Проект Налогового кодекса по своей взяткоемкости бьет мировые коррупционные рекорды

Проект Налогового кодекса (НК) продолжает пугать предпринимателей. Основных, системных угроз – две. Первая – явная: сужение круга субъектов предпринимательства, которым позволено работать на упрощенной системе. «Деньги» писали о том, кто попал под запрет – длинный список имеется в ст. 291.2 проекта Налогового кодекса (см. таблицу). С дальнейшей судьбой таких «упрощенцев» в случае сохранения этой статьи в первозданном виде все понятно – или регистрируй юрлицо, или уходи в глубокую тень.

Но есть и вторая угроза, не столь явная, но практически неумолимая: согласно пункту 139.1.12 ст. 139, раздела 3 проекта НК, с 1 января 2011 года юрлицам будет запрещено включать в состав расходов затраты на приобретение товаров (работ, услуг) у физлиц, работающих на едином налоге.

Это ограничение – если его утвердят – будет иметь самые серьезные последствия. Например, если сейчас некое предприятие закупает определенную продукцию у контрагентов, работающих на едином налоге, то эту сумму можно отнести на издержки. И, следовательно, платит налог на прибыль именно с прибыли. Но в случае если проект кодекса примут в том виде, в котором он есть сейчас, то юрлица смогут платить «единоналожникам» фактически только из налогооблагаемой прибыли.

В итоге предприятиям на общей системе налогообложения станет попросту невыгодно сотрудничество с «единщиками». Им придется искать поставщиков тех же услуг среди более крупных компаний, где обычно цены существенно выше. «В случае если данная норма будет включена в окончательный вариант кодекса, она может стать «смертным приговором» для 80% малого бизнеса», – уверен управляющий партнер ЮК «Ольга Демченко и партнеры» Ростислав Кравец.

Что делать

Единственный легальный путь не потерять бизнес – это перейти на общую систему налогообложения. Только смогут ли «потянуть» ее предприниматели? Например, ставка налога на прибыль, согласно проекту Налогового кодекса, будет снижаться с 19 до 16% поэтапно, в течение целых 5 лет. Единственный «глоток воздуха» для «упрощенцев» – это налоговые каникулы до 2016 года. На них можно рассчитывать в том случае, если у «единщика» до перехода на общую систему налогообложения за последний календарный год объем выручки не превышал 1 млн грн, а число сотрудников – до 50 человек. На эту льготу также смогут рассчитывать компании, учрежденные после 1 января 2011 года (специальных требований по объему инвестиций нет).

Единственное «но»: проект Кодекса содержит внушительный перечень видов деятельности, которыми не могут заниматься компании, рассчитывающие на каникулы (см. таблицу).

Поэтому часть бывших упрощенцев, конечно же, уйдет в тень. И начнет платить налоги не в госбюджет, а криминальной «крыше». Но в тень уйти смогут не все. Разве что часть тех, кто был ориентирован на обслуживание конечных потребителей – физических лиц. Те, кто обслуживал юрлиц или был их поставщиками, будут вынуждены перейти на общую систему налогообложения со всеми ее прелестями – содержанием громоздкой бухгалтерии, коррумпированными проверяющими и т.д. Собственно, в этом-то вся проблема – малому бизнесу просто не по карману уплата «коррупционного налога», от которого он был огражден упрощенной системой налогообложения.

Могут и убрать

Тем не менее нужно надеяться на то, что Налоговый кодекс – все еще проект, к которому после принятия в первом чтении снова пришло около 3000 замечаний. И, как говорят в Министерстве финансов, нормы кодекса, которые напрямую связаны с «единоналожниками», однозначно изменятся (см. фрагмент из заявления заместителя министра финансов Татьяны Ефименко на онлайн-видеоконференции).

Например, если в прошедшем первое чтение проекте размер единого налога колеблется от 400 до 600 грн для Киева, Севастополя и областных центров, то министерство обещает, что нижняя граница этой «вилки» будет опущена до 0 грн. Кроме того, для физлиц, которые будут переходить на упрощенную систему налогообложения в 2011 году, предельный размер выручки от реализации останется таким, каким он был до принятия Налогового кодекса (500 тыс. грн. – Ред.). Правда, 28 октября один из родителей Налогового кодекса вице-премьер Борис Колесников заявил публично, что этот предел будет доступен только тем, кто станет пользоваться кассовыми аппаратами.

Малому бизнесу остается рассчитывать на то, что депутаты услышат его протесты и упрощенную систему налогообложения сохранят без драконовских ограничений, а вместе с тем сохранят и его самого. «Иначе, если подобные предложения будут поддержаны парламентом, малый бизнес станет приемлем только для «челноков», которые покупают товар за границей и продают здесь на рынках, а также для сферы бытовых услуг для населения», – считает партнер юридической компании «Тарасов и партнеры» Александр Субботин.

Кто не сможет рассчитывать на льготный режим

Список видов деятельности, запрещенный для «единоналожников»-физлиц (согласно ст. 291.2)

Список видов деятельности, который исключает льготный режим налогообложения прибыли в течение первых 5 лет (согласно ст. 154.6)

Сфера развлечений

Производство и продажа подакцизных товаров (кроме продажи пива и столовых вин)

Производство и розничная продажа ГСМ

Все виды деятельности с драгметаллами и камнями, включая розничную торговлю изделиями из них

Добыча и продажа полезных ископаемых

Финансовая деятельность

Операции с недвижимостью

Оптовая торговля и посредничество в ней

Услуги телерадиовещания

Транспортные и дополнительные услуги на транспорте (кроме такси, нерегулярного пассажирского транспорта и грузового автотранспорта)

ВЭД, кроме экспорта программных средств и услуг в сфере программирования и информатизации

Услуги почты и связи

Расследования и безопасность

Деятельность в сфере права

Деятельность в сфере бухучета и аудита

Деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии

Деятельность в сфере коммерческого и управленческого консалтинга

Деятельность в сфере управления предприятиями

Деятельность в сфере рекламы

Технические испытания и исследования

Подбор и управление персоналом

Перепродажа предметов искусства и антиквариата, организация аукционов

Розничная торговля подержанными товарами и вещами

Розничная торговля в Интернете

Розничная торговля через торговые автоматы

Сфера развлечений

Производство и продажа подакцизных товаров

Производство, оптовая и розничная продажа ГСМ

Все виды деятельности с драгметаллами и камнями, включая розничную торговлю изделиями из них

Обмен валют

Финансовая деятельность

Добыча и продажа полезных ископаемых общегосударственного значения

Операции с недвижимостью (включая сдачу в аренду торговых мест)

Услуги почты и связи

Торги (аукционы) по продаже предметов искусства и антиквариата

Услуги телерадиовещания

Охранная деятельность

ВЭД (кроме информатизации)

Производство из давальческого сырья

Оптовая торговля и посредничество в ней

Розничная торговля подержанными товарами и вещами

Деятельность в сфере производства и распределения электроэнергии, газа, воды

Деятельность в сфере права, бухучета, инжиниринга, предоставления услуг предпринимателям

Заместитель министра финансов Татьяна Ефименко:

– Я еще раз хочу сказать, что мы сегодня призываем общество и бизнес к тому, чтобы найти тот вариант, который приемлем на сегодня. Мы все должны понимать, что это – первый шаг. Мы сегодня должны создать новые правила игры. А правила игры, как вы знаете, это государственный институт, это взаимоотношение. И мы хотим, чтобы эти правила игры в этом Налоговом кодексе строились бы на партнерской основе. Этим мы и занимаемся. Это очень трудный процесс. Легче было бы власти просто провести то, что провести, и потом пожинать плоды. Мы – в диалоге.

Смотрите полностью текст онлайн-видеоконференции.

Резюме: Налоговый кодекс сделает невозможным существование малого бизнеса, ориентированного на предоставление услуг и продажу своей продукции компаниям.

По материалам //