- Добрый день, уважаемые читатели сайта //, а так же читатели сайта «Комсомольской правды в Украине». Мы сегодня проводим совместную онлайн-конференцию с заместителем Министра финансов Украины Татьяной Ефименко. Основная тема сегодняшнего обсуждения – это налогообложение бизнеса, а именно – новый Налоговый кодекс. Добрый день, Татьяна Ивановна.

 

- Добрый день.

- Для того, чтобы начать конференцию, я хотел бы зачитать вашу цитату, которая датирована еще 2007 годом, она находится на сайте Министерства финансов. Ваши слова звучали несколько лет тому назад так:  «Налоговый кодекс – это экономическая конституция, которая призвана существенно улучшить налоговый климат и усовершенствовать правоотношения в сфере налогообложения. Это позволит значительно повысить конкурентоспособность экономики Украины на мировых рынках, и будет содействовать развитию бизнеса». Все замечательно, единственный только вопрос: на ваш взгляд, почему же тот документ, который призван содействовать развитию бизнеса, не нашел должного понимания в его кругах и вызвал столько возмущения?

- Знаете, всякое реформирование всегда вызывает и положительную, и отрицательную реакцию. Наличие отрицательной реакции, на мой взгляд, это свидетельство того, что Налоговый кодекс действительно затронул все слои предпринимательства и наличие отрицательной реакции, на мой взгляд, это не самый худший результат того проекта Налогового кодекса, который мы сейчас обсуждаем.

Могу сказать, что к первому проекту Налогового кодекса, который был принят в июне нынешнего года, пришло более пяти тысяч замечаний. Мы только что в комитете посмотрели, сколько пришло замечаний к данному проекту Налогового кодекса, который практически во многом был изменен в пользу тех предложений, которые звучали в июне и в июле, и в процессе всенародного обсуждения. Я могу сказать, что мы сейчас получили три с лишним тысячи замечаний, и твердо уверенна в том, что и далее, если предположить, что этот вариант будет таким, над которым мы дальше будем работать, то замечания будут и дальше приходить, и это совершенно нормальная ситуация в переходной экономике. Мы трансформируемся, мы меняемся.

Поэтому мы сегодня призываем общество, призываем предпринимателей: уважаемые господа, давайте мы примем вариант Налогового кодекса такой, какой сегодня может быть принят, и дальше над ним будем работать в процессе налоговой реформы.

Теперь каким он может и будет принят во втором чтении. Сейчас вы знаете о том, что Налоговый кодекс находится в компетенции Верховной Рады. Двери Верховной Рады и Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики для широких кругов предпринимателей. В частности, вчера (21 октября 2010) было громкое событие в Киеве, когда Ассоциации малого бизнеса продемонстрировали свое видение налогообложения малого и среднего бизнеса, прежде всего, той массы людей, которая связана с торговлей на рынке. Действительно, мы встретились с этими людьми, мы услышали их предложения, их позиции, мы вошли с ними в диалог, и этот диалог будет продолжаться не только с ними.

Потому что, скажем, если сравнить те предложения, которые сегодня высказываются со стороны среднего бизнеса – они несколько другие. Те предложения, которые высказываются со стороны, например, Комитета топливно-энергетической промышленности, где сконцентрированы предложения практически всего бизнеса, который связан с топливно-энергетическим комплексом, они, безусловно, принципиально другие, касаются совершенно других разделов Налогового кодекса.

Я еще раз хочу сказать, что думаю, что нет никаких сомнений ни у кого в том, что изменения должны произойти. С этим согласны абсолютно все. Это первый тезис. Второй тезис: то налоговое законодательство, которое действует, оно… В данном случае буду пользоваться методом сравнения. Из всех стран СНГ Украина – одна страна, которая в пост-советское время не приняла Налогового кодекса. No comment.

Третий тезис: каким должен быть Налоговый кодекс? Мы могли поступить таким образом, чтобы просто причесать все нормы, которые существуют, воедино и попытаться предложить обществу те нормы, которые существуют, собрав их воедино. В принципе, таким образом и был сформирован тот вариант, который обсуждался в 2007 году, и в 2010 в июне мы увидели, что в течение трех лет – с седьмого по десятого года – бизнес стал другим, общество стало другое и партнер государства – бизнес (а я еще раз повторяю о том, что тогда будет только государство сильное, если будет сильный бизнес, и тогда будет сильный конкурентоспособный бизнес, если будет сильное государство); поменялся бизнес в своей структуре. Мы действительно сегодня ощущаем, что существуют реальные институты гражданского общества. То есть, кроме тех людей, которые просто, по каким-то соображениям, выходят на улицу и митингуют – слава Богу, что есть такая возможность сегодня, выйти помитинговать – также есть уже и те, кто их объединяет, те, кто могут четко сформулировать, а что же надо делать. И мы в диалоге со всеми этими людьми. Я твердо убеждена, в том, что на втором чтении мы придем к той редакции, которая будет приемлема.

Я еще раз хочу сказать всем о том, что плохих налоговых норм вообще не существует. И в доказательство этого я могу привести следующее. Если мы попытаемся взять, например, нормы администрирования, которые существуют в США, в Голландии, в Италии в части взаимоотношения государства и бизнеса, где государство имеет беспрецедентные возможности по отношению к бизнесу. Безусловно, если мы их зеркально перенесем в наше законодательство, бизнес наш кодекс назовет… не знаю, как только он его не назовет. Потому что мы еще не готовы к этим нормам.

Поэтому я еще раз хочу сказать, что мы сегодня призываем общество и бизнес к тому, чтобы найти тот вариант, который приемлем на сегодня, понимая, что мы все понимали, что это – первый шаг. Это – не попытка бизнес организовать в какое-то такое состояние, которое кому-то хочется или кто-то его видит, что вот такой-то бизнесмен должен столько-то платить. Это было бы слишком упрощенно. Мы сегодня должны создать новые правила игры. А правила игры, как вы знаете, это государственный институт, это взаимоотношение. И мы хотим, чтобы эти правила игры в этом Налоговом кодексе строились бы на партнерской основе. Этим мы и занимаемся. Это очень трудный процесс. Легче было бы власти просто провести то, что провести, и потом пожинать плоды. Мы в диалоге.

 

- Хорошо, Татьяна , тогда я думаю, что сессия мелких вопросов – их тоже можно будет назвать сейчас диалогом. Итак, первый вопрос от нашего читателя, которого зовут Алексей Леушин. «Добрый день! Я являюсь производителем, единщик ( легкая промышленность). Всем известно, что в этой отрасли работают преимущественно женщины, много одиночек с детьми. При переходе на общую систему налогообложения у нас возникает НДС, т.е. это ведет к удорожанию отечественной продукции. На сегодняшний день, мы с трудом конкурируем по ценам с турецкой и китайской продукцией. Этот закон практически остановит реализацию нашей продукции на рынках Украины. Мы будем вынуждены увольнять людей. Предлагаю поддержать инициативу Кужель, Александры Владимировны, где она предлагала дать единщикам по 300 тыс + по 100 тыс за каждого принятого наемного работника. Я не против увеличения единого налога, но надо сохранить упрощенную и прозрачную систему налогообложения, чтобы мы смогли спокойно работать и не жить в постоянном страхе, что мы допустили ошибки в бухучете, не имея при этом специального образования».

- Ну, во-первых, уважаемый господин Алексей, могу вам сказать о том, что мы работаем над тем, чтобы создать очень простые правила бухгалтерского учета. Простота их заключается в том, что эти правила учета должны иметь характер некой амбарной книги, где есть приход и расход. В качестве примера мы взяли такую вот форму в Германии. Мы вчера очень серьезно работали над информацией, которую получили от немецкой консультативной группы. Вы знаете о том, что Германия тоже прошла достаточно серьезные процессы реформирования своей экономики. И мы как раз ищем лучшей практики того, как же поступить в этой ситуации.

Могу сказать твердо о том, что государство намерено поддерживать конкурентного товаропроизводителя и могу сказать вам, господин Алексей, что если вы – сильная личность, если вы твердо уверены в том, что вы – лидер в своем маленьком бизнесе, государство вас всегда поддержит.

Но не только и не столько налоговые нормы являются основополагающими в поддержке малого и среднего бизнеса. Сейчас мы, Министерство финансов, инициируем такие шаги со стороны правительства, чтобы наряду с налоговыми изменениями происходили заметные для каждого предпринимателя и другие изменения, связанные с поддержкой малого и среднего бизнеса, а тем более – отечественных товаропроизводителей.

- А какие, можете назвать?

- Прежде всего, конечно же, мы понимаем о том, что товаропроизводители нуждаются в финансовом ресурсе, товаропроизводители нуждаются в простых правилах, которые связаны с направлением дерегулирования. И вы знаете, что очень серьезный шаг в направлении дерегулирования был принят буквально на сессии Верховной Рады, когда были практически на 80% исключены виды деятельности, которые подлежат лицензированию и так далее.

Поэтому я считаю, что если нам удастся создать комплекс мер (а я твердо убеждена, что нам удастся его создать), который позволит предпринимателю получить финансовый ресурс для своей деятельности, получить производственные возможности, скажем, если у него нет собственного помещения, получить возможность поддержки государства, например, если он экспортер или если он – игрок на внутреннем рынке. Те действия, которые позволят быть ему более конкурентоспособным с точки зрения инноваций, то меры Налогового кодекса будут составной частью всех составляющих.

Безусловно, если взять все составляющие, в которых трудится господин Алексей сегодня, а это – зарегулированность, это действительно сложнейшая ситуация во взаимоотношении практически со всеми госорганами. И, вот скажем, сколько с Александрой Владимировной мы разговариваем – она, в принципе, хорошо очень знает эту среду и глубоко изучает проблемы малого и среднего бизнеса, - она всегда говорит, что самое страшное вообще – даже не налоговый инспектор. Самое страшное – это архитекторы, это те, кто выделяют землю – земельные органы, это те, кто выдает всевозможные разрешения, пожарные, и прочие, и прочие.

Поэтому я твердо убеждена в том, что эти последовательные действия, которые сейчас осуществляет Госкомпредпринимательства, позволят создать тот комплекс мер, который поддержит нашего отечественного товаропроизводителя.

А что касается, скажем, отдельно взятой фирмы и ее проблем в части бухгалтерского учета, то мы как раз и намерены в рамках Налоговой администрации и Министерства финансов, создать возможность, чтобы был обучающий сайт. Кстати, я всех приглашаю, в понедельник в два часа будет как раз презентация виртуального университета. И каждый будет иметь возможность получить информацию, встретиться с аудитором, сориентироваться о том, скажем, сегодня человек работает в таких условиях, и в самом деле для него важно - у него такой-то объем реализации, такая-то налоговая нагрузка, он платит столько-то денег. Ну все как бы источники. Ему важно, чтобы сумма была понятной для него и чтобы она была соизмерима с объемами его бизнеса, и поменьше заполнять бумаг. То есть, как бы все это понимают, более чем.

Поэтому мы готовы, скажем, с господином Алексеем взять его за образец, если вы, господин Алексей, не против. Вот чтобы вы были пилот-проектом в этих подходах. И мы действительно убедимся в том, что мы готовы на все, чтобы ваш бизнес развивался, был конкурентоспособным, вы здравствовали, ваша семья здравствовала.

- Вы коснулись взаимоотношений бизнеса и государства, хотелось бы вспомнить о такой структуре, как налоговая милиция, к которой очень много претензий у наших украинских предпринимателей. Неоднократно уже просили вообще ликвидировать такой орган. И видно по последним событиям, вы, наверное, в курсе, когда месяц назад буквально возникла стрельба и штурм налоговой милиции в Запорожье. Все-таки, каковы ближайшие перспективы этого органа? Он, по сути, репрессивный. Налоговая милиция – это люди с оружием, ходят собирать налоги.

- Я могу сказать о том, что проанализировав мировую практику, -у нас была такая последняя возможность ознакомиться с мировой практикой и внедрением ее в переходные экономики, - у нас была в августе нынешнего года, когда мы побывали под руководством господина Тигипко в Грузии с тем, чтобы сориентироваться в том, как работают государственные органы и как регулирует налоговое законодательство взаимоотношение с бизнесом.

Вот, скажем, в Грузии модель построена таким образом, что так называемая финансовая полиция вообще существует при Министерстве финансов и этот орган объединил в себе все составляющие, которые связаны с необходимостью расследования так называемых финансовых махинаций, финансовых преступлений и т.д. Я думаю, ни у кого не вызовет сомнения в том, что в стране, в которой 40% в тени, безусловно, силовое звено вообще должно быть. Это совершенно очевидно и понятно, такие органы существуют практически во всех странах мира.

Как этот орган должен называться, как он должен себя вести, как его действия должны сочетаться с действиями, например, налоговых инспекторов – да, я абсолютно согласна, что и эта сфера требует очень серьезных изменений. И я думаю, что в следующих этапах налоговой реформы это событие обязательно произойдет.

Какой должна быть налоговая милиция, по-моему, или финансовая полиция, или налоговая милиция, или как бы она не называлась. Во-первых, это должны быть высокопрофессиональные люди, прежде всего. Во-вторых, это должен быть орган, который больше занимается не стрельбой и погонями, а который занимается глубочайшей аналитикой, который располагает информацией, из доступных, прежде всего, источников и специальных – по мере необходимости контакта с соответствующими источниками. И на основе так называемой в Европе и в мире так называемой «рискоориентированной модели расследования налоговых и финансовых преступлений», должны действовать следующие правила, которые, на мой взгляд, должны быть декриминализированы. В том плане, что если, например, кто-то будет добросовестно заблуждаться в том, что «Почему бы и не найти более оптимальную модель уплаты налогов, если мы знаем о том, что тот парень не платит налоги. Почему я не могу быть таким, как он?» То есть, это нормальное поведение нормального человека.

Поэтому я считаю, что органы финансового расследования первый шаг - они должны просто дать человеку сигнал и мэсседж – подсказать о том, что будет правильно, если вы, уважаемый господин, будете платить. Если он второй раз нарушил закон, то дать ему возможность заплатить. Но если уже третий раз нарушит, тогда должны вступать уже специальные методы.

Это мое твердое убеждение, какой должна быть эта модель, после того, как я изучила, как это происходит в Европе и мире. И поверьте мне, что на третьей ступени то событие, о чем вы говорите, в Бердянске или в Запорожье, оно ни в какое сравнение не идет с тем, как действуют органы силовые финансовые органы на Западе. Они не стреляют и не бегают ни за кем. Там жестче, все намного жестче.

- Вы упомянули о том, что 40% экономики Украины находятся сейчас в тени. А как вы думаете, после принятия Налогового кодекса, сколько из нее выйдет?

- Я могу сказать о том, какие критерии вообще на мой взгляд в части выходить или не выходить из тени. Критерий на самом деле такой. Есть объем бизнеса, есть оборот, есть налоговая нагрузка, которая известна Бог знает с каких времен, когда вообще существовала десятина. И есть понимание в той или иной отрасли бизнеса, сколько реально и справедливо было бы платить, потому что мы прекрасно понимаем, что бизнес не всегда рассуждает строго по закону. Потому что, скажем, вы знаете, что еще в римском праве был такой закон, как действовать, по закону или по справедливости. То есть, есть какие-то представления о справедливости, скажем, в сфере бизнеса. И они, кстати говоря, во многом связаны с тем, как же расходуются те средства, которые бюджет получает. И поэтому, скажем, совершенствование Налогового кодекса вместе с совершенствованием Бюджетного кодекса, когда обществу и бизнесу будет понятно то, как расходуются средства, которые собираются.

Эти два взаимодополняющие направления, которые характеризуют состояние так называемого фискального пространства, а фискальное пространство – это и доходы бюджета, и расходы бюджета, эти обстоятельства, на мой взгляд, и должны становиться составляющими нарождающейся атмосферы доверия к стабильной власти.

Поэтому сколько станет, больше или меньше станет бизнеса в тени по мере внедрения налоговых норм, я твердо убеждена в том, что колебания в маленькой составляющей могут быть разные. Но давайте порассуждаем так: сегодня, скажем, возможность получить кредит, что намного дороже, чем как бы просто спрятать маленькую частичку от налогообложения, скажем, на мировых финансовых рынках, он связан с тем, что должен быть прозрачный баланс, должна быть прибыль и должен быть уплаченный налог в пользу государства, где находится этот бизнес. Поэтому в любом случае, исходя из здоровой составляющей бизнеса, – это доступ к ресурсам, это возможность развиваться, - безусловно, такая составляющая бизнеса, на наш взгляд, при снижении ставок налогообложения, а беспрецедентное снижение налоговых ставок продемонстировано в нашем налоговом кодексе, эта часть будет срабатывать на выход бизнеса из тени. И я в этом просто не сомневаюсь.

В той части, которая касается миллиона людей, которые работают в условиях единого налога, четырехсот тысяч людей, которые торгуют на рынках, нужно внимательно сориентироваться в, скажем, цели полагания этого бизнеса и в возможности его дальнейшего развития. Я считаю, что бизнес тогда имеет перспективы, когда он имеет мотивацию к развитию. Поэтому с точки зрения эффективности организации, например, розничной торговли, я не уверена в том, что самым эффективным вариантом розничной торговли в государстве, - это не касается, поверьте, моего мнения о каком-то отдельном человеке, - с точки зрения вообще эффективности организации розничной торговли, вряд ли самым эффективным вариантом является то, что человек абсолютно социально незащищенный, - а больше женщины с пожилыми людьми тягают сумки с какого-то оптового рынка на какой-то маленький базарчик в райцентре и под дождем, в условиях любой погоды торгуют вот этим имуществом. Другой вопрос в том, а есть ли у них выбор. А как им поступить, если правила в государстве будут устроены таким образом, что им уже не выгодно будет торговать на рынке? Я понимаю, что поскольку много людей задает такие вопросы, в этом сегодня есть очень серьезная проблема.

- То есть, правильно я понимаю, что одна из задач нового Налогового кодекса – это косвенно подтолкнуть экономику от перепродажи к производству? По крайней мере, мелких и средних предпринимателей.

- Вы знаете, я думаю, что направления развития экономики продиктованы конкурентоспособностью государства вообще и конкурентоспособным устройством государства. Все мы, все, кто нас слышит и видит, забываем практически о всех государствах мира. Поэтому, наверное, нельзя не согласиться с тем, что украинская модель государства и то состояние, в котором находятся те люди, которые на сегодня больше всего обеспокоены о том, что будет с ними в условиях нового Налогового кодекса, это те люди, которые сегодня платят фиксированный налог, это четыреста тысяч человек, которые торгуют на рынках, как сложится их судьба? И мне кажется, что главный вопрос здесь не в Налоговом кодексе. А главный вопрос – в том, какой должна быть их судьба. Кто из них способен быть лидером в бизнесе для того, чтобы двигаться дальше в развитии бизнеса. Бизнесу свойственно развитие. И какова судьба того человека, который, скажем, не справится с конкурентной борьбой.

Мы с вами прекрасно понимаем, что бизнес – это такая среда, где нужны сильные люди, где нужны лидеры, где нужны люди способные принимать решения и бороться за свое существование. Это однозначно. Это – правило бизнеса. А что же делать остальным, если он не справляется? Вот тут государство должно поддерживать. Если эти люди не больные, если эти люди не немощные, если эти люди не инвалиды, то у них должна быть возможность трудоустройства, получения достойной заработной платы и достойной возможности содержать свою семью.

- Но, по-моему, такой возможности пока еще государство не очень предоставляет, нет?

- Я думаю, что динамика экономики в десятом году после сложнейшей кризисной ситуации, а мы с вами видим, что динамика экономики на одиннадцатый позитивная, и об этом говорим не только мы в своем узком кругу Украины. Об этом говорит весь мир. Это оценка международных рейтингов, это оценка Международного валютного фонда.

Да, безусловно, у нас не китайские темпы роста, где экономика сегодня демонстрирует темпы роста 8-9%, у нас – 4-5%, но они стабильны. И вот то понятие, которое, на мой взгляд, должно быть базовым в развитии экономики Украины, это устойчивое развитие. Это как раз то, к чему стремится наше правительство, это как раз то, на что направлены реформы президента Януковича Виктора Федоровича, это как раз то, собственно говоря, составной частью которого и должен стать Налоговый кодекс.

Но еще раз хочу подчеркнуть: никогда не будет реформы гладкой, спокойной и тихой. Тогда это – не реформа. Тогда это, извините, просто причесывание того, что есть. При чем, наверное, не самое удачное. Реформа, действительно, она, как правило, как этому нас учит экономическая история, сопровождается реакцией различных слоев населения. И наша задача сейчас – и мы это хорошо понимаем, мы понимаем эту задачу – наша задача сейчас – найти такое сочетание налоговых правил, известных налоговых правил, они все изобретены много сотен лет тому назад. А вот искусство государственного управления -собрать в этом Налоговом кодексе такие правила, еще раз подчеркиваю, известные, принятые во всем мире, но в сочетании: администрирование, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и так далее, в таком сочетании, чтобы это был новым шагом по отношению вообще к правилам государственного регулирования и не болезненным для населения, для трудозанятых. Это, действительно, очень важное задание.

- Я прошу прощения, просто еще раз хочу уточнить: а обязательно ли утруждать себя подбором сочетаний таких правил? Возможно, легче было бы взять Налоговые кодексы тех стран, которые находятся в тройке лидеров по легкости ведения бизнеса: Гонконг, Новая Зеландия, Нидерланды, - и перенести их сюда.

- Знаете, мы в своих попытках изменить налоговое законодательство находимся в русле тех обязательств, которые Украина имеет в части евроинтеграции. Поэтому мы ориентируемся на европейский опыт налогообложения. Прежде всего, в вопросах акцизного налога, налога на добавленную стоимость, - то есть, косвенные налоги. По ним существуют наднациональные правила в Европе – так называемые директивы европейского сообщества. Поэтому по этим видам налога мы, безусловно, ориентируемся четко на директивы европейского сообщества.

Безусловно, директивы нельзя просто переписать и завтра как бы их соблюдать. Но шаг за шагом, - еще раз повторяю, в этом и есть суть многолетнего реформирования в программе президента, - шаг за шагом мы к ним приблизимся и мы сможем их реализовать. В том числе – включая все взаимоотношения по косвенным налогам в связи со вступлением Украины во всемирную торговую организацию.

А кроме того, по другим налогам, скажем, по прямым налогам, я сейчас могу привести несколько примеров. Например, по прибыли. По прибыли самые распространенные модели в Европе, лидирующие, признанные модели в Европе – это французская и германская. Поэтому мы сейчас работаем с немецкой консультативной группой, скажем, по налогу на прибыль.

Ну и вот я вам просто приведу такой пример. В нашем существующем налоговом законодательстве по основным фондам существует четыре группы основных фондов, которые включают в себя, в которых концентрируются все основные фонды и идет начисление амортизации не по каждой единице, а по группе основных фондов. Те дебаты, которые у нас сейчас идут со средним бизнесом, мы предложили шестнадцать групп, которые связаны с логикой длительности жизненного цикла этих основных фондов. Вы знаете о том, что каждая единица основных фондов, исходя из экономических критериев, прежде всего характеризуются жизненным циклом и необходимостью обновления этого вида основного фонда. Так вот, в Германии нам показали эти подходы, которые существуют в их законодательстве. У них сегодня каждый – каждый! - плательщик налога на прибыль ведет пятьсот групп основных фондов. Пятьсот. Мы понимаем, что пятьсот – это слишком много и считаем, что в Германии именно эта система забюрократизирована, но в то же время понимаем, что после четырех шестнадцать – это тоже то, что сегодня не воспринимается. Поэтому мы работаем над тем, чтобы, конечно, все, что связано с ведением учета основных фондов и амортизации, ремонта, конечно, мы попытаемся максимально упростить, но, тем не менее, уйти от, я бы так сказала, дикости, которая у нас существует в учете и в обновлении основных фондов.

Я вам приведу очень простой пример, он будет понятен абсолютно всем. Вот, скажите пожалуйста, у нас у каждого есть пара обуви. Вот как бы мы не жили. Я имею в виду – с какой степенью возможностей материальных. Скажите пожалуйста, кто вас назовет умным человеком, если мы будем десять раз ремонтировать пару обуви, и каждый из этих десяти будет равняться стоимости пары обуви. Вам скажут «Ребята, купите новую обувь!». Вот у нас сегодня происходит такая ситуация в сфере основных фондов. В сфере основных фондов у нас основные фонды амортизируются несколько раз, ремонтируются несколько раз. Безусловно, это следствие кризиса, следствие отсутствия ресурсов вообще по инвестиционным возможностям экономики, это то, что нам надо преодолеть. Если мы это не преодолеем, никакой Налоговый кодекс нам не поможет.

Мы можем освободить все ремонты наперед, на десять лет от всех ремонтов. Но если мы это сделаем – освободим от налогообложения все ремонты, то мы с вами будем ходить в старых лаптях, условно говоря. Вот для того, что бы не уйти от старых лаптей, нужно создать такие мотивационные условия, в том числе – и налоговыми правилами, чтобы было более выгодно занять, но купить новые, чем ремонтировать старые. Потому что старые – это энергосбережения, старые – это высокие материальные затраты на производство той же конечной продукции. Вот господин Алексей, который обратился, ему нужно постоянно обновлять его оборудование, иначе он не угонится никогда ни за чем.

Поэтому в этом плане мы пытаемся сделать шаг такой, который приемлем, скажем так. И, например, с топливно-энергетическим комплексом мы с большим трудом, но находим общий язык в этом плане. Потому что самая капиталоемкая отрасль у нас – это отрасль электроэнергетики, это угольная отрасль, это промышленная, машиностроительная отрасли. Конечно, рассматривая амортизационную политику, политику ремонтов в части налогообложения, безусловно, мы ориентируемся на инновационные и инвестиционные процессы. Скажем, процессы в тех отраслях, которые связаны с легкой промышленностью – там трудоемкое производство, там менее капиталоемкое, но более трудоемкое производство. Там другая мотивационная часть должна стимулироваться Налоговым кодексом. И здесь мы твердо убеждены в том, что мы даем возможность освобождения от уплаты налога на прибыль, при том, что прибыль будет использоваться на собственное развитие. Это действительно будет серьезным стимулом того, чтобы, например, господин Алексей раз в два года, например, менял бы швейные машинки или покупал бы оборудование для производства современной фурнитуры, а не закупал бы ее откуда-то. Мы ориентируемся на такие маяки.

- Татьяна. У нас, к сожалению, время подходит к концу, поэтому я предлагаю – вынужден предложить – немного ускориться и построить серию таких блиц-вопросов. Вопрос нашего гостя: «Почему из перечня видов деятельности для СПД на едином налоге исчезли юридические услуги и все консалтиноговые услуги?»

- Дело в том, что я твердо убеждена в том, что из видов деятельности, которые осуществляют субъекты предпринимательской деятельности на едином налоге, те, о которых вы сказали – юридические и консалтинговые, то этот бизнес имеет возможность вести бухгалтерский учет и менеджмент на более высоком уровне, чем все остальные. И мало того, как правило, это те фирмы, которые другим дают советы, как вести бизнес. Я твердо убеждена, что для них это вряд ли имеет серьезное значение. Это будет иметь серьезное значение только для тех, кто использует вывеску и возможность единого налога не для саморазвития, не для первого шага в становлении, за которым следует последующие, а просто как способ ухода от налогообложения. Поэтому, конечно, тем людям, которые используют эту форму для минимизации, конечно, придется поискать другой способ ведения бизнеса.

- Автомобилисты спрашивают, вырастет ли размер транспортного налога или нет?

- Нет.

- Отлично. Спрашивают: «Налоговые в 3-м квартале не принимают отчеты у СПД, которые не получали свидетельства и временно пристановили деятельность. Ответ один-закрывайтесь. Сейчас сотни СПД (в часности по Святошинскому р-ну Киева) начали процедуру закрытия. Через 2-3 месяца все они будут регестрироваться в фонде занятости.» Человек спрашивает, выгодно ли это государству.

- Вы знаете, наверное, надо было бы этот вопрос задать Святошинскому налоговому инспектору. Я обязательно переадресую и получу от них исчерпывающие ответы. Я вряд ли могу помочь по отдельно взятому району.

- Спрашивают, что на ваш взгляд может измениться к окончательному принятию Налогового кодекса.

- Прежде всего, конечно же, изменится та часть, которая связана с единым налогом, однозначно. Наши попытки найти золотую середину с единым налогом привели к тому, что, совершенно очевидно, что нужно снять нижнюю границу в едином налоге. То есть, в проекте Налогового кодекса, который принят в первом чтении, граница единого налога – от 0 до 200 гривен на основной территории Украины и от 400 до 600 гривен – в областных центрах и в центральных городах Украины. Мы приняли такую позицию, и комитет нас поддерживает в этом, что нужно снять нижнюю границу и дать возможность местным органам власти устанавливать такую планку от 0 до 600 гривен в крупных городах и областных городах и от 0 до 200 гривен на всей остальной территории Украины. Потому что местные органы власти должны действовать исходя из тех соображений, о которых мы вам говорили. О том, что действительно, если человек приходит к какой-то критической черте и он больше ничего не умеет делать, и у него нет возможности трудоустроиться, но он продолжает теплить свой маленький бизнес, значит, пока государство и он сам не сориентируется, куда, надо его поддерживать, надо ему давать минимальную ставку, но, в то же время, сказать ему о том, что эта ставка у тебя будет в течение года, и давайте ориентироваться, что ты можешь сам и чем тебе может государство помочь. Я еще раз повторяю, если ты не больной, если ты не инвалид, если ты не пожилой, с тем, чтобы ты самореализовался. Может быть, ты учиться куда-нибудь пойдешь.

- Предприниматель Денис спрашивает, а точнее задает два вопроса: «1. Почему ЧП не по месту жительства должен платить налог по максимуму? 2. Почему интернет-магазины, торгующие материальными товарами (игрушки, мебель, продукты), исключены из единого налога?»

- Ну, скажем так, Интернет-магазины – это, как правило, часть достаточно серьезных сетей по движению товаров, и наши наблюдения свидетельствуют о том, что интернет-магазины обладают оборотом намного выше, чем те, которые были установлены. Поэтому, не пытаясь искать крайних в той ситуации, которая была в интернет-магазинах до сих пор, можно просто их ввести в обычные правила налогообложения и дай Бог им удачного бизнеса.

- Предприниматель Петр спрашивает, увеличится ли сумма налогового кредита (вычета) для физлиц? В частности интересует компенсация процентов по ипотеке. Можно ли будет в следующем году получать налоговый вычет за лечение?

- Вычет будет существовать при ипотеке, как он был, так он и будет существовать. Что касается компенсации за лечение, то таких норм у нас не предусмотрено и, собственно, предложений мы таких не получали.

- Интересуются, почему упорно игнорируется возмущение налогоплательщиков относительно налогообложения доходов от реализации движимого имущества. И человек продолжает дальше: «Ведь приобритение происходит за счет уже обложенных налогом доходов…»

- Могу объявить о том, что те предложения, которые связаны с реализацией движимого имущества, в части, связанные с НДС-ом, так называемого «вживаных товаров» для автомобилей. Мы учли все предложения, которые звучали в проекте соответствующего закона, и налогом на добавленную стоимость будет облагаться только разница между той ценой, по которой посредник приобрел, например, у гражданина автомобиль, и той ценой, по которой он продал его следующему владельцу.

Здесь единственное обстоятельство заключается в том, что мы твердо убеждены в том, что должна все-таки произойти эта первая покупка для того, кто хочет меньше платить НДС, то есть, тот, кто посредник – он должен купить сначала у гражданина и затем продать этот автомобиль. И вот после того, как он его купит и продаст, только на разницу в цене он уплатит НДС.

Отличие этой модели от той, которая часто предлагается, заключается в том, что гражданин не заинтересован в том, чтобы посредник знал, кому гражданин продает этот автомобиль. Но мы считаем, что такие аргументы имеют мало веса.

 А в том, что касается продаж движимого имущества, то наша позиция заключается в том, что вообще одна продажа в год и движимого и недвижимого имущества должна вообще происходить с минимальным налогообложением, учитывая то, что практически нет такого гражданина, у которого нет автомобиля. И вот действительно, один автомобиль он лучше будет иметь возможность продать без налогообложения, по упрощенной процедуре. По упрощенной процедуре, кстати говоря, в органах регистрации, в органах МВД, - а вы знаете, что это направление сегодня активно реформируется Госкомпредпринмательства, - и в совокупности я думаю, что мы сможем прийти, вот как мы говорим, к грузинскому варианту. То есть, там купить и продать машину – время составляет полтора часа. Этот норматив мы должны вообще взять за цель и прийти к тому, чтобы всякий отдельно взятый гражданин имел бы такую возможность.

Но это совсем не связано с тем, чтобы этой возможностью пользовался тот, кто продает, например, тысячу автомобилей. У него должны быть совершенно другие условия, он должен заплатить налог государству так, как положено заплатить: с учетом и налога на добавленную стоимость, и прибыли.

- Интересует вопрос, как будет происходить уплата налога на недвижимость? Раз в год, раз в квартал? Будет ли приходить квитанция или у человека будет необходимость считать все самому?

- Мы сейчас работаем с налоговой администрацией над тем, чтобы процедура администрирования была бы максимально упрощена. Целью мы видим возможность уплаты в онлайновом режиме вообще налогов, которые связаны с уплатой налогов отдельными гражданами. Чтоб, скажем, я повторяю, в идеальном варианте, чтобы человек смог, набрав на компьютере координаты своего расчетного счета, мог бы просто его в определенный срок уплатить. Такую цель мы ставим базовой целью. И шаг за шагом будем приходить к тому, чтобы уйти от бумаг, уйти от очередей, уйти вообще от необходимости общаться гражданину с налоговым инспектором.

- Кстати, по поводу общения с налоговыми инспекторами. Наши читатели говорят о том, что большинство налоговых инспекторов не принимают отчетности по НДС, если она показывает минус. Точно так же просят переписать отчетности по прибыли, поставив хотя бы десять гривен в прибыль. Как с такими приписными правилами справиться?

- Я могу сказать о том, что здесь есть одна возможность. Мы в Налоговом кодексе установим такое правило, когда налоговая отчетность должна приходить такой, какой ее составил налогоплательщик. То есть, в этом плане мы консультируемся со всеми мировыми консультантами, и правила, которые существуют в мире, связаны с тем, что налогоплательщик прежде всего должен сам себя оценить. Правило самооценки. Вот он сам себя оценил, сдал налоговую декларацию – ее должны принять такой, какая она есть у него, какую он считает. Но если он уже ее сдал, то дальше оценка государства и взаимоотношений с государством должны сопровождаться ответственность, если, скажем, его оценка была или занижена, или неадекватна.

К этому мы обязательно придем, и я думаю, что таких вопросов в следующем году у нас не будет. Все налоговые декларации должны приниматься в том варианте, в каком ее сдает налогоплательщик.

- И у нас, поскольку мы уже исчерпываем время, последних два вопроса. Один – короткий. Вы упомянули о том, что человек должен видеть то, что государство взаимно отдает.

- Однозначно, расходная часть должна быть прозрачной. Вы знаете, во всем мире есть такая форма, которая называется «электронное правительство», где люди могут просто зайти на сайт и узнать – сколько тратится твоих налогов, например, на социальные цели и т.д, и т.д. Я думаю, что это произойдет в следующем году однозначно. Потому что без этого трудно рассчитывать на атмосферу доверия к налогообложению. Люди должны знать, как тратятся налоги и куда они тратятся.

Это так называемая, шведская модель. Проводили опрос среди населения Европы о том, какой должна быть налоговая система именно в условиях кризиса – надо ли ее снижать. Так вот, в Скандинавии сказали, нет, не надо снижать, потому что мы понимаем, что если ее снижать, то у нас станет меньше социальной поддержки, ухудшится ситуация с правопорядком и т.д. Не надо снижать, мы будем все платить. Но это – потому, что они твердо знают, что та часть, которая связана с расходами, она их обеспечивает в полном объеме, в каком, по их мнению, должно этих людей обеспечивать государство основными составляющими со стороны государства. Это очень важно.

- Ну вот, собственно, как раз ваш ответ перекликается с последним вопросом нашего читателя: а какой бы вы вопрос хотели бы задать представителям малого и среднего бизнеса?

- Я бы хотела прежде, чем задать вопрос, высказать пожелание. Уважаемые господа, мы живем в эпоху перемен. Будьте активными, выражайте свое мнение открыто. Будьте активными участниками гражданских институтов – и вы будете услышаны.

А вопрос, который я хотела бы задать, следующий. Хотите ли вы, чтобы ваши дети и ваши внуки жили в стране, которая по своим параметрам похожа, скажем, на европейские страны? И на этом я хотела бы закончить сегодняшнее наше интервью.

- Спасибо. Спасибо вам, дорогие друзья, за внимание. Напомню, что сегодня у нас была онлайн-конференция с заместителем Министра финансов Татьяной Ефименко. Спасибо вам за уделенное время.

- Спасибо.

- И мы обещаем передать все те вопросы, которые не успели, вам, чтобы вы их почитали и ознакомились.

- Спасибо. А я готова к дальнейшему контакту. Сейчас, еще раз повторяю, очень напряженно работаем, не смотря на это, можем найти, может быть, какую-то скайп-форму общения с тем, чтобы, мы действительно, в онлайне вместе с Комитетом Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, может быть, более активно обменивались бы информацией. И это помогло бы, наверное, нашим депутатом во втором чтении принять тот кодекс, который будет, я еще раз повторяю, максимально приемлемым.

- Спасибо вам.

- Спасибо.