«Когда я только начинал бизнес, на покупку авто не расщедрился. Заказы были единичными, поэтому я пользовался услугами курьерской службы. Но когда бизнес пошел в гору, затраты на доставку значительно возросли. В итоге выбор пал на Renault Kangoo, и теперь я ничуть не жалею: взял на 2 года кредит, и авто себя уже практически окупило», – рассказывает предприниматель из Запорожья Сергей Дубовицкий. «Деньги» решили разобраться, какой коммерческий транспорт доступен сейчас малому бизнесу и во что он обойдется счастливому владельцу.
Есть из чего выбирать
Четкого деления коммерческих авто на классы не существует. Обычно выделяют малые коммерческие автомобили – минивэны (часто их называют
«каблуки»), а также средние авто (микроавтобусы и грузовички). Впрочем, к коммерческому транспорту можно смело отнести и пикапы. Они обладают не только приличной грузоподъемностью (до 1000 кг), но еще проходимостью и даже полным приводом (как, например, Mitsubishi L200, Great Wall Wingle или SsangYong Actyon Sports).
Минивэн – типичный представитель авто для малого бизнеса. Но, в отличие от пикапа, он ближе к городским авто с увеличенной грузоподъемностью. Важный плюс минивэнов в том, что они при своих вполне скромных раз- мерах имеют багажное отделение объемом в 2–3 кубометра.
Если бизнес связан с перевозкой не только более объемных, но и существенно более тяжелых грузов, на помощь придут микроавтобусы. Обычно микроавтобусы и небольшие грузовики оснащаются мощными дизельными двигателями объемом от 2,5–3 л и выше. Они обладают грузоподъемностью до 2 тонн и способны вместить 15–16 м3 груза. А вот расход топлива при таких параметрах очень даже скромный (10–13 л/100 км).
От дешевых к дорогим
Традиционно недорогие модели – среди предложений отечественных и китайских производителей. Самый бюджетный вариант – Daewoo Lanos Pick-Up за 70 тыс. грн., способный перевезти до 575 кг груза. Правда, у машины не самый мощный и не самый экономичный двигатель.
Если у покупателя в распоряжении около 100 тыс. грн., стоит присмотреться к пикапам Renault Logan и Great Wall Wingle. Цена обоих авто – в пределах 93 тыс. грн. Но, по сравнению с «китайцем», Logan обладает почти вдвое большей грузоподъемностью и неплохим качеством салона, зато Great Wall в топовой комплектации оснащается полным приводом.
При наличии 140–150 тыс. грн. можно обратить внимание на минивэны. Fiat Doblo Cargo и Citroen Berlingo VU, которые имеют двигатели мощностью под сотню «лошадей», также снискали репутацию надежных и выносливых. Если же минивэна для масштабов бизнеса недостаточно, а денег на покупку не слишком много, то придется выбирать из самых дешевых «бусов». За 134 тыс. грн. «ГАЗель Бизнес» порадует грузоподъемностью в 1,5 тонны и объемом грузового отсека до 9 тыс. л. Увы, на автофорумах на нее жалоб многовато.
По опыту владельцев, надежные помощники малого бизнеса – это микроавтобусы стоимостью около 200 тыс.грн. В этой ценовой категории стоит выбирать между такими моделями, как Renault Master, Iveco Daily и Ford Transit. Эти машины в максимальных комплектациях обладают грузоподъемностью до 2 тонн и оснащаются дизельными двигателями, при чем довольно экономичными. Привлекательны и характеристики универсального грузопассажирского Ducato Combi, способного вместить 6 человек и до 12 кубометров груза, его грузоподъемность составляет1240 кг.
При этом двигатель – 2,3 л и мощностью 120 л. с., а в стандартную комплектацию авто входят системы ABS, EBD, подушка безопасности водителя, а также электропакет.
Из легких грузовиков самые доступные – «корейцы». Например, Hyundai HD-65, который есть в модификации «платформы» и тента. Его дизельный двигатель объемом 3,3 л способен обеспечить перевозку 3,5 тонн груза.
Как сэкономить
Увы, автодилеры скупы на акции для коммерческих авто. Скидку в 4% предлагает Renault на модель Logan PickUp, Citroen на New Berlingo готов скинуть 8 тыс. грн., а Fiat Doblo Cargo c дизельным двигателем сейчас можно купить, заплатив почти на 9 тыс. грн. меньше обычной цены. Также есть скидка около 10 тыс. грн. на пикап Nissan NP300 прошлого года выпуска. Другой способ сэкономить – купить авто с установленным ГБО, что разумно при нынешних ценах на бензин и дизтопливо. Правда, авто с уже установленным на заводе производителя ГБО почти никто не предлагает. «Деньгам» удалось отыскать такое предложение лишь от Renault на минивэн Logan MCV, который с ГБО обойдется почти на 9 тыс. грн. дороже. Конечно, установить «газ» можно и на «стороне» – это обойдется в 3–15 тыс. грн. в зависимости от модели авто, поколения оборудования и сложности работ. Затраты на ГБО окупятся за год-полтора, если авто будет проезжать в месяц около 1,5 тыс. км, при большем пробеге окупаемости можно добиться и за 6–8 месяцев.
Правда, стоит учесть, что придется потратить около 700 грн. на узаконивание ГБО, а еще переоборудованное авто снимут с гарантии. Если не смущает «сэкон-хэнд», можно задуматься о покупке машины на авторынке – в этом случае можно сэкономить 30–50% по сравнению с салонной ценой. Например, Ford Transit 2005 года с пробегом около 100 тыс. км можно купить за 80–90 тыс. грн., Fiat Doblo 2006–2007 года с аналогичным пробегом – за 60–80 тыс. грн.
Или в кредит?
Акционных кредитных предложений на коммерческие авто – предостаточно. Например, Renault Master при 50-процентном авансе дают в кредит на год под 0%, при взносе в 70% – на 2 года в рассрочку. Автомобили «ГАЗ» можно взять в лизинг под 18% в гривне и 12% в валюте на3 года при 25% аванса. На все коммерческие авто Citroen предлагает кредит до 5 лет. Но если взнос будет 50%, то первый год кредита обойдется в 0,01% годовых, 2-летний заем – по ставке 7%, а пятилетний –14,4% годовых.
Конечно, при желании можно обратиться за кредитом в любой банк, кредитующий покупку коммерческого транспорта, вовсе не обязательно пользоваться предложениями автосалонов. Но нужно помнить, что в среднем неакционный автокредит для бизнеса обойдется в 18–20% годовых в гривне и 12–14% в валюте на 3–5 лет и при взносе в 30–40%, что, согласитесь, недешево. «Рекомендуем внимательно изучить кредитный договор на предмет наличия там информации о возможных скрытых платежах и комиссиях. Кроме того, все кредитные автомобили обязательно должны иметь страховку КАСКО, которая в значительной мере влияет на расходы», – напоминает генеральный директор «Порше Лизинг Украина» Йозеф Граф.
Марка и модель | Цена авто в базовой комплектации, грн.* | Объем (л) и мощность двигателя (л. с.) | Расход топлива (город. цикл), л на 100 км | Расходы на топливо (на 20 тыс. км), грн.** | Макс. скорость, разгон до 100 км/час | Трансмиссия | Габариты (длина/высота/клиренс), мм | Грузоподъемность | Объем багажника, л | Отзывы владельцев |
Renault Logan Pick-Up | 93000 | 1,6 л./90 л.с. | 11 | 22440 | 163 км/ч/13 с | 5МТ | 4496/1554/155 | 800 кг | 300 л | недорогой, многие опции «комфорта»; небольшой объем багажника, слабоват движок и высокий расход |
Great Wall Wingle www.china-car.com.ua | 93950 | 2,8D л./95 л.с. | 10,3 | 20188 | 140 км/ч/17 с | 5МТ | 5040/1730/194 | 480 кг | - | цена, вместимость багажника и салона, неплохая проходимость; мало "комфортных опций", неважное качество салона, быстрый износ комплектующих |
Ssang Yong ACTYON SPORTS | 197000 | 2,0TD л./141 л.с. | 11,1 | 21756 | 161 км/ч/11,2 с | 5МТ | 4965/1755/190 | 450 кг | 1070 | надежная и мягкая подвеска, хорошая обзорность, комфортный салон; низковат клиренс; маленькая грузоподъемность |
Nissan NP300 | 202240 | 2,5TD л./133 л.с. | 10,4 | 20384 | 160 км/ч/13 с | 5МТ | 5020/1695-1710/240 | 1050 кг | 890 | «тяговитый» двигатель, хорошая проходимость и грузоподъемность, небольшой расход топлива; минимум опций «комфорта», не очень устойчив без груза |
Daewoo Lanos Puck-Up | 69760 | 1,5 л./86 л.с. | 10,5 | 21420 | 150 км/ч/16 с | 5МТ | 4247/1908/160 | 575 кг | 2500 | недорогая, выносливая; плохое качество салона, слабоват движок для большого груза, мелкие поломки |
Fiat Doblo CargoNuovo fiat-ukraine.com | 139080 | 1,4 л./95 л.с. | 9,8 | 19992 | 161 км/ч/- | 5МТ | 4740/1880/165 | 750 кг | 3400-3800 | грузоподъемность, экономичность двигателя, надежность; слабоватый движок, жесткая ходовая |
Citroen Berlingo VU | 139120 | 1,6D л./90 л.с. | 7 | 13720 | 150 км/ч/17,2 с | 5МТ | 4380/1801/141 | 800 кг | 3300 | надежный и выносливый, как для городской езды, так и для дальних поездок, комфортный; низкий клиренс, маловат объем грузового отсека |
ГАЗ 2705 ГАЗель-Бизнес | 134 400 | 2,9л./106 л.с. | 10,5 | 21420 | 140 км/ч/40 c | 5МТ | 5475/2200/170 | 1500 кг | 6000-9000 | большая грузоподъемность, «тяговитый» двигатель; ужасное качество сборки, постоянные поломки, отсутствие комфорта как такового. |
Renault Master | 209 500 | 2,3D л./100 л.с. | 9,7 | 19012 | 140 км/ч/21,5 с | 6МТ | 5048/2303/182 | 1684 кг | 8000 | расход топлива, мощный и тяговитый мотор, устойчивость и управляемость; дорогая в обслуживании, требовательная к качеству топлива |
Iveco New Daily | 305000 | 2,3Dл./116л.с. | 12 | 23520 | 140 км/ч/- | 5МТ | 5077/2365-2760/200 | 1355кг | 7300 | экономичный двигатель, надежная, высокая грузоподъемность; слабоватая подвеска для украинских дорог, жалобы на плохой и дорогой сервис |
FordTransit фургон | 226860 | 2,2TD л./85 л.с. | 9,1 | 17836 | -/- | 5МТ | 4863/2067/150 | 901кг | 6550 | «резвый» двигатель, экономичный, неплохая грузоподъемность; неустойчив без груза, шумноват мотор, подвержен коррозии |
Fiat Ducato (грузовой) fiat-ukraine.com | 249900 | 2,3TD л./120 л.с. | 8,6 (средний) | 16856 | 145 - 155 км/ч | 6МТ | 5413/2524/- | 1240 кг | 12000 | хорошая динамика, управляемость и устойчивость, грузоподъемность и вместимость; маленький дорожный просвет, дорогиезапчасти |
HyundaiHD-65 (борт-тент) hyundai-truck.com.ua | 289 400 | 3,3Dл./115 л.с. | 13 | 25480 | 116 км/ч/- | 5МТ | 6175/2335/200 | 3500 кг | 16500 | высокая грузоподъемность, надежный; расход топлива значительно выше «паспортного», авто исключительно для перевоза грузов |