Спрос на средние по цене подержанные автомобили минимален. Если надо быстро избавиться от надоевшего друга, приходится жертвовать 20-30% его рыночной стоимости

Художник-декоратор Сергей Марченко собрался уезжать в Канаду, поэтому продает свою четырехлетнюю Mazda-3. И ему очень повезло: как только он заговорил о продаже авто, среди его друзей сразу нашлись те, кто был готов выкупить автомобиль. Причем таких желающих было несколько. "Сначала я планировал продать авто за $12 тыc. -- все-таки машинка в возрасте, хотя и в прекрасном состоянии. Однако, изучив сайты по продаже авто, я понял, что продешевил. К тому же очередь из покупателей-друзей позволила мне поднять цену на $2 тыс.", - рассказал Сергей. Интересно то, что повышение цены на автомобиль, не сократило количество желающих его купить.

"Новый автомобиль стоит как минимум на $10 тыс. дороже, плюс расходы на дополнительное оборудование, оформление и прочее", - отметил претендент на авто, коллега-художник Олег Ивашко. К тому же, по его словам, он знает, как холит и лелеет автомобиль Сергей, поэтому и не боится, что с машиной будут какие-то проблемы.

Но не всем везет так, как Сергею -- чаще расставание с автомобилем проходит не так быстро и не так гладко.

Закон и кредит
И сложности возникают не только потому, что покупатели стали прижимистее, но и из-за изменений законодательства: согласно вступившему в действие в июне 2010 года Закону №2275-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", запрещено регистрировать единичные сделки по купле-продаже автомобилей через товарные биржи. Но как раз именно через биржи до недавнего времени проводилась львиная доля сделок с подержанными авто, что позволяло продавцам и покупателям минимизировать уплату налогов и сборов, поскольку биржи лояльно относились к указанным в договорах суммах.

Поскольку приобретать подержанные авто теперь стало менее выгодно, многие "потерянные" вторичным авторынком покупатели бросились в объятия автосалонам, продающие новые авто. "В июле 2010 года в Украине зафиксирован новый рекорд продаж -- 15 200 автомобилей, что на 15,3% больше, чем в аналогичный период 2009 года", -- поделился радостью руководитель автомобильного бизнеса "ВиДи Груп" Артем Ткаченко. Хотя, по словам г-на Ткаченко, не последнюю роль в росте интереса к новым автомобилям сыграло активное возобновление автокредитования, законодатели тоже помогли: "Сложная ситуация на рынке подержанных авто, сложившаяся в июне-июле после запрета товарным биржам оформлять сделки по отчуждению транспортных средств, которая практически парализовала его, также привела к увеличению продаж новых автомобилей".

Оставшиеся сегодня доступными способы оформления сделок купли-продажи автомобилей -- генеральная доверенность, справка-счет и оформление купли-продажи у нотариуса -- требуют гораздо больших затрат.

Тонкости продажи
Например, продажа по генеральной доверенности может обернуться кучей проблем: покупатель, совершив ДТП, может скрыться, а отвечать придется формальному владельцу, на котором числится авто. С другой стороны, владелец в любое время может отозвать доверенность и, по сути, отобрать автомобиль обратно. Автомобиль могут отобрать у покупателя и за долги "продавца". (Об опасностях такого метода продаж см. "Деньги" от 27 августа 2009 года)

Продажа подержанного автомобиля с оформлением справки-счета -- так сейчас продается большинство новых автомобилей в салонах -- тоже требует определенных затрат. Во-первых, только за услугу придется заплатить фирме, занимающейся оформлением, до 1000 грн. А во-вторых, придется платить налоги -- 15% стоимости авто. Впрочем, по неофициальным данным, компании, выписывающие такие справки, могут "закрыть глаза" на стоимость автомобиля, которую просит указать продавец. Вопрос только, согласится ли на заниженную цену покупатель -- ведь в случае признания сделки недействительной, вернут ему именно ту сумму, которая указана в документах.

Оформление сделки у нотариуса тоже влечет дополнительные затраты. Во-первых, за его услуги надо заплатить иногда до 5% стоимости автомобиля. А во-вторых, все так же нужно будет отстегнуть государству его долю. Налог составит 1% -- в случае если операция по продаже автомобиля у владельца первая за год, и 15% -- если не первая. При этом нотариус не имеет возможности проверить, какую по счету машину за год продает автовладелец.

Как продать?
Способов поиска покупателя автомобиля по-прежнему три: самостоятельная продажа, через комиссионную площадку дилера и trade-in (то есть обмен на новое авто с доплатой).

По словам заместителя директора по сбыту официального дилера Volkswagen "Атлант-М Лепсе" Олега Ильюкевича, продажа автомобиля всегда связана с потерями времени, требует определенных усилий и связана с некоторыми рисками. "Если этим заниматься не хочется, всегда можно воспользоваться помощью посредников, правда с определенными финансовыми потерями", -- отметил он.

И действительно, самый быстрый способ реализации авто -- продать его перекупщику. Но в большинстве случаев, выгодно продать машину посреднику вряд ли удастся. Обычно на быстрой продаже автовладелец потеряет до 30% реальной стоимости автомобиля. Например, если за машинку планировалось "выручить" $15 тыс., то перекупщик может предложить за нее никак не больше $11--12 тыс.

Когда продавать авто не к спеху и есть желание тратить время на телефонные разговоры, осмотры, стояние на авторынке, можно самостоятельно попытаться найти покупателя. Сделать это можно и через Интернет, где есть куча сайтов по автопродаже, и "напрямую" -- отвезти машинку на автобазар. При самостоятельной продаже реально получить за авто желаемую сумму. Однако ждать покупателя, вероятно, придется очень долго. "Существует возможность продать автомобиль самостоятельно, но в этом случае нужно быть готовым к очень ранним или слишком поздним телефонным звонкам, частым показам автомобиля потенциальным покупателям и риску быть обманутым", -- предупреждают в "ВиДи АвтоМаркет".

Комиссия "рулит"
Реализация авто через комиссионные площадки или через trade-in -- не столь выгодные, но явно более комфортные способы продажи. Суть работы комиссионных площадок заключается в том, что торговец принимает авто, оценивает его техническое состояние, проверяет документы и занимается поиском покупателя. Некоторые комиссионные площадки обещают бесплатную диагностику авто, иные осуществляют осмотр машины за деньги.
Продажа через комиссионную площадку выгодна тем, что цену устанавливает сам продавец. Впрочем, после диагностики торговец может рекомендовать внести ценовые коррективы. Комиссия торговца сейчас составляет 3--5% цены, по которой автомобиль был продан. Многие комиссионные площадки предлагают также выкуп автомобиля за собственные средства посредника -- после осмотра покупателю предлагается сумма, как правило, почти на 20% ниже рыночной цены. Так сказать, "скидка за срочность".

Если приглянулся новый автомобиль, а продавать старый оказалось хлопотно, то можно воспользоваться услугой trade-in. То есть обменять автомобиль с пробегом на новый, доплатив только разницу в стоимости. Обычно при этом автосалон выкупает авто по "срочным тарифам" -- за сумму, которая на 20% меньше рыночной. Снизить потери можно за счет торга по поводу цены нового авто, но все налоги и сборы при продаже старого придется платить сполна.

Впрочем, и с обменом авто могут возникнуть проблемы. По словам г-на Ильюкевич, вопрос по trade-in до сих пор не урегулирован на законодательном уровне. Напомним, в Верховной Раде ожидает рассмотрения во втором чтении законопроект № 4385 "О trade-in".

Что востребовано
Лет 7--9 назад часто можно было услышать истории о том, как подержанную машину удавалось продать дороже, чем она была изначально куплена. Сейчас такое невозможно в принципе. Украина в этом смысле догнала развитые рынки: "Очень обобщенно можно сказать, что потеря в цене за первый год эксплуатации составляет от 15 до 20% стоимости аналогичного нового автомобиля, -- рассказывают в центре по продаже автомобилей с пробегом "ВиДи АвтоМаркет". -- За второй год -- от 10 до 15%, за третий год ориентировочно 10% и так далее". Как уточнили специалисты центра, расчет производится на основании текущей цены на аналогичный новый автомобиль, а не на основании стоимости этого автомобиля в момент покупки. "Иначе может сложиться ситуация, что автомобиль с пробегом будет оценен не намного дешевле нового, ведь производитель по мере старения модели снижает на нее цену", -- пояснили в "ВиДи АвтоМаркет".
На темпы удешевления каждого автомобиля влияют много факторов: год выпуска, пробег, комплектация, техническое состояние, был ли автомобиль участником ДТП и степень востребованности автомобиля на вторичном рынке.

Как выяснили "Деньги" у продавцов подержанных машин, сейчас самыми ходовыми являются автомобили дешевле $10 тыс. и дороже $50 тыс. Перечень машин, которые можно купить менее чем за $10 тыс. довольно большой -- от ВАЗ'ов, Daewoo до некоторых моделей Hyundai, Ford, Chevrolet. Например, Hyundai Getz 2007 года выпуска с "механикой" продают за $8500