Сколько должна стоить машина, чтобы она приносила радость, а не постоянные раздумья, где взять денег на ее содержание? В Америке считается, что автомобиль должен стоить не дороже 1/3--1/2 годового дохода. Но там автомобили дешевые, а зарплаты большие. В Украине наверняка не так, решили "Деньги" и задали вопрос на одном из автофорумов: "Сколько стоит Ваша машина в пересчете на зарплаты?"

Ответило примерно два десятка автолюбителей. Мы были сильно удивлены ответами. Выяснилось, что больше половины ездят на автомобилях, стоящих 4 зарплаты (1/3 годового дохода) или даже меньше.

Либо отвечающие все как один попались очень экономные, либо те, кто ездят по украинским дорогам, зарабатывают много больше, чем кажется по их виду. Возьмем, к примеру, зарплату менеджера -- 15 000 грн. Очень неплохую, прямо скажем, зарплату. Далеко не все жители украинских мегаполисов такую получают. Если умножить ее на 4 или на 6, получим автомобиль не дороже 60--90 тыс. грн. То есть люди, зарабатывающие такие деньги, должны ездить почти сплошь на подержанных авто, "китайцах" или дешевых малолитражках. Но даже беглый взгляд на парковку перед любым офисом позволяет убедиться, что это не так.

"У нас люди привыкли демонстрировать статус. Речь идет не только о машинах, но и об одежде, о мобильных телефонах. Скрипя зубами выплачивают кредиты, но ездят на том, что стоит гораздо дороже их годового дохода", -- уверяет автовладелец с пятилетним стажем Андрей Хоронько. Сам он ездит на Mazda 3, купленной в 2007 году. Как это обычно бывает -- перед ее покупкой продал предыдущую машину, добавил чуть-чуть и купил Mazda в кредит. Кредит уже выплатил, но поменять автомобиль пока не может. "Хочется машину побольше, помощнее и более проходимую, но пока нет денег. Если я продам свою, то на покупку без кредита не хватит. Поэтому коплю деньги и пока езжу на том, что есть", -- говорит автолюбитель.

Как заверили корреспондента "Денег" экономные автовладельцы, ездящие на авто ценой в 4--6 зарплат, необходимую сумму приходится собирать гораздо дольше -- примерно год-полтора. "Нельзя ведь всю зарплату откладывать, надо еще жить на что-то, -- рассказывает владелец Chevrolet Lacetti. -- Я в среднем 40% зарплаты откладывал на покупку машины, остальное тратил".

В общем, если следовать такой логике, то позволить себе автомобиль стоимостью 100 тыс. грн могут те, кто зарабатывает не меньше 17 тыс. грн в месяц, а 200 тыс. грн -- те, чей доход составляет не менее 34 тыс. грн в месяц. Есть куда стремиться. Прямо как в одной старой шутке: "Зачем ты зарабатываешь деньги? -- Чтобы купить автомобиль. А зачем тебе автомобиль? -- Чтобы ездить на работу. А зачем тебе ездить на работу? -- Чтобы зарабатывать деньги".

Все -- на выбор
В ценовой категории от 100 до 200 тыс. грн выбирать можно из вполне достойных машин -- благо акции и скидки в автосалонах здорово расширили перечень того, что доступно за такую сумму.

Начнем с кроссоверов, ведь именно они являются пределом мечтаний большинства украинских автолюбителей. К их неоспоримым плюсам можно отнести большой дорожный просвет, высокую посадку, высокий потолок, иногда -- полный привод, а еще -- относительную экономичность (по сравнению с настоящими allroad-авто). Для украинских дорог, да еще и зимой, это прекрасный выбор.

Помимо давно любимых и хорошо зарекомендовавших себя Hyundai Tucson, Nissan Qashqai, Sang Young Actyon, Suzuki SX4 и прочих, в этой ценовой категории недавно появились и две довольно интересных новинки: Renault Duster и Mitsubishi ASX. "Деньги" о них уже писали, поэтому просто напомним, что в базе Renault Duster стоит от 131 900 грн, а Mitsubishi ASX -- от $23 300 (186 400 грн). На "Столичном Автошоу 2010" был презентован еще один симпатичный кроссовер, попадающий в эту ценовую категорию -- KIA Sportage (от $24 000 или от 192 тыс. грн). Первая партия этой новинки уже пришла в Украину.

В отличие от внедорожников, минивэны -- не самая популярная покупка. Поэтому автопроизводители относительно редко радуют чем-то новым и интересным в этом классе. Автолюбителям приходится выбирать из давно известных Mitsubishi Grandis, Mazda 5, Opel Zafira, Skoda Roomster и других. В общем и целом более вместительные автомобили обычно дороже седанов, хетчбэков и даже универсалов, поэтому в категорию "до 200 тыс. грн" многие из них попадают только в базовой комплектации.

А вот седанов и хетчбэков по цене $12--25 тыс. можно найти несметное количество. Среди новинок -- премьеры "Столичного Автошоу 2010": Opel Astra (от €15 900 или 161 703 грн по курсу НБУ) и Opel Meriva (€17 567 или 178 656 грн).

Любителям и любительницам малолитражек на выбор тоже жаловаться не приходится. Что радует, большинство моделей вполне доступны -- они стоят до 130 тыс. грн. К тому же малолитражки экономичны, в смешанном цикле тратят всего около 6л/100 км. Среди осенних новинок в классе -- Suzuki Splash. По сравнению с ближайшим "родственником" по габаритам Suzuki Swift, Splash чуть просторнее: места над головой больше на 24 мм впереди и на 31 мм сзади. Стоит новинка (венгерского производства, кстати) 129 900 грн.

Что можно купить из бюджетного ассортимента

   

Ценовая категория

 

Класс авто

100–130 тыс. грн

130–160 тыс. грн

160–200тыс. грн

Малолитражка

Hyundaii10,

KiaPicanto, KiaRio, SkodaFabia, NissanMicra, VolkswagenPolo, Opel Corsa (2009), Peugeot 207, Fiat Panda, Fiat Grande Punto, Fiat 500, Seat Ibiza, Suzuki Swift, Suzuki Splash

Mitsubishi Colt, Mazda2, Opel Corsa (2010), Honda Jazz, Ford New Fiesta

ToyotaYaris

Седан

Chevrolet Aveo, Chevrolet Lacetti, Hyundai Accent, Nissan Almera, Renault Logan, Fiat Linea

Chevrolet Cruze, Chevrolet Epica, Hyundai Elantra, Kia Cerato, Skoda Octavia Tour, Skoda Octavia A5, Toyota Corolla, Nissan Tiida

Mitsubishi Lancer X,

Renault Fluence, Suzuki SX4 SDN

Mitsubishi Galant, Renault Scenic, Opel Astra H, Honda Civic седан

Хетчбэк

Chevrolet Lacetti, Kia Rio, Nissan Note, Renault Sandero, Opel Meriva (2009)

Hyundai i130, Nissan Tiida, Renault Megane, Opel Astra GTC, Opel Astra H, Opel Meriva (2010), Peugeot 308, Fiat Bravo

Toyota Auris, Volkswagen Golf, Mazda3, Seat Leon, Seat Altea

Универсал

Chevrolet Lacetti,

Skoda Fabia Combi

Hyundai i130,

Kia Cee’d, Opel Astra H Caravan,

Skoda Octavia Combi A5

Минивэн

Skoda Roomster, Renault Logan MCV

Hyundai Matrix Facelift, Fiat Doblo comfi

Mitsubishi Grandis, Mazda 5, Opel Zafira

Кроссовер

 

Renault Duster, Sang Young Actyon, Suzuki Jimny

Hyundai Tucson, Nissan Qashqai (2Х4), Mitsubishi ASX, Peugeot 3008, Fiat Sedeci, Sang Young Kyron, Suzuki SX4, KIA Sportage

Внедорожник

Chevrolet Niva

UAZ Patriot

 

Примерную стоимость владения умеренно бюджетных авто (до 20 тыс. км пробега) смотрите в прикрепленном файле

Резюме: Чтобы владеть автомобилем стоимостью 100--200 тыс. грн и не наносить непоправимого ущерба личному бюджету, нужно зарабатывает от 200 тыс. грн в год. Такие авто -- вполне достойный выбор с точки зрения и безопасности, и комфорта, и экономичности.

По материалам //