«Когда я только начинал бизнес, на покупку авто не расщедрился. Заказы были единичными, поэтому я пользовался услугами курьерской службы. Но когда бизнес пошел в гору, затраты на доставку значительно возросли. В итоге выбор пал на Renault Kangoo, и теперь я ничуть не жалею: взял на 2 года кредит, и авто себя уже практически окупило», – рассказывает предприниматель из Запорожья Сергей Дубовицкий. «Деньги» решили разобраться, какой коммерческий транспорт доступен сейчас малому бизнесу и во что он обойдется счастливому владельцу.

Есть из чего выбирать

Четкого деления коммерческих авто на классы не существует. Обычно выделяют малые коммерческие автомобили – минивэны (часто их называют

«каблуки»), а также средние авто (микроавтобусы и грузовички). Впрочем, к коммерческому транспорту можно смело отнести и пикапы. Они обладают не только приличной грузоподъемностью (до 1000 кг), но еще проходимостью и даже полным приводом (как, например, Mitsubishi L200, Great Wall Wingle или SsangYong Actyon Sports).

Минивэн – типичный представитель авто для малого бизнеса. Но, в отличие от пикапа, он ближе к городским авто с увеличенной грузоподъемностью. Важный плюс минивэнов в том, что они при своих вполне скромных раз- мерах имеют багажное отделение объемом в 2–3 кубометра.

Если бизнес связан с перевозкой не только более объемных, но и существенно более тяжелых грузов, на помощь придут микроавтобусы. Обычно микроавтобусы и небольшие грузовики оснащаются мощными дизельными двигателями объемом от 2,5–3 л и выше. Они обладают грузоподъемностью до 2 тонн и способны вместить 15–16 м3 груза. А вот расход топлива при таких параметрах очень даже скромный (10–13 л/100 км).

От дешевых к дорогим

Традиционно недорогие модели – среди предложений отечественных и китайских производителей. Самый бюджетный вариант – Daewoo Lanos Pick-Up за 70 тыс. грн., способный перевезти до 575 кг груза. Правда, у машины не самый мощный и не самый экономичный двигатель.

Если у покупателя в распоряжении около 100 тыс. грн., стоит присмотреться к пикапам Renault Logan и Great Wall Wingle. Цена обоих авто – в пределах 93 тыс. грн. Но, по сравнению с «китайцем», Logan обладает почти вдвое большей грузоподъемностью и неплохим качеством салона, зато Great Wall в топовой комплектации оснащается полным приводом.

При наличии 140–150 тыс. грн. можно обратить внимание на минивэны. Fiat Doblo Cargo и Citroen Berlingo VU, которые имеют двигатели мощностью под сотню «лошадей», также снискали репутацию надежных и выносливых. Если же минивэна для масштабов бизнеса недостаточно, а денег на покупку не слишком много, то придется выбирать из самых дешевых «бусов». За 134 тыс. грн. «ГАЗель Бизнес» порадует грузоподъемностью в 1,5 тонны и объемом грузового отсека до 9 тыс. л. Увы, на автофорумах на нее жалоб многовато.

По опыту владельцев, надежные помощники малого бизнеса – это микроавтобусы стоимостью около 200 тыс.грн. В этой ценовой категории стоит выбирать между такими моделями, как Renault Master, Iveco Daily и Ford Transit. Эти машины в максимальных комплектациях обладают грузоподъемностью до 2 тонн и оснащаются дизельными двигателями, при чем довольно экономичными. Привлекательны и характеристики универсального грузопассажирского Ducato Combi, способного вместить 6 человек и до 12 кубометров груза, его грузоподъемность составляет1240 кг.

При этом двигатель – 2,3 л и мощностью 120 л. с., а в стандартную комплектацию авто входят системы ABS, EBD, подушка безопасности водителя, а также электропакет.

Из легких грузовиков самые доступные – «корейцы». Например, Hyundai HD-65, который есть в модификации «платформы» и тента. Его дизельный двигатель объемом 3,3 л способен обеспечить перевозку 3,5 тонн груза.

Как сэкономить

Увы, автодилеры скупы на акции для коммерческих авто. Скидку в 4% предлагает Renault на модель Logan PickUp, Citroen на New Berlingo готов скинуть 8 тыс. грн., а Fiat Doblo Cargo c дизельным двигателем сейчас можно купить, заплатив почти на 9 тыс. грн. меньше обычной цены. Также есть скидка около 10 тыс. грн. на пикап Nissan NP300 прошлого года выпуска. Другой способ сэкономить – купить авто с установленным ГБО, что разумно при нынешних ценах на бензин и дизтопливо. Правда, авто с уже установленным на заводе производителя ГБО почти никто не предлагает. «Деньгам» удалось отыскать такое предложение лишь от Renault на минивэн Logan MCV, который с ГБО обойдется почти на 9 тыс. грн. дороже. Конечно, установить «газ» можно и на «стороне» – это обойдется в 3–15 тыс. грн. в зависимости от модели авто, поколения оборудования и сложности работ. Затраты на ГБО окупятся за год-полтора, если авто будет проезжать в месяц около 1,5 тыс. км, при большем пробеге окупаемости можно добиться и за 6–8 месяцев.

Правда, стоит учесть, что придется потратить около 700 грн. на узаконивание ГБО, а еще переоборудованное авто снимут с гарантии. Если не смущает «сэкон-хэнд», можно задуматься о покупке машины на авторынке – в этом случае можно сэкономить 30–50% по сравнению с салонной ценой. Например, Ford Transit 2005 года с пробегом около 100 тыс. км можно купить за 80–90 тыс. грн., Fiat Doblo 2006–2007 года с аналогичным пробегом – за 60–80 тыс. грн.

Или в кредит?

Акционных кредитных предложений на коммерческие авто – предостаточно. Например, Renault Master при 50-процентном авансе дают в кредит на год под 0%, при взносе в 70% – на 2 года в рассрочку. Автомобили «ГАЗ» можно взять в лизинг под 18% в гривне и 12% в валюте на3 года при 25% аванса. На все коммерческие авто Citroen предлагает кредит до 5 лет. Но если взнос будет 50%, то первый год кредита обойдется в 0,01% годовых, 2-летний заем – по ставке 7%, а пятилетний –14,4% годовых.

Конечно, при желании можно обратиться за кредитом в любой банк, кредитующий покупку коммерческого транспорта, вовсе не обязательно пользоваться предложениями автосалонов. Но нужно помнить, что в среднем неакционный автокредит для бизнеса обойдется в 18–20% годовых в гривне и 12–14% в валюте на 3–5 лет и при взносе в 30–40%, что, согласитесь, недешево. «Рекомендуем внимательно изучить кредитный договор на предмет наличия там информации о возможных скрытых платежах и комиссиях. Кроме того, все кредитные автомобили обязательно должны иметь страховку КАСКО, которая в значительной мере влияет на расходы», – напоминает генеральный директор «Порше Лизинг Украина» Йозеф Граф.

Марка и модель

Цена авто в базовой комплектации, грн.*

Объем (л) и мощность двигателя (л. с.)

Расход топлива (город. цикл), л на 100 км

Расходы на топливо (на 20 тыс. км), грн.**

Макс. скорость, разгон до 100 км/час

Трансмиссия

Габариты (длина/высота/клиренс), мм

Грузоподъемность

Объем багажника, л

Отзывы владельцев

Renault Logan Pick-Up

www.renault.ua

93000

1,6 л./90 л.с.

11

22440

163 км/ч/13 с

5МТ

4496/1554/155

800 кг

300 л

недорогой, многие опции «комфорта»; небольшой объем багажника, слабоват движок и высокий расход

Great Wall Wingle

www.china-car.com.ua

93950

2,8D л./95 л.с.

10,3

20188

140 км/ч/17 с

5МТ

5040/1730/194

480 кг

-

цена, вместимость багажника и салона, неплохая проходимость; мало "комфортных опций", неважное качество салона, быстрый износ комплектующих

Ssang Yong ACTYON SPORTS

www.sy.com.ua

197000

2,0TD л./141 л.с.

11,1

21756

161 км/ч/11,2 с

5МТ

4965/1755/190

450 кг

1070

надежная и мягкая подвеска, хорошая обзорность, комфортный салон; низковат клиренс; маленькая грузоподъемность

Nissan NP300

www.nissan.ua

202240

2,5TD л./133 л.с.

10,4

20384

160 км/ч/13 с

5МТ

5020/1695-1710/240

1050 кг

890

«тяговитый» двигатель, хорошая проходимость и грузоподъемность, небольшой расход топлива; минимум опций «комфорта», не очень устойчив без груза

Daewoo Lanos Puck-Up

www.ukravto.ua

69760

1,5 л./86 л.с.

10,5

21420

150 км/ч/16 с

5МТ

4247/1908/160

575 кг

2500

недорогая, выносливая; плохое качество салона, слабоват движок для большого груза, мелкие поломки

Fiat Doblo CargoNuovo

fiat-ukraine.com

139080

1,4 л./95 л.с.

9,8

19992

161 км/ч/-

5МТ

4740/1880/165

750 кг

3400-3800

грузоподъемность, экономичность двигателя, надежность; слабоватый движок, жесткая ходовая

Citroen   Berlingo VU

www.citroen.ua

139120

1,6D л./90 л.с.

7

13720

150 км/ч/17,2 с

5МТ

4380/1801/141

800 кг

3300

надежный и выносливый, как для городской езды, так и для дальних поездок, комфортный; низкий клиренс, маловат объем грузового отсека

ГАЗ 2705 ГАЗель-Бизнес

www.gaz.ua

134 400

2,9л./106 л.с.

10,5

21420

140 км/ч/40 c

5МТ

5475/2200/170

1500 кг

6000-9000

большая грузоподъемность, «тяговитый» двигатель; ужасное качество сборки, постоянные поломки, отсутствие комфорта как такового.

Renault Master

www.renault.ua

209 500

2,3D л./100 л.с.

9,7

19012

140 км/ч/21,5 с

6МТ

5048/2303/182

1684 кг

8000

расход топлива, мощный и тяговитый мотор, устойчивость и управляемость; дорогая в обслуживании, требовательная к качеству топлива

Iveco New Daily

www.iveco.com

305000

2,3Dл./116л.с.

12

23520

140 км/ч/-

5МТ

5077/2365-2760/200

1355кг

7300

экономичный двигатель, надежная, высокая грузоподъемность; слабоватая подвеска для украинских дорог, жалобы на плохой и дорогой сервис

FordTransit фургон

www.ford.ua

226860

2,2TD л./85 л.с.

9,1

17836

-/-

5МТ

4863/2067/150

901кг

6550

«резвый» двигатель, экономичный, неплохая грузоподъемность; неустойчив без груза, шумноват мотор, подвержен коррозии

Fiat Ducato (грузовой)

fiat-ukraine.com

249900

2,3TD л./120 л.с.

8,6 (средний)

16856

145 - 155 км/ч

6МТ

5413/2524/-

1240 кг

12000

хорошая динамика, управляемость и устойчивость, грузоподъемность и вместимость; маленький дорожный просвет, дорогиезапчасти

HyundaiHD-65 (борт-тент)

hyundai-truck.com.ua

289 400

3,3Dл./115 л.с.

13

25480

116 км/ч/-

5МТ

6175/2335/200

3500 кг

16500

высокая грузоподъемность, надежный; расход топлива значительно выше «паспортного», авто исключительно для перевоза грузов