Несмотря на готовность профильных комитетов Рады отложить его вступление в силу чуть ли не на 1 января 2012 года, правительство полно решимости ввести его в действие в ближайшие дни.

Большая победа предпринимателей состоит в том, что из Налогового кодекса убрали запрет юрлицам включать в состав расходов затраты на приобретение товаров, работ и услуг у физлиц, работающих на едином налоге. "После вступления в силу закона, должна появиться возможность включать в расходы суммы, уплаченные упрощенцам -- подрядчикам или поставщикам, -- говорит Дмитрий Савчук, юрист ЮФ "Лавринович и Партнеры". -- Согласно законопроекту №8521 из Налогового кодекса Украины исключается положение (п. 139.1.12), устанавливающее соответствующее ограничение".

Также предпринимателям позволят работать без кассовых аппаратов. А еще они получат право на отпуск и больничные без уплаты налога за этот период, а свидетельства плательщика единого налога станут бессрочными.

Однако в законопроекте осталось и много противоречивых норм, которые могут существенно подпортить жизнь предпринимателям. В связи с этим общественные организации, объединяющие представителей малого бизнеса, уже готовят акции протеста по всей Украине.

Что сделано

Чем недовольны предприниматели? Например, тем, что так и не было учтено их требование "отвязать" доход от размера минимальной зарплаты и сделать его фиксированным. Не меньше вопросов вызывает и норма, которая освобождает от уплаты единого социального взноса только пенсионеров и инвалидов. "По нашему мнению, в данный перечень также следует включить лиц, которые находятся в трудовых отношениях и уплачивают единый взнос из заработной платы", -- считает старший партнер LCF Law Group Артем Стоянов. Комитет по вопросам предпринимательства Верховной Рады и вовсе обещает добиться, чтобы ЕСВ урезали вдвое и сделали его добровольным для всех.

Под большим сомнением желание депутатов наделить местные советы правом ежегодно устанавливать ставки единого налога в зависимости от вида хозяйственной деятельности в расчете на календарный месяц. "Это приведет к постоянному непрогнозированному увеличению ставок налога и сделает бизнес еще более непредсказуемым", -- опасается управляющий партнер ЮФ "Ольга Демченко и партнеры" Ростислав Кравец.
Могут появиться и новые возможности для минимизации и оптимизации. Например, предприниматель, подавая декларацию, может не "светить" контрагентов, объем операций с которыми в отчетном периоде не превышал 50 тыс. грн. "Также абсолютно неприемлемы предложения, позволяющие крупным компаниям оптимизировать налогообложение с помощью упрощенной системы", -- считает глава парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская. В частности, не совсем понятно, что означает "собственное производство", которое позволяет юрлицам платить в два раза меньше налогов.

Также г-жа Королевская настаивает на отмене обязательной регистрации предпринимателя плательщиком НДС, если он хочет работать с юридическими лицами. Она настаивает на исключении штрафных санкций в виде аннулирования свидетельства -- такая форма наказания просто повлечет за собой рост коррупции в рядах налоговиков.

Когда все закончится

Даже авторы законопроекта согласны с тем, что его нужно дорабатывать, и с 1 июля он не может вступить в силу, как было обещано ранее. "К нам поступили обращения от предпринимателей, которые считают, что новый закон об упрощенной системе нужно вводить в действие с 1 января следующего года. Возможно, следует учесть их мнение и не менять "правила игры" для малого бизнеса среди года", -- говорит глава парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник.

По его прогнозам, Верховная Рада будет рассматривать законопроект в начале июля. Напомним, после этого документ еще должен подписать Президент, который под давлением акций протеста может этого и не сделать. По такому сценарию получается, что малому бизнесу придется привыкать к новым налогам уже с 1 января 2012 года. Тем более, что введение налоговых изменений с 1 июля будет противоречить Налоговому кодексу Украины -- согласно п. 4.1.9 НКУ, подобные изменения не могут вводиться посреди бюджетного года. Тем не менее, источники "Денег" утверждают, что изменения вступят в силу именно 1 июля. И уже на осенней сессии Рады будут вноситься некоторые коррективы, в том числе и в интересах бюджета-2012.

Что нового будет в упрощенной системе налогообложения?

Как может быть

Как сейчас

Предельный годовой доход будет привязан к минимальной зарплате

Для физлиц предельный годовой оборот составляет 500 тыс. грн., для юрлиц – 1 млн. грн.

Плательщики будут разбиты на 4 категории: три для физлиц и одна для юрлиц

Подобной разбивки нет

1.       физлица с доходом до 150 мин. Заработных плат (141 600 гривен) в год и без наемных сотрудников. Ограничения в видах деятельности (розничная торговля на рынках, бытовые услуги, ремесленническая деятельность). Налог – от 1% до 10% мин. заработной платы в месяц (до 94 грн в месяц)

2.       Физлица с доходом до 1000 «минималок» (944 тыс. гривен) в год, занятые производством и продажей товаров, предоставлением услуг, ресторанной деятельностью. С числом наемных работников до 10 человек. Налог – 2–20% минимальной зарплаты (до 188 гривен в месяц)

3.       Физлица с доходом до 2000 «минималок» (1888 тыс. гривен) в год, числом наемных работников – до 10 человек. Налог – 3% (и отдельно НДС) или 5% (НДС учтен внутри ЕН) дохода

4.       Юрлица с доходом не более 5000 минимальных зарплат (4,7 млн. гривен) и числом сотрудников до 50 человек. Налог идентичен третьей категории физлиц

Ставка налога составляет 20–200 грн. для физлиц и 6%+НДС или 10% для юрлиц

Плательщики налога на прибыль смогут включать в состав расходов затраты на приобретение товаров, работ и услуг у физлиц на едином налоге

Юридические лица на общей системе налогообложения не могут относить на валовые затраты суммы товаров и услуг, закупленных у «упрощенцев»

Перечень видов деятельности, позволяющих использовать «упрощенку», существенно сократится

Круг предпринимателей-упрощенцев практически не ограничен

Физлица-«упрощенцы» смогут стать плательщиками НДС

Физлица-упрощенцы не имеют права регистрироваться плательщиками НДС.

Физлица-«упрощенцы» не смогут сдавать в аренду более 0,2 га земли, 100 кв. м жилья и 300 кв. м нежилых помещений

Физлица-упрощенцы могут быть арендодателями практически без ограничений

Физлица-«упрощенцы» смогут брать отпуск и больничный, освобождаясь на этот период от уплаты налога

Предприниматели не имеют права на больничные отпуска

Списание штрафных санкций, насчитанных с 1 января 2011 года

-

При утрате права использовать упрощенку предприниматель до 2016 года платит налог по ставке 7,5% от дохода

-

Что нового

Предлагаемая новая схема налогообложения малого бизнеса осталась неизменной с момента обнародования первого варианта законопроекта. Оставлены четыре категории «упрощенцев»: три для физлиц и одна для юрлиц. При этом размер предельного оборота по-прежнему зависит от уровня минимальной зарплаты, ставки единого налога колеблются в пределах 1–20% минимальной зарплаты, а также в размере 3%+НДС или 5% для третьей категории физлиц и для юрлиц. Если же компания имеет собственное производство, ставка налогообложения для нее уменьшается вдвое.

Также в законопроекте остался внушительный список тех, для кого упрощенная система налогообложения станет «табу». Под ограничения попадает деятельность обменных пунктов, финансовое и страховое посредничество, продажа предметов искусства и антиквариата, проведение гастрольных мероприятий, деятельность аудиторов, арендодателей (при сдаче в аренду земельных участков более 0,2 га, жилой недвижимости площадью свыше 100 кв. м и нежилой – более 300 кв. м), а также физлица и юрлица нерезиденты. Интернет-бизнес в этот список не попал, что радует. А те, кто со вступлением в силу закона, лишатся права работать на «упрощенке», до 1 января 2016 года платят 7,5% в год при условии, что годовой оборот бизнеса не больше 500 тыс. грн., а количество наемных работников – до 10 человек.

Резюме: Пока изменения в "упрощенку" далеки от идеала: вводятся ограничения на виды деятельности, которые смогут работать на едином налоге, жесткие санкции, а также зависимость годового оборота и ставки налога от минимальной зарплаты.

По материалам www.dengi.ua