Александр Морозов называет деньги ветром, который гонит парусник по морю. В разговоре с "Деньгами" он признался, что не зацикливается на сбережениях, любит путешествовать на авто по Европе, не питает страсти к созданию собственного бизнеса, а также имеет небольшую яхту, на которой совершает заплывы по Киевскому морю.

-- С чем у вас ассоциируются деньги?

Мне очень нравится сравнивать деньги с ветром в парусе. Это очень четкая аналогия, ведь сам по себе парусник в море беспомощен, и только ветер может его разогнать и доставить в определенную точку. Поэтому для меня именно такая картинка больше всего ассоциируется с деньгами и кажется наиболее образно подходящей. Тем более, что я немного занимаюсь парусным спортом.

--И как же поймать попутный "ветер"?

Все зависит от умения, удачи, опыта, от сформированной команды, с которой ты идешь к цели. Да и места, где может появиться "ветер", тоже нужно знать. Если оперировать более приземленными категориями, за последние годы подходы к созданию и ведению бизнеса очень изменились. Хотя и сейчас, если есть хорошая идея, профессиональная команда, можно начинать бизнес с минимальными капиталовложениями. Например, я начал заниматься бизнесом еще в 1989 году, будучи студентом 4-го курса, и не имел на тот момент никакого стартового капитала.

-- А что это был за бизнес?

Я с друзьями создал студенческий кооператив, в котором было 52 вида деятельности. Например, мы выпускали газету, в которой была сплошная реклама, но при этом умудрялись ее еще продавать людям. И на то время я зарабатывал очень неплохие деньги, порядка 500--600 рублей в месяц, а это было сравнимо с зарплатами преподавателей и профессоров. Со временем наш кооператив был реформирован в комсомольское предприятие, а уже после того, как комсомол "накрылся", мы в начале 90-х годов создали акционерное общество "Торговый дом", которое просуществовало около 10 лет. Я там около 3 лет занимал должность финансового директора.

-- Это были ваши первые деньги?

Нет, первые деньги я заработал, вернувшись в 1987 году из армии. Я устроился к своему отцу, занимавшему должность замдиректора типографии, транспортировщиком: грузил и сортировал то, что печатала типография. Тогда я зарабатывал в месяц около 180--200 рублей, которые тратил в основном на себя.

-- Вы более 13 лет проработали в банковской системе, но потом куда-то "пропали". Чем занимаетесь сейчас, снова собственным бизнесом?

Уйдя из "Ощадбанка", я стал советником председателем Киевской областной госадминистрации, и передо мной стояла задача поиска путей создания города-спутника Киева. Столица зажата своими границами, и развиваться в таких условиях ей очень сложно. В итоге мы спроектировали целый город, некий аналог "Силиконовой долины": со спальными районами, бизнес-зонами, с филиалами университетов и научно-технических институтов, полной социальной инфраструктурой. Тем не менее, пока это на уровне концепции, хотя инвесторы для внедрения этой идеи в жизнь уже есть.

-- Значит, собственного бизнеса у вас нет?

Есть небольшой риэлторский бизнес у жены, но он даже не в Украине, а в Праге. У меня же позиция по жизни такова, что, чем меньше человек обременен собственностью -- тем он свободнее. Мне это уже неинтересно, потому что я прошел этап создания собственного бизнеса еще в начале 90-х годов. Организовать бизнес по выращивания грибов или разведению страусов мне уж точно неинтересно. Я привык заниматься крупными проектами в качестве менеджера. Мне ближе масштабные идеи, часть из которых в разработке.

-- Как вы считаете, могут ли сейчас граждане доверять банкам?

Да, безусловно, но из кризиса нужно вынести определенные уроки. Во-первых, вкладчики должны быть более рассудительны, внося на депозит свои сбережения. Выбирая банк, нужно обращать внимание и на стратегию развития, и на акционеров, их "историю", а также на репутацию банка в целом. Кроме того, до кризиса многие граждане ошибочно полагали, что ставка -- чуть ли не первоочередной показатель, по которому нужно выбирать банк. Но самые высокие ставки предлагают как раз те банки, которые зачастую ведут рисковые и опасные проекты.

-- Ну а как быть заемщикам, которые пострадали от скачков курса доллара?

Валютные кредиты полностью дискредитировали себя, и я всегда выступал против долларовых кредитов в нашей стране. Да, Нацбанк очень долго приучал всех к курсу "5,05". В итоге пострадавшие обвиняют всех и вся в том, что курс резко вырос, и обслуживание кредитов подскочило почти в 2 раза. Но этот риск был вызван жадностью самих заемщиков. Ведь никто не обещал, что доллар будет всегда стабилен.

-- Вы -- человек с богатым банковским прошлым, наверное очень скрупулезно относитесь к сбережениям?

Честно признаюсь, я не занимаюсь качественным управлением своим капиталом. И поэтому большую часть времени свободные деньги просто лежат на гривневом или долларовом депозите. Причем, не всегда под высокие проценты, так как я не отслеживаю изменения в ставках. Так что, если я и отличаюсь от рядового вкладчика, то разве что суммами вкладов. Деньги должны давать чувство свободы, возможность обеспечивать себя и свою семью, ездить по интересным и красивым местам.

- Кстати, о красивых местах. Куда любите путешествовать?

Мы с семьей ездили и ездим очень много, и в основном на авто. У меня спортивный "Ягуар", очень комфортная и быстрая машина. И как-то так получается, что где бы мы ни были в Европе, в Чехии, в Австрии, в итоге попадаем в Италию. В этой стране каждый поселок, каждый уголок -- это шедевр. Кстати, в Чехии кроме Праги очень много мест, где обязательно стоит побывать. Например, я объездил почти 60 замков. Часть из них, кстати, заброшена и даже выставлена на продажу.

-- Не думали сделать себе такую покупку, и выйдя на пенсию поселиться в замке?

На самом деле стоимость квадратного метра в таком замке будет вполне сравнима с ценой метра в квартире где-то в центре Киева. Но я считаю, что нужно пытаться что-то сделать здесь, в этой стране. Жить долго за границей человеку в отрыве от своих корней очень сложно, я это знаю по себе. И тоска по Родине -- это действительно не пустой звук, как бы тебе хорошо там ни было, и как бы ты не был адаптирован. Поэтому, пожив за границей 8--9 месяцев, я понял, что эмиграция вряд ли станет моим выбором.

-- Вы упомянули, что занимаетесь парусным спортом. Давно? Награды уже есть?

Я не занимаюсь профессионально. Просто у меня с друзьями (нас 8 человек) есть небольшой участок на Киевском море. В итоге я 4--5 лет назад купил сначала самую простейшую лодку на одного человека, чтобы научиться. Сейчас у меня уже 7-метровая лодка классом повыше с двигателем и парусом.

-- И дорого содержать ее?

Не сказал бы. Такая лодка стоит, как обычное авто среднего класса, около 30 тыс. долларов, и ее обслуживание обойдется даже дешевле, чем аналогичное по стоимости авто. К тому же лодка не эксплуатируется круглый год, поэтому и затраты на нее ниже.

-- Вы детям прививали финансовую культуру?

Мы никогда не баловали своих детей излишествами. Моей старшей дочке уже 21 год, она учится в Лондоне, занимается рекламой, пиаром, журналистикой, а недавно очень увлеклась фотографией. Поэтому, она личность творческая, к деньгам относится спокойно. У нее есть определенный лимит трат, и для такого города, как Лондон он довольно жесткий. Плюс, она все время старается подрабатывать, и уже знает цену деньгам. Ну а младшей дочери пока 9 лет, и ей понимание того, что такое деньги, еще не пришло. Но я действительно согласен с тем, что ребенок должен ценить то, как зарабатываются деньги и сам всего добиваться, пусть и с поддержкой родителей. Именно поэтому унаследование денег детьми я воспринимаю критично. Очень редко, когда наследники богатых родителей, которым капитал "свалился с неба", успешно управляют доставшимися в наследство бизнесом и миллионами.

Александр Морозов руководил в 2005--2007 годах "Ощадбанком" и в 2009--2010 годах -- "Укргазбанком", являлся вице-президентом компании "Держинвест", привлекавшей инвестиции в госпредприятия, а также -- главой наблюдательного совета страховой компании "Оранта". Помимо этого г-н Морозов возглавлял парламентский подкомитет по вопросам небанковских финансовых институтов и был советником премьер-министра

По материалам /