Первые карманные деньги дети начинают получать с поступлением в школу: на булочку в столовой или шоколадку по дороге домой. С этого момента можно начать прививать ребенку навыки общения с деньгами. А то и раньше, ведь чем раньше родители начнут работать в этом направление, тем большего добьются.

 

Денис Новиков, заместитель председателя правления "Укринбанка":

Отношение к деньгам формируется очень рано. Использование денег -- это потребление, управление деньгами и управление при помощи денег. Так, например, различные ритуалы распределения денег между членами семьи становятся инструментами управления: унизительными ("будешь мне должен"), благотворительными ("раздача "Оскаров") или в виде оброка ("возьми и отстань"). Или психологический эквивалент денег: получение денег = признание, одобрение; наличие денег = взрослость, сила; отсутствие денег = бессилие, зависимость. В "Укринбанке" сознают важность формирования отношения к деньгам. Специально для детей разработаны просветительские и потребительские программы. Самые маленькие знакомятся с правилами обращения с деньгами через комиксы с приключенческими сюжетами, дети постарше могут использовать детские карты VISA или MasterCard.

 

Свой бюджет

Многие родители опасаются давать деньги детям до 11--12 лет. Их ведь могут отобрать старшеклассники, ребенок может их потеряет или истратит на ненужные, а, возможно, и опасные для здоровья вещи (чипсы, пиво, сигареты), рассуждают мамы и папы.

Но наличие собственных средств дает ребенку ощущение "взрослости", и это, в свою очередь, меняет его отношение к деньгам.

Причем, если первоклашкам карманные деньги стоит давать ежедневно и небольшими порциями, то учеников третьих-четвертых классов можно переводить на еженедельное содержание. А старшеклассникам финансирование должно выделяться раз в две недели, а лучше -- раз в месяц. Это учит ребенка планировать собственные расходы.

Подаренные или заработанные деньги также должны оставаться у ребенка ( о том, как привить любовь к накоплению). Но чтобы он их не потерял и не растратил (иногда речь идет о довольно крупных суммах), папа или мама могут предложить себя в качестве ответственного хранителя. Но в таком случае очень важно самому не запускать руку в "детский капитал". Ведь, если ребенок узнает о том, что родитель потратил его деньги, доверие будет подорвано.

В данном случае отличным вариантом станет вклад в банке. Его можно открыть как на имя родителей, так и на имя ребенка (некоторые банки предлагают депозиты на имя несовершеннолетнего). Причем, идти в банк и класть, и снимать деньги следует обязательно с ребенком.

Как потратить свои деньги, ребенок должен решать сам. Родители могут посоветовать, обсудить варианты: купить ролики, которые он давно хотел, или отложить на поездку в языковой лагерь. Но ни в коем случае нельзя заявлять: "За эти деньги мы купим тебе зимнюю куртку".

Ценность денег

Многие родители жалуются, что дети не понимают ценности денег, постоянно требуют покупки новых игрушек и вещей. Причем, если родители отказывают, то ребенок обижается, так как считает, что им просто жалко денег.

Выйти из этой ситуации позволит вовлечение ребенка в процесс планирования семейного бюджета. Пусть чадо знает, сколько (хотя бы примерно) зарабатывают родители и на что они тратят деньги.

Очень полезно будет следующее упражнение: дать ребенку лист бумаги и попросить записать все расходы на его содержание. Параллельно составить свой список. А потом вместе их сравнить. Для многих детей открытием является то, сколько родители тратят на его одежду, образование, поездки. Не говоря уже о коммунальных услугах и даже продуктах питания. 

Кстати, отправляясь в магазин за покупками, берите с собой детей. И там фиксируйте их внимание на том, сколько стоят покупки. Ребенка можно просить взвешивать фрукты и овощи и вслух называть цену. Естественно, это не должно звучать, как упрек. Просто ребенку следует видеть, на что и как идут деньги, а выводы он сделает сам.

При этом очень важно не прибедняться, не сокрушаться, "как тяжело жить". У ребенка не должно сложиться ощущение, что он беден. Ведь это впечатление он может пронести через всю жизнь. И впоследствии, сколько бы ни зарабатывал, будет чувствовать себя необеспеченным. В конечном итоге в сознании ребенка должна прочно закрепиться мысль: "нет ничего недоступного, вопрос лишь во времени и в количестве приложенных усилий".

Детские заработки

Самые горячие споры разгораются вокруг темы детских заработков. Одни родители считают нормальным с помощью денег мотивировать детей выполнять домашние обязанности и хорошо учиться. Другие являются ярыми противниками такого подхода. Правда, как всегда, где-то посередине.

Деньги действительно не должны быть мотивом хорошей учебы. Точнее, это может быть стратегической целью в логической цепочке "хорошее образование -- высокооплачиваемая работа/свой бизнес". Но ни в коем случаем хорошие оценки не должны оплачиваться родителями. Ведь ребенок должен понимать, что он учится для себя, а не для того, чтобы получить от родителей очередные 100 грн.

Платить ли за выполнение каких-то работ? Это -- тоже вопрос. Стоит очертить ребенку круг его домашних обязанностей: убирать в своей комнате раз в неделю, мыть после себя посуду, через день поливать цветы. Причем, сделать это надо максимально детально, четко оговаривая регулярность и контролируя выполнение. С возрастом круг его обязанностей должен расширяться.

То, что входит в этот круг, ребенок выполняет бесплатно. Это его вклад в ведение семейного хозяйства. Все, что ребенок делает сверх обязанностей, по желанию родителей может быть оплачено. Особенно, если за эту работу родители все равно платят третьим лицам. К примеру, можно предложить ребенку за деньги помыть машину, набрать текст на компьютере, сделать несложный перевод (если знания позволяют). Таким образом, он сможет оценить реальную стоимость заработанных денег.

Читатели «Денег» делятся опытом

Родитель

Ребенок

Секреты воспитания

Оксана Бебих, маркетолог

Дарья, 8 лет

Все деньги, которые Даше дарят на праздники, остаются у нее. Потом мы вместе с ней решаем, что она хочет на них купить. Сейчас могу сказать, что дочь у меня не транжира. Свои деньги тратит очень осторожно. А недавно попросила меня открыть ей платежную карточку.  

Виктор Логвиненко, частный предприниматель

Иван, 11 лет

Если мне нужно набрать какой-то документ или забить какие-то данные в табличку, я предлагаю это сделать сыну за небольшую плату. Эти деньги он тратит на свое усмотрение.   

Анна Гавриленко, администратор ресторана

Тарас, 9 лет

Прошлым летом мой сын получил первый опыт заработка. У нас на даче был уж очень богатый урожай груш. Тарас помог мне их собрать, лазил по деревьям, доставал и аккуратно складывал фрукты в ящики. Мы отвезли их на поселковый рынок и сдали под реализацию. Вырученные деньги поделили напополам.

Владимир Пискун, директор по закупкам в супермаркете

Илья, 10 лет

Карманные деньги Илья получает раз в месяц. И должен сам распределить их на каждый день. Если потратил все в первую же неделю, до конца месяца в школу ходит с бутербродами.

Денис Новиков, заместитель председателя правления "Укринбанка":

 Отношение к деньгам формируется очень рано. Использование денег -- это потребление, управление деньгами и управление при помощи денег. Так, например, различные ритуалы распределения денег между членами семьи становятся инструментами управления: унизительными ("будешь мне должен"), благотворительными ("раздача "Оскаров") или в виде оброка ("возьми и отстань"). Или психологический эквивалент денег: получение денег = признание, одобрение; наличие денег = взрослость, сила; отсутствие денег = бессилие, зависимость. В "Укринбанке" сознают важность формирования отношения к деньгам. Специально для детей разработаны просветительские и потребительские программы. Самые маленькие знакомятся с правилами обращения с деньгами через комиксы с приключенческими сюжетами, дети постарше могут использовать детские карты VISA или MasterCard.

Резюме: Начиная со школьного возраста, у ребенка должны быть собственные деньги, которыми он распоряжается по собственному усмотрению. Разговоры о семейном бюджете -- это нормальная и нужная практика. Вполне можно платить ребенку за работу, которая не входит в основной круг его обязанностей.

Партнер рубрики «Азбука финансов» - ПАО «Укринбанк»