Пациент психолога или психотерапевта должен платить за помощь сам, из своего кармана. Помощь, полученная слишком уж дешево, бесплатно или за чужой счет, результата, как правило, не дает. Потому что не ценится пациентом в должной мере.

"Как-то постепенно я потеряла интерес к жизни. Я просиживала в офисе с утра до позднего вечера, бралась за кучу разных проектов, ничего толком не успевала и при этом сама работа не доставляла мне ни малейшего удовольствия. Дома меня ждала дочка, но я не чувствовала никакой радости, когда ее видела", -- так описывает свое состояние полугодичной давности Ирина, руководитель направления в крупной венчурной компании. Ирина честно пыталась разобраться с этими гнетущими чувствами сама, но когда на работе стали повторяться те же проблемы, которые заставили ее уйти с предыдущей, она решила, что нуждается в помощи психотерапевта. "Я давно интересовалась психологией, поэтому совет подруги -- обратись, мол, к специалисту, восприняла совершенно адекватно, не боялась, что все окружающие тут же сочтут меня психом", -- смеется Ирина.

По рекомендациям друзей и знакомых она отыскала психотерапевта, к которому начала ездить раз в неделю. Сейчас Ирина не засиживается на работе дольше положенного, но успевает со всеми проектами вовремя; у нее находится время на то, чтобы поиграть с дочкой, и даже на занятия английским языком. "Я разобралась с тем, что меня тревожило и угнетало, а также поняла, что для меня действительно важно", -- поясняет она, копируя манеру психологов говорить абстракциями.

Как ни странно, тревожили Ирину не столько глубоко спрятанные детские травмы, копания в которых обычно ждут от психотерапевтов, сколько совершенно банальная неуверенность в завтрашнем дне. В 2009-м это состояние хорошо прочувствовали многие "белые воротнички" и собственники бизнесов -- Ирина была лишь одним человеком в этой армии.

На ее семье "висело" два немаленьких кредита, и при этом не было никакой "подушки безопасности". "Я судорожно цеплялась за работу, с ужасом думая, что если мое направление прикроют, мы останемся на улице вообще без денег. Этот страх настолько мешал мне эффективно руководить и нормально общаться, что я действительно рисковала остаться без работы", -- рассказывает Ирина. По совету терапевта, который по совместительству оказался еще и бизнес-тренером, она начала откладывать небольшую часть зарплаты и быстро почувствовала себя увереннее: "Самое интересное, что примерно тоже самое мне говорил муж, я соглашалась, но делала все по-своему, а тут мне помогли разобраться с тем, что не давало поступать правильно".

Кому куда
Повышенная тревожность, стресс, проблемы в общении, страх потери работы, синдром хронической усталости, нарушения сна, депрессивные состояния, трудности в семейных отношениях, разного рода зависимости -- вот малая часть того перечня проблем, с которыми работают психотерапевты и психологи. Работают, к слову сказать, по-разному. Психолог -- специалист по психологии, коих в огромных количествах выпускают почти все вузы. Психолог вполне способен быть тренером или коучем. Считается также, что из психологов получаются хорошие HR'ы. Если после устройства в новую компанию кандидату в кадровом отделе выдают листочек, который просят в течение месяца раскрашивать разными цветами в зависимости от настроения, не нужно удивляться. Просто кадровик -- психолог по образованию или по образу мыслей.

Врач-психиатр лечит в основном при помощи медикаментов, но занимается он патологическими состояниями, а не "легкими недомоганиями" вроде проблем семейных отношений или стресса.

А вот психотерапевт как раз-таки может лечить. Но в основном словом. Прописывать медикаментозные препараты психотерапевт, если он не врач, не имеет права. Поэтому, если медикаменты по каким-то причинам требуются, хороший психотерапевт отправит пациента на прием к смежному специалисту.

Потанцуем?
"В нашей культуре существует предубеждение против походов к психотерапевтам. Считается, что раз человек отправился на прием, он значит он "свихнулся". Поэтому идут, когда уже действительно наболело", -- говорит психотерапевт Марина Коляда. Несмотря на это, самой распространенной проблемой, с которой сейчас идут к врачам-"мозгоправам" и в Украине и в мире, являются тревожные расстройства. Как написано в "Википедии", тревожные расстройства личности характеризуются стремлением к социальной замкнутости, чувством неполноценности и чувствительностью к негативным оценкам окружающих.

По мнению Марины Коляды, главным признаком того, что пора отправляться к специалисту, является хождение по замкнутому кругу. "Я называю это "танец с граблями". Нежелательные ситуации и состояния повторяются, но человек сам, без посторонней помощи не может разорвать этот круг и выйти из него", -- говорит психотерапевт. Повторяющимися могут быть как проблемы в семье, так и конфликты на работе. А может быть и то и другое.

Терапия почти всегда состоит из двух этапов. Первый направлен на то, чтобы помочь человеку в конкретной ситуации и "купировать симптомы". Второй этап -- личностно-реконструктивный. Вот тут как раз и возможны копания в детстве пациента, поиск истоков его проблем. Потому что проблемы надо решать на более глубоком уровне, чем тот, на котором они проявляются.

Необходимость в том или ином виде помощи всегда зависит от самого пациента. "Как правило, компетентный психотерапевт или психолог владеет разными методиками и техниками, поэтому путь помощи для каждого конкретного пациента определяется исходя из его потребностей, -- рассказывает Мария Коляда. -- Если (правильный. -- Авт.) врач видит, что проблема находится за пределами его профессиональной компетенции, он не будет "изображать" помощь, а отправит пациента к тому специалисту, который поможет".

Где же этот доктор
К сожалению, не всегда найденный специалист действительно компетентен. В этом смог убедиться Михаил, владелец автосалона в Днепропетровске. Год назад у него начало сильно ухудшаться здоровье. Болезни начали сыпаться одна за другой, хотя еще совсем недавно он чувствовал себя совершено здоровым. "Постоянно то грипп с осложнениями, то аллергия, то отравление, -- вспоминает Михаил. -- А потом и вовсе началось непонятно что: мне плохо, есть почти ничего не могу, температура, а обследования ничего не показывают -- ни аппендицита, ни язвы, все анализы нормальные, а мне, как в том анекдоте, все хуже и хуже". Жена стала настаивать, что все дело, мол, в "психосоматике", и уговорила автоторговца отправиться к модному психологу.

Встречи с психологом продолжались два месяца. Все это время Михаил честно пытался "рисовать свои проблемы", как его об этом просила специалист. Потом они смотрели на рисунки и анализировали цвета. "Я игрался, сколько мог, а потом мне надоело. Прогресса никакого, состояние только ухудшалось", -- рассказывает Михаил. Он теперь не любит психологию, зато уважает восточную медицину, благодаря которой смог решить свои проблемы со здоровьем.

К слову сказать, именно от выбора подходящего специалиста как раз и зависит успех всей терапии. К сожалению, по каким-то косвенным признакам квалификацию определить тяжело: ни наличие сайта, ни его отсутствие, ни офис в центре города, ни обшарпанный кабинет в здании местной "психушки", ни звания и дипломы на стенах -- ничто не может гарантировать того, что менно этот "мозгоправ" действительно поможет. Поэтому обращать внимание стоит только на личные рекомендации знакомых. Надо найти тех, кто сам уже был у этого терапевта, кому смогли помочь и кто рекомендует этого специалиста.

Действие -- враг мысли

Если с проблемами в семье без специалиста иногда действительно справиться тяжело, то вот с неприятными ситуациями на работе побороться можно и самостоятельно. Ну, в крайнем случае, при помощи коуча. Он тоже выслушает и тоже не станет принимать решение за своего подопечного. Так какая же разница между коучем и психотерапевтом? Во-первых, финансовая. Час коуча стоит в среднем в несколько раз дороже, чем час психотерапевта. Если 60 минут беседы с психотерапевтом стоят от 150--200 грн, то час работы с коучем -- примерно вчетверо дороже. Хотя все, конечно же, зависит от уровня специалиста и клиники.

Во-вторых, есть огромная разница в задачах терапии и коучинга. Психотерапевт лечит, а коуч развивает. "Терапия работает с чувствами, переживаниями и состояниями, а коучинг заходит с другой стороны, через действие. Его основной вопрос: что Вы можете сделать, чтобы было по-другому?", -- поясняет Мария Коляда, которая занимается и тем, и другим. Например, с моральными терзаниями в связи с вынужденным увольнением сотрудников лучше идти к терапевту, а вот с размышлениями по поводу эффективности сокращения -- к коучу.

Виды терапии*
Психотерапия -- система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавления человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных).

Арт-терапия -- метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, актерское мастерство, создание историй и многое другое.

Гештальттерапия -- направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Фредерик Перлз. Основными принципами являются актуальность (работа в настоящем), стремление к развитию осознанности и развитие способности принимать ответственность за свою жизнь.

Психоанализ -- комплекс психологических теорий и методов, предназначенных для объяснения роли бессознательного в жизни человека, а также один из методов психотерапии, придуманный Зигмундом Фрейдом в конце XIX века.

Системная семейная психотерапия -- одна из самых молодых психотерапевтических школ. Объектом воздействия и клиентом является не отдельный человек, а вся семья.

Эриксоновский гипноз -- современное направление психотерапии, использующее косвенное воздействие, которое довольно часто применимо и в повседневной жизни: педагогике, рекламе, маркетинге, психологическом консультировании. Гипнотизер подстраивается под клиента, а его команды гармонично вписываются в модель, принимаемую гипнотизируемым.

* -- Источник -- "Википедия".

Резюме: Психотерапевт может помочь разобраться с поведенческими проблемами и их причинами. Главное -- готовность и желание подопечного что-то изменить в своей жизни.

По материалам /