мая недостаточна для возобновления торговли на валютном рынке, и никто по-прежнему не продает валюту. Поэтому России не грозит повальная скупка товаров белорусами. Что реально опасно отечественной экономике, так это перерегистрация российских компаний на территории Казахстана, где более благоприятный, чем в России, бизнес-климат. Хотя производство остается на территории России, налоги перерегистрированные компании будут платить в бюджет Казахстана», – говорит главный экономист по России и СНГ группы Nomura Татьяна Орлова.

Таможенный кодекс союза требует доработки, признает руководитель ФТС. Сейчас создается рабочая группа в рамках комиссии Таможенного союза по его доработке.

Напомним, вопрос о возможности вступления Украины в Таможенный союз поднимался не раз в течение прошлого года. С российской стороны предпринимались попытки ускорить решение этого вопроса при помощи назначения высоких экспортных пошлин.

С другой стороны, многие эксперты выражают мнение, что вступление в Таможенный союз Украине не выгодно и даже может потопить страну.  
Более того, в представители Евросоюза и Европейских государств неоднократно намекали, что зона свободной торговли с Евросоюзом и Таможенный союз несовместимы, и в данном случае политика многовекторности может сыграть со страной злую шутку. С другой стороны, как политики, так и эксперты по вопросам экономики и политики не раз уверяли, что Украина на данном этапе и не сможет присоединиться к Таможенному союзу.

По материалам Интерфакс, Газета.ру