Виталий Джуринский считает, что его бережливость и рачительное отношение к деньгам позволили достойно выйти из кризиса. А еще г-н Джуринский рассказал "Деньгам" о том, на чем нужно экономить, а на что не стоит жалеть средств, об отдыхе от работы, о том, что его привело в автобизнес и почему он не возвращается к преподавательской деятельности.
Вы не раз говорили, что не любите "сорить деньгами". В какой мере этот принцип помог Вам пережить кризис с меньшими потерями?
-- Деньги -- это производная и ни в коем случае не самоцель. Для меня всегда была целью реализация глобальных стратегических задач, а деньги -- всего лишь способ достижения целей. Кроме того, кризис показал, что деньги -- далеко не главное. Главное -- сильные лидеры, которые могут реализовывать поставленные задачи даже в сложных экономических условиях. Да, в кризис можно было выбрать стратегию "страуса" и пережидать, пока все наладится. А можно, даже "упав в болото", продолжать ползти, преодолевая трудности. Кризис научил меня быть еще более рачительным, экономным, рациональным и расчетливым. Но при этом я продолжал делать довольно смелые инвестиции, если видел, что они в будущем способны окупить себя.
И в чем же проявилась Ваша рачительность и экономность?
-- Если говорить о нашей компании, то мы не прекращали инвестировать в развитие, но при этом оптимизировали свои затраты. К примеру, если раньше мы строили большие дилерские центры, то проанализировав рыночные тенденции, мы начали строить центры не более 2000 м2. Что касается моих личных трат, то я просто правильно расставил приоритеты. Например, сократил количество поездок на дорогостоящие курорты, компенсировав их занятием спортом и прогулками на природе. В период кризиса я не стал менять автомобиль, который привык обновлять с определенной периодичностью, хотя и мог себе это позволить. Я должен был показать личный пример бережливости.
И когда же Вы все-таки обновили авто?
-- Совсем недавно, около месяца назад, когда почувствовал, что мы действительно начали выходить из кризиса. Я консервативный человек и не изменяю марке авто, поэтому сейчас у меня Lexus 570.
От чего не смогли отказаться?
-- Образование детей -- это те инвестиции, которые должны осуществляться всегда. Нельзя экономить и на питании, ведь это залог здоровья. Если говорить об одежде, то я предпочитаю дорогие, добротные вещи и согласен с известным афоризмом "Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи", но выставлять все это напоказ -- не для меня. Я против "показухи" как стиля жизни.
Раз Вы консервативная натура, значит, сбережения свои тоже никому не доверяете? Как Вы относитесь к фондовым рынкам?
-- Бизнес, который я создавал со своей командой, имеет очень большой потенциал роста. В ближайшие 10--15 лет мы точно будем придерживаться стратегии инвестирования в собственное развитие. Но, возможно, в будущем мы обратим свое внимание и на фондовый рынок.
Одно из Ваших главных хобби -- это парк. Говорят, его территория составляет около 14 га, что он собой представляет, каким вы его задумали?
-- Я благоустраиваю его не спеша. У меня есть собственный питомник, где я выращиваю насаждения для парка. Например, в прошлом году было посажено около 2 тысяч кустов и деревьев. Правда, еще около 6 га -- это та территория парка, которая не освоена. Один мой знакомый профессор-биолог утверждает, что те, кто занимается выращиванием растений, живут дольше всех, ведь посадив молодое дерево, человек очень хочет увидеть, каким же оно вырастет. В моем парке очень много совсем молодых деревьев, поэтому с благоустройством я не тороплюсь, ведь планирую прожить до 120 лет.
Территория парка огромна. У Вас хватает времени на то, чтобы обойти ее всю?
-- Да, безусловно. Я стараюсь всегда находиться в движении, и когда в выходные выдается свободное время, совершаю прогулку по парку.
Вы по образованию юрист, кандидат наук. Не самый плохой статус и сфера деятельности. Что же подтолкнуло Вас пойти в автобизнес?
-- Я считаю, что все профессии почетны и нужны, коль они востребованы в обществе. В течение жизни мне приходилось несколько раз кардинально менять род деятельности. Например, начинал я работать простым автослесарем, перешел слесарем-наладчиком на завод, затем работал преподавателем в университете, после этого последовала предпринимательская деятельность. Могу с уверенностью сказать, что тот трепет и волнение, которые ты испытываешь, переступив порог аудитории, где на тебя смотрят десятки пытливых глаз, нельзя сравнить ни с чем. Быть педагогом почетно и должно быть престижно. Но, возможно, в том, что я оказался в автомобильном бизнесе, был как элемент случайности, так и необходимости. Я оказался в нужном месте с нужными людьми. Им было, что предложить мне, а я нужен был им.
А не возникает желания вернуться "к истокам", вновь начать преподавать?
-- Я не привык что-либо делать на "четверку", все что я делаю должно быть на "отлично". Возможно, я читал бы лекции для души, но вопрос в том, буду ли я приносить пользу студентам, не поддерживая постоянно свой профессиональный уровень? Сегодня я с не меньшим удовольствием передаю свои знания и предпринимательский опыт молодым сотрудникам и горжусь тем, что средний возраст руководителей в нашей компании составляет 27 лет. Кроме того, косвенно я участвую в образовательном процессе, так как "ВиДи Груп" -- соучредитель Института массовой коммуникации при Киевском национальном университете им. Т. Г. Шевченко. Это социальный проект, не коммерческий, так как за все годы мы не получили с него ни копейки дохода.
Если бы Вам пришлось начинать новый бизнес сейчас, он тоже был бы связан с автомобилями?
-- Сегодня, с позиции своего опыта и знаний, я бы однозначно выбрал автобизнес. Ведь если вспомнить, то в 1990 году рухнул СССР, идеология, а вместо этого появились новые жизненные ценности, к которым я довольно долго не мог приспособиться. Когда же я принял решение уйти в бизнес, многие ниши уже были заняты. И мы, планируя стратегию, еще в 1994 году попытались заглянуть на 20--30 лет вперед, присматриваясь и к нефтяной, и даже к банковской отрасли. Но в итоге мы пришли к выводу, что в мире нет сильных сетевых игроков в автомобильном бизнесе, розничная продажа автомобилей принадлежит местной бизнес-элите. А поскольку наш лозунг -- "Никогда не занимайся тем, в чем не планируешь стать лидером", то мы решили реализовать свои лидерские амбиции именно там, где можем достичь лидерских позиций, а это -- автомобильный рынок.
Лично Вы считаете себя богатым человеком?
-- Моя цель -- быть здоровым и счастливым. Но для долгой, полноценной и здоровой жизни необходимо заниматься спортом, придерживаться определенного стиля жизни, а на это необходимы деньги. Поэтому богатство для меня -- это всего лишь одно из средств для достижения жизненных целей.
А Вы считаете себя счастливым человеком?
-- Что может приносить большее счастье, чем здоровье родных людей, общение с семьей, наблюдение за тем, как твой сын и племянники растут, и гордость за их первые достижения в жизни. Не меньшее удовлетворение приносит осознание того, что тебя окружают единомышленники, которые вместе с тобой идут к намеченным целям. Сегодня я с уверенностью могу сказать -- да, я счастлив.
По материалам //