Поездка на собственном авто к морю или в горы может из приятного путешествия превратиться в нервотрепку. "Ехали с семьей в Крым, и во время очередной остановки я не заметил на обочине большой камень, которым разбил передний бампер. До ближайшего города -- километров 70. Попытался вызвать ГАИ, но тщетно. Позвонил в страховую, но там заявили, что если гаишники не зафиксируют произошедшее -- выплаты не будет. В итоге, я бросил все и уехал, хотя и пришлось потом ремонтировать авто самому", -- рассказывает юрист Андрей Кущенко. "Деньги" решили разобраться, как должен был поступить Андрей, чтобы не лишиться выплаты.

Шаг первый -- звонок страховщику и в ГАИ

В любой ситуации страхователь должен уведомить страховую компанию, и все остальные шаги согласовывать с ней. В первую очередь необходимо подробно описать обстоятельства и место ДТП. "Если ДТП достаточно серьезное, оператор вызовет патруль ГАИ из ближайшего населенного пункта. Если есть пострадавшие -- вызовет еще и "скорую", -- отмечает начальник службы урегулирования страховых событий страховой группы "ТАС" Виктор Панасюк.

При этом нужно быть готовым, что до момента приезда ГАИ может пройти 2--3 часа, а вдали от крупных населенных пунктов -- и того больше. Тем не менее, покидать место аварии, не дождавшись приезда патруля, нельзя, так как это повлечет автоматический отказ от выплаты.

"Однако, иногда бывает, что ГАИ отказывается выезжать на место ДТП. В этом случае страхователь должен запросить документ-подтверждение об обращении в ГАИ и предоставить его в страховую компанию", -- рекомендует директор департамента урегулирования убытков СК "Allianz Украина" Анатолий Климюк. Также участникам ДТП следует обменяться данными о себе, о своих страховках, и, если этого потребует страховщик, составить описание места аварии. Будет совсем не лишним снять место ДТП на фото или видео (столкнувшиеся авто, тормозной путь, поврежденные деревья, дорожные элементы и т.д.). Любые подробности случившегося помогут доказать свою правоту страховщику или отстоять ее в суде, если до него дойдет дело.

Тем не менее, избежать многочасового ожидания ГАИ в "чистом поле" все же можно. Это касается простых страховых случаев, к которым, как правило, относятся мелкие царапины, вмятины и т.д. Правда, в страховом договоре обязательно должно быть оговорено, что подобные инциденты не требуют справки ГАИ. При этом в любом случае нужно обратиться в call-центр страховщика и зафиксировать происшествие. А уже по приезду в ближайший населенный пункт, где есть офис страховой компании, предъявить авто на осмотр и оформить заявление на выплату.

Шаг второй -- решить по-быстрому

Вообще, идеальный выход, если участники ДТП соглашаются расплатиться на месте. То есть, одна из сторон признает свою вину и сама выплачивает деньги пострадавшему, чтобы не ждать ГАИ в чистом поле. Только подобная "сделка" обязательно должна быть зафиксирована. В этом случае виновник признает свою вину в письменных пояснениях, указав под ними данные паспорта и водительских прав. Также нужно зафиксировать, когда будут выплачены деньги, в какой сумме, и какая пеня грозит за просрочку долга (например, 1% ежедневно). Если же расчет происходит прямо на месте, нужно взять расписку в получении денег и отсутствии претензий. Желательно найти свидетелей, которые подпишутся под всеми показаниями, и взять их полные координаты, которые пригодится на случай суда.

Необходимо составить схему ДТП и снять место аварии на фото или видео. Кроме того, страховщика следует предупредить о том, что застрахованная машина пострадала. Это обязательное требование всех договоров КАСКО, не выполнив которое, автовладелец может лишиться выплат в будущем.

Шаг третий -- ждем комиссара

Если решить дело по-быстрому не получилось, помимо ГАИ придется вызывать аварийного комиссара. И хотя нередко страховщики требуют вызова комиссара лишь в том случае, если авто нетранспортабельно, все равно есть смысл требовать приезда представителя страховой компании. В конце концов, он должен помочь в общении с гаишниками и фиксации обстоятельств ДТП. Кроме того, именно комиссар может оценить степень и характер повреждений, дать предварительное экспертное заключение, исходя из реальной картины аварии.

Но не исключено, что у страховщика в соответствующем регионе комиссаров просто нет. Поэтому оператор call-центра должен сам принять решение о необходимости приезда аварийного комиссара. "Если аварийный комиссар не приехал к месту события, необходимо записать контактную информацию о втором участнике: полное имя, мобильный телефон, госномер авто, его марку и модель, номер полиса ОСАГО, название страховой компании, где застрахована гражданско-правовая ответственность второго участника", -- советует председатель правления СК "ХДІ Страхування" Константин Ксенич.

При этом факт неприезда аварийного комиссара автоматически фиксируется оператором call-центра. Но лучше разговор со страховой компанией записать на встроенный в мобильном телефоне диктофон (благо, большинство сотовых обладает этой функцией). Ведь если страховщик вздумает отказать в выплате, сославшись на то, что аварийного комиссара не было на месте ДТП, страхователь сможет предъявить свои аргументы.

Также рекомендуется сделать несколько фотоснимков автомобилей и опросить свидетелей, если они есть. Все это вместе со справками ГАИ даст страховщику полную картину произошедшего.

Шаг четвертый -- вывозим "пострадавшего"

Если авто сильно повреждено, придется вызывать эвакуатор. Сделать это может как сам страхователь, так и оператор call-центра страховщика. Правда, есть одно "но": стоимость эвакуации возместят пострадавшему лишь в том случае, если полис содержит такую опцию. "Договором страхования часто предусмотрена возможность включить оплату услуг эвакуатора в сумму выплаты", -- обращает внимание начальник отдела добровольного страхования транспортных рисков СК "Провидна" Юрий Фидасюк. Как правило, полис КАСКО покрывает эвакуацию только в 100--150 км зоне от крупных городов и в сумме до 300--1000 грн. Бесплатная эвакуация со всей территории Украины предусмотрена лишь в самых дорогих страховках с тарифом до 9--12% стоимости машины.

Шаг пятый -- добраться домой

Вернуться домой, если авто нетранспортабельно, не всегда простая задача. Помочь ее решить может страховщик. Например, он может заказать такси из ближайшего города, и там уже забронировать билеты на поезд или автобус. В крайнем случае, можно переночевать в отеле. Но все эти затраты, как и в случае с эвакуацией, возмещаются не всегда. Как правило, страховки подороже предусматривают до 1--2 тыс. грн. на билеты и 300--500 грн. -- на ночевку в отеле.

И очень важно помнить, что в течение 3 дней нужно будет написать заявление на выплату в страховой компании. Сделать это можно в любом ближайшем к месту отдыха офисе страховщика.

Кроме того, получая выплату, пострадавший может вернуть затраты на эвакуацию авто и поездку домой (если договор это предусматривает), подтвердив издержки документально (билетами, чеками, квитанциями). Причем, как правило, страховая компания не устанавливает четких требований, каким транспортом добираться домой или какой отель выбрать для ночлега. Есть лимит, и в него нужно уложиться. Иначе переплату придется компенсировать из своего кармана.

Что делать, если ДТП произошло вдали от дома?

В первую очередь:
- позвонить в страховую компанию и сообщить о произошедшем;
- согласовать со страховой компанией необходимость вызова ГАИ, аварийного комиссара.

Во вторую очередь:
- при мелких повреждениях, сообщив о них страховщику, ехать дальше, не вызывая ГАИ;
- при серьезном ДТП дождаться ГАИ и комиссара, записав информацию об участниках события и свидетелях;
- если патруль и аварийный комиссар не приехали, уведомить об этом страховщика.

В третью очередь:
- когда авто повреждено сильно, самостоятельно или через call-центр страховщика вызвать эвакуатор;
- обратиться к страховщику за помощью по поводу выезда с места ДТП.

В четвертую очередь:
- после оформления ДТП добраться до ближайшего офиса страховщика и написать заявление на выплату;
- собрать в требуемые сроки все необходимые документы и получить возмещение.

Резюме: Если ДТП произошло даже за десятки километров от ближайшего города, нужно каждый свой шаг согласовывать со страховщиком. И даже если ГАИ или аварийный комиссар не приехали на место аварии, страхователя не имеют права лишить выплаты.