Экстрим без курсов
Мнение о том, что уроки так называемого экстремального вождения нужны только заядлым экстремалам, не более чем миф. Так в один голос твердят тренеры драйв-клубов. Начальник центра контраварийной подготовки "Драйв-клуб "Альфа-Щит" Андрей Пилипенко говорит, что называть его занятия курсом экстремального вождения в корне неверно. "Экстремальное вождение -- это как раз то, как водят многие из не прошедших наши курсы. Хотят быстро, а в результате мешают всем на дороге и сами недалеко уезжают", -- отмечает он. Основной акцент курсов -- именно на контраварийной подготовке.
"Меня жена отправила на курсы после того, как я попал в две аварии", -- рассказывает маркетинг-менеджер Алексей Прорука. Он говорит, что ДТП не имели серьезных последствий, но ударили по семейному бюджету, поскольку страховка не покрыла ремонт авто. "Жена сказала, что раз уж я люблю ездить как профессиональный гонщик, то надо пройти боевую подготовку. Я прислушался к ней и не пожалел", -- вспоминает Алексей. По его словам, после прохождения курса он еще долгое время вставал на два часа раньше, чтобы поездить по пустому городу и потренироваться. Теперь Алексей чувствует себя комфортно в любой "внештатной" ситуации.
Курсы контраварийного вождения существуют для водителей разных уровней опытности. Для новичков центры разрабатывают систему, благодаря которой они учатся в основном уверенности на дороге и основным техникам управления машиной. От обычных -- автошкольных -- такие курсы отличаются углубленностью: водитель осваивает разные виды торможения, объезда препятствий и разворотов. Для более опытных водителей, которые могут похвастать более чем тремя годами беспрерывного "стажа" (то есть ежедневной езды), программа посложнее. Например, их учат справиляться с управлением на скользкой дороге -- с заносами, пробуксовкой и тому подобным.
Удержать баранку
Первый этап любых курсов повышения водительской квалификации -- тестирование. В некоторых центрах оно происходит в два этапа -- психологический тест и тест-драйв. "Во время психологического теста мы проверяем моторику, скорость реакции, умение быстро принимать решения", -- объясняет Андрей Пилипенко. После этого -- тест "на натуре": дорога, автомобиль, водитель. "И это делается не только для того, чтобы проверить, как будущий студент водит машину", -- говорит заместитель директора Центра совершенствования водительского мастерства "Виртуоз" Елена Лионова. По ее словам, подобная проверка позволяет установить контакт между инструктором и его подопечным, а также определить стиль вождения студента и его индивидуальные особенности.
За прохождением теста обычно следует занятие на тренажере. На коротких курсах такое занятие может быть одно, развернутый вариант учебы предполагает несколько тренажерных уроков. "Как балеринам на занятиях "ставят ноги", так мы водителям "ставим руки", -- отмечает г-жа Лионова. Даже те, кто имеет большой стаж, признают, что такое занятие было им полезно -- дескать, оно открыло много нового в науке выкручивания баранки. Когда тренажеры освоены, ученика переводят на полигон, то есть на площадку с расставленными фишками. В зависимости от выбранного курса и времени года это может быть либо залитый льдом автодром, либо сухой асфальт, либо и то и другое вперемешку. Есть центры, которые предлагают зимнюю подготовку в любое время года -- для этого они используют искусственный лед. На площадке начинающий шумахер остается наедине со стихией, а инструктор дает команды по радиосвязи. Тут и начинается самое интересное.
Экстремальный прокат
"Базовое упражнение -- "змейка", -- делится секретами фирмы Андрей Пилипенко. "Змейка", то есть объезд расставленных в определенном порядке фишек, выполняется в нескольких режимах. Сначала водитель объезжает фишки медленно, основная задача -- не вилять в стороны и правильно выстроить траекторию. Потом задача усложняется -- ехать нужно все быстрее. Наконец, водителю предлагается объехать фишки задом наперед.
По словам г-на Пилипенко, даже очень опытные водители "срезаются" на этом упражнении. "Бывает, мужчина привозит свою жену на курсы, а сам стоит, смотрит и смеется. Мы ему предлагаем: пожалуйста, не хотите ли попробовать? Его умений хватает максимум на то, чтобы объехать фишки в нескоростном режиме", -- рассказывает инструктор. Следом за "змейкой" идут и другие упражнения. В частности, на хорошее знание габаритов машины. "Это необходимо для оперативной парковки, а также для того, чтобы хорошо ориентироваться в потоке машин", -- поясняет г-н Пилипенко.
Основу же курса составляют упражнения на прогнозирование и разрешение аварийных ситуаций на дороге. Студентов учат не только избегать опасностей зимнее-весеннего периода, но и быстро принимать решения и действовать в "условно штатных" аварийных ситуациях. Тут и езда по встречной полосе, и встреча с водителем, который забывает смотреть в зеркала, и неадекватное поведение пешеходов, и многие другие проблемы. Для того чтобы эффективно их решать, предлагают освоить массу способов разворота и торможения, а также тренируют на скорость реакции и умение правильно крутить руль. Главное, чему стараются научить на курсах, -- это умение прогнозировать аварийные ситуации и выходить из них с наименьшими потерями, по принципу "предупрежден -- значит, вооружен".
Мое? Не дам!
Основной вопрос, который стоит решить перед поступлением на курсы -- проходить их на своей машине или же воспользоваться авто центра подготовки. Менеджер одного из центров прямо посоветовала проходить курс на машине центра. По ее словам, так курс обойдется дороже, но в общем клиент потратит меньше: не придется платить за ремонт и новую резину. И дело не в том, что машину в ходе занятий можно разбить -- это как раз маловероятно. Просто во время отработки экстремальных техник авто постоянно будет работать на пределе своих технических возможностей. А это не может не сказаться на его состоянии. "Износ настолько силен, что лучше все-таки не изматывать так свою машину, -- уверяет Андрей Пилипенко. -- Правда, если человек все-таки решил проходить курс на своем авто, мы советуем хотя бы поставить недорогую резину".
А вот Елена Лионова рекомендует проходить курс именно на своем автомобиле, отмечая, что особого вреда это ему не принесет. "Если цель человека -- научиться отлично управлять своим авто, то и курс стоит проходить на нем же", -- аргументирует она свою позицию.
Выслушав несколько мнений "Деньги", сделали свой вывод: все зависит от продолжительности и интенсивности курса, то есть от того, как долго и сильно машинку будут мордовать. И если есть финансовая возможность пройти курсы на автомобиле центра, стоит ею воспользоваться. При этом важно принимать во внимание особенности своей машины. К примеру, владельцу машины с передним приводом нужно настоять на прохождении курса на аналогичной, так как приемы и техники для передне- и заднеприводных машин -- разные. "Стоит также учитывать, на легковой машине ездит водитель или на джипе", -- подсказывают инструкторы. И поясняют: центр тяжести у джипа смещен вверх, из-за чего повышается риск опрокидывания, поэтому выполнять сложные трюки на нем не стоит. Разумеется, выбрать полный аналог своего авто не удастся: центры обычно предлагают на выбор два-три варианта -- с передним и задним приводом.
Почем мастерство
Длительность экстрим-курса варьируется от 5 часов до 8 занятий по 2 часа. Цена соответствует длительности -- за 5 часов придется заплатить около 800 грн., за полный курс из 16 или 20 часов -- от 2000 грн., если ездить на своей машине, до 5000 грн., если брать машину центра.
В целом при выборе курса нужно ориентироваться на личные цели. Если хочется просто ознакомиться с основными методами вождения и лучше узнать возможности своего авто, хватит и 5-часового курса. Если вождение -- это любимое занятие, и есть желание научиться водить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно разбитый автомобиль, стоит пройти полный курс. Освоив полную программу, можно даже приблизиться к заветному идеалу.
"Сделать из любого водителя Шумахера мы не обещаем, -- признается Андрей Пилипенко. -- Но чем шире технический арсенал водителя, тем комфортнее и безопаснее он чувствует себя в любых условиях". Ведь, по его словам, обычно человек готов лишь к уже знакомым ситуациям, в которых алгоритм действий известен заранее. Если же приходится решать незнакомую проблему и при этом действовать быстро, большинство водителей просто не справляются с задачей. "Одни жмут педаль тормоза до отказа, другие просто бросают руль и закрывают глаза", -- рассказывает г-н Пилипенко.
Те, кто берется научить не допускать подобных ошибок на дороге, -- водители с большим стажем, около 20 лет. Но, безусловно, инструктор инструктору рознь. "Если кто-то хорошо водит машину, это еще не значит, что он сможет научить другого", -- добавляет Елена Лионова.
При выборе наставника нужно исходить из своих целей и ощущений. По словам самих инструкторов, одним необходимы преподаватели с мягким подходом, способные много раз объяснить и показать. Другим же нужны "жесткие" тренеры, которые орут и ругаются матом. "Некоторых только такое воздействие может вывести из оцепенения", -- рассказал "Деньгами" один из инструкторов.
Кроме базового курса "контраварийки", на котором клиента научат "полицейскому" развороту и прочим модным фигурам, в том числе -- на льду, можно пройти и более сложные учебные программы. Некоторые центры предлагают курсы спецподготовки для желающих гоняться за преступниками или охранять людей. Здесь ученику придется преодолевать массу препятствий со спецэффектами, что обойдется в 6500 грн. за 16 часов. "Конечно, мы не гарантируем, что прошедший курс не станет демонстрировать свои умения на каждом перекрестке, создавая еще больше аварийных ситуаций", -- говорит Андрей Пилипенко. Правда, по его словам, как правило, уже в процессе учебы такие безрассудные желания пропадают навсегда.
Сколько стоят контраварийные курсы, грн.
Город | Короткий тренинг | Полный курс |
Киев | 700--900 | 1900--5000 |
Львов | -- | 1200--4500 |
Одесса | 750--800 | 1500--4500 |
Харьков | 700--800 | 1600--4500 |
ИТОГО: Курсы контраварийного вождения помогают водителям чувствовать себя уверенней на дороге — оперативно реагировать на сложные ситуации. Это разумная инвестиция в себя.
Где еще почитать
о контраварийных курсах вождения:
www.alpha-security.com.ua
http://www.virtuozcenter.kiev.ua/
www.avm.kiev.ua
http://insurhouse.com/ru/partnery/centr_vysshego_voditel_skogo_masterstva_energiya_dvizheniya
Автостраховка: можно ли быстрее? 31.01.2008
Чем хорош дорожный ассистанс 24.01.2008
Избавляемся от битой застрахованной машины 20.12.2007