Вопрос выбора добросовестного страховщика до сих пор актуален для большинства украинцев, которые помнят печальные истории со «Страховыми традициями», «Векселем» и «Галактикой». Как показала практика, низкий тариф и заманчивая реклама совершенно не гарантируют стабильность СК и отсутствие проблем с выплатами. Именно поэтому, выбирая страховую компанию, стоит, обратить внимание на финансовые индикаторы, структуру портфеля и страховой тариф.

Не секрет, что «погоду» на рынке формируют около 40-50 страховых компаний: они занимают наибольшую долю в страховых услугах, и страхование, которым занимаются они, можно в принципе назвать классическим, то есть, реальным. Тем не менее, и среди этих страховщиков определиться довольно сложно.

Во-первых, необходимо обратить на открытость страховой компании: насколько регулярно она публикует данные о своей деятельности (как правило, итоги каждого квартала «запаздывают» в среднем на месяц), раскрывает ли информацию о собственниках, партнерах, у которых перестраховываются риски и т.д. «Если компания, по каким-либо причинам, не может предоставить общественности показатели, которые отражают состояние страхового портфеля, величину страховых резервов или объемы страховых выплат, возможно у нее есть проблемы», - предупреждает заместитель главы правления по финансам СК «Гарант-Авто» Наталья Шарвадзе.

Во-вторых, нужно более детально вчитаться в финансовые показатели страховщика. Причем, сделать это может даже неопытный страхователь. Эти цифры есть либо на сайте компании, либо в ренкингах, например, таких как InsaranceTOP. Среди показателей стоит обратить внимание на уровень выплат (соотношение возмещений и премий). Оптимальный – в районе 50-60%. «Низкий же уровень выплат в СК (20-30% - авто.), может свидетельствовать  о высоком уровне отказов в компании или о плохих условиях страхования. При высоком уровне выплат (более 70% - авт.), возрастают риски банкротства СК», - говорит Сергей Головко, начальник отдела урегулирования СК "Добробут". Также нужно посмотреть на динамику активов и особенно резервов: если они падают, это может говорить о том, что страховщик живет исключительно за счет запасов и рискует разориться. Неплохо бы узнать, в каких активах размещены деньги компании. Оптимальная структура вложений – депозиты и гособлигации, а также минимум резервов в акциях. Также если у компании очень высокий (более 50-60%) уровень перестрахования, это означает, что она фактически выступает посредником и не имеет своего штата сотрудников, которые должны заниматься урегулированием страховых случаев.

В-третьих, очень важна структура страхового портфеля компании. «Например, если в компании большой перекос доли продуктов в сторону ДМС, то, наверное, не стоит страховать тут авто. Скорее всего, такой уклон означает, что у компании мало опыта работы с продуктами автострахования», - подчеркивает Виталий Щербина, член правления СК «PZU Украина». Кроме того, ДМС и автострахование («каско», ОСАГО) – наиболее убыточны. Поэтому, если в портфеле страховщика они занимают больше 60-70%, это угрожает стабильности компании.

В-четвертых, нужно скрупулезно подходить к выбору тарифа, особенно по «каско». Разумеется, всегда хочется за меньшие деньги получить максимум. «Выбор страховой компании по принципу «чем дешевле, тем выгоднее» приводит к проблемам с выплатами. Поэтому страховой тариф не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким по сравнению с тарифами, предлагаемыми другими страховщиками», - рассказывает председатель правления СК «ХДІ Страхування» Константин Ксенич. Поэтому, нужно изучить предложения 5-10 страховщиков, чтобы определить некий средний тариф на конкретный вид страхования. И если выбранная компания предлагает страховку на 20-30% дешевле, параллельно суля различные бонусы, дело явно «пахнет» демпингом, и от покупки полиса лучше отказаться.  

В-пятых, хорошим индикатором работы страховщика является структура и условия страхового договора. Чем более понятно он выписан, чем четче изложены его условия, тем большего доверия заслуживает страховщик. «В договоре должны быть прописаны: наличие и размер франшизы, сроки и условия рассмотрения страховых случаев, порядок получения страхового возмещения, а также перечень рисков, которые покрывает договор и обязательно - исключения, которые договором страхования не покрываются», -  отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Арсенал Страхование» Заурбек Хетагуров. Кроме того, нужно ознакомиться с Правилами страхования, т.к. в полисе могут быть указаны не все пункты, связанные с невыплатой возмещения.

Помимо этого, стоит обратить внимание на то, как страховщик выстраивает свой сервис: имеет ли отдельные центры урегулирования убытков, службу информационной поддержки, которая в экстренной ситуации также поможет с вызовом ГАИ, «Скорой помощи», эвакуатора. Не менее важна с точки зрения клиента развитая филиальная сеть, которая делает обслуживание более удобным. Хотя стоит учесть, что открытие офисов – это затратное мероприятие, поэтому позволить себе содержать большую сеть филиалов могут лишь крупные страховщики.

Кстати, начиная выбор, стоит в первую очередь воспользоваться «цыганской почтой» - узнать у родственников, друзей, знакомых, где страховались они и каково их впечатление. «Особо нужно обратить внимание на случаи, когда знакомые получали страховое возмещение: сколько времени прошло с момента предоставления последнего документа и до момента выплаты, и возместила ли СК ущерб в полном объеме», - советует Инна Романова, начальник управления маркетинга и рекламы СК "Инго Украина".

На что обратить внимание при выборе страховщика?

1. на открытость и прозрачность (публикацию данных об СК, собственниках, финансовых показателей);

2. на финансовые показатели компании, в частности, уровень выплат, динамику резервов;

3. на структуру страхового портфеля (доля ДМС и «каско» должна находиться в пределах 40-50%);

4. на размер страхового тарифа (он не должен быть на 20-30% ниже среднерыночного);

5. на условия страхового договора, в частности, их понятность и очевидность, перечень исключений;

6. на то, что страховщик предлагает в виде дополнительного сервиса - ассистанса;

7. на филиальную сеть страховой компании;

8. на партнеров-перестраховщиков, а также уровень перестрахования;

9. на собственников страховой компании;

10. на отзывы родственников, знакомых и других клиентов.