Студентка факультета маркетинга Алена устроилась в производственную компанию секретарем. Вместо "подай-принеси" девушке хотелось работать по специальности. Улучив момент, она предложила боссу свой план развития одной из торговых марок. Концепция очень понравилась директору, но абсолютно не пришлась по душе бренд-менеджеру Сергею. Решив, что его "подсиживают", он распустил слух об их с Аленой романе и о том, что "нечестная девушка украла его новые идеи". Алена написала заявление об уходе…

Офисные кумушки

Сплетня -- не обязательно клевета. По словарю -- это "недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании неверных, неточных и измышленных сведений".
Излюбленная тема для офисных дамочек -- любовные романы на работе. Лишенная "полового признака" классика жанра -- леность коллеги. Кроме того, офисные работники любят судачить о никудышных боссах, которые не в силах организовать нормальную работу подчиненных.
"Слив" информации конкурентам -- еще одна тема для сплетен. Шушукаются также о возможном увольнении с работы коллег и об их прошлом: "говорят, Иванова с прошлой работы поперли за то, что он свой проект провалил".
Неизменной популярностью пользуются "денежные" сплетни о взятках и "откатах". Когда начальник отдела аналитики Александр приехал на фирму на новом джипе, "знающие" сотрудники быстро связали этот факт с тем, что его подразделению был выделен крупный бюджет на исследовательскую работу.
Бухгалтер Татьяна Шустрова рассказывает, что руководитель, заметив ее успехи в работе, повысил ей зарплату -- и эта новость в их небольшой конторе стала предметом обсуждения №1. "Поползли слухи о том, что мне подняли зарплату только потому, что я -- дальняя родственница нашего директора", -- жалуется она. И признает, что часть вины лежит на ней самой: в разговоре с сотрудницами похвасталась родственными связями.
Добавим: сплетни способны навредить не только репутации, но и кошельку. Допустим, зарплата специалиста составляет $1 тыс. в месяц, и он должен был идти на повышение с прибавкой к жалованью в $500. Если из-за сплетен его карьерный рост задержался на полгода, то недополученный доход составит $3 тыс.

Контратака

Некоторые бывшие работодатели любят распространять на рынке сплетни о своих сотрудниках. "Глубокая обида, что "не смогли удержать", выливается в навешивание ярлыков: слабак, не вынес трудностей; ушел из компании в самый сложный для нее момент; ушел, так ничего и не сделав", -- отмечает управляющий партнер компании "Людський Фактор" Елена Николенко. При этом уволившемуся менеджеру приписывают просчеты и поступки, которых он вовсе не совершал.
В этом случае специалисту, как минимум, не следует ругаться с бывшим боссом, а тем более угрожать, например, распространением конфиденциальной информации. Можно попробовать защититься от нерадивого работодателя с помощью рекомендаций с прежних мест работы и коллег "по цеху". "Если кто-то пытается дискредитировать достойного человека, клевета нейтрализуется данными из других источников", -- утверждает г-жа Николенко.
Психолог Анастасия Бутова отмечает, что если коллеги уже начали сплетничать, ни в коем случае нельзя полностью игнорировать то, что происходит. Или подробно описывать каждому истинное положение вещей. Это только ухудшит ситуацию. "Есть золотая середина -- найдя наиболее доброжелательного коллегу, выяснить у него, в чем дело, а потом напрямую поговорить со сплетником. И будет лучше, если этот разговор состоится в присутствии других", -- рекомендует психолог. Желательно придерживаться спокойно-ироничного тона. Например, улыбаясь, сказать: "Какие глупости. Конечно, это неправда". Уверенное поведение, скорее всего, приведет к тому, что другие участники беседы примут сторону человека, ставшего объектом сплетни. К тому же такой разговор позволит им узнать его получше. Ведь сплетничают часто о тех, кого плохо знают.
Ни в коем случае нельзя сразу же оправдываться, услышав нелестные отзывы о себе. "Не стоит "рвать на груди рубашку" или лезть в драку: раз волнуется, значит, есть что скрывать. Существует теория, согласно которой слух живет 75 дней. Можно утешиться тем, что через 2--3 месяца об этой сплетне забудут", -- обнадеживает психолог Оксана Навроцкая.

Профилактика

Прекрасный способ противостоять сплетням -- убивать их "в зародыше". Ассистент офиса Ирина Гриз, явившись на работу в новом сногсшибательном костюме, поступила чрезвычайно мудро -- спросила мнения о своем новом "прикиде" у самой талантливой сплетницы. Причем в присутствии других сотрудников. Ирина как бы вскользь сообщила, что давно собирала деньги на наряд и теперь немного смущается, не слишком ли он вызывающе выглядит. В результате обсуждение сотрудников свелось к хорошему вкусу Ирины и дороговизне шикарных одеяний вообще.
Супервайзер дистрибьюторской компании Кирилл Полищук уверен, что меньше подвергаются критике и сплетням люди, которые не боятся посмеяться над собой: "Говоря о себе и своих оплошностях, я часто опережаю своих потенциальных противников по сплетне. Главное -- не переусердствовать, ведь излишняя самокритика может открыть людям такие ваши недостатки, о которых они даже не догадывались".
Для сохранения своей репутации нужно усвоить несколько простых правил, которые помогут избежать пересудов. Во-первых, не стоит торопиться раскрывать свои секреты и "козырные карты", особенно в коллективе. Неуместно на каждом углу рассказывать не только о своих тайнах и проблемах, но и об успехах и достижениях. Первое может стать предметом сплетен из злорадства, а второе -- из зависти.
Во-вторых, нужно стараться никого не осуждать и говорить о людях побольше хорошего. Задушевные беседы в курилке превратить в пустую болтовню ни о чем. А на провокации потенциальных соперников, которые расспрашивают об отношении к политике компании, не поддаваться.

Хорошие слухи

Распространение сплетен может не только насолить, но и сыграть на руку. Особо продвинутые карьеристы стремятся управлять сплетнями о себе, "запускают" слухи для собственной "раскрутки". Осуществить это довольно легко: нужная информация в непринужденной беседе передается главному "слухмейкеру".
Кроме того, пересуды помогают ориентироваться в сложившихся в коллективе отношениях: к кому благоволит начальство, к кому можно обратиться за помощью, а от кого лучше держаться подальше. Менеджеру по продажам Николаю пару раз удалось "попасть в струю": объемы реализации товара в компаниях в период его работы резко увеличивались. Прямой взаимосвязи между этими явлениями не было (кроме Николая, в фирмах трудилось еще с полсотни продавцов), но молодому человеку удавалось трактовать факты себе во благо. В неформальных беседах он рассказывал дистрибьюторам, что приносит удачу работодателям, подкрепляя свои слова цифрами роста продаж. За короткое время Николай получил несколько заманчивых предложений.


"Плюсы" сплетни

- Позволяют усваивать неписанные правила поведения в коллективе
- Могут поднять самооценку при сравнении себя с другими
- Разговоры "за жизнь" помогают сдружиться, адаптироваться на новом месте
- Содержат справедливые замечания, помогающие оценить себя критически
- Могут стать частью личностного PR сотрудника, "подогрев" интерес к нему


"Минусы" сплетни

- Пустословие и злословие отвлекают от основных обязанностей, а склоки и интриги сказываются на результатах труда
- Распространение лживых слухов создает почву для манипулирования
- Способствуют созданию нервозной атмосферы
- Могут унизить и нанести непоправимый удар по репутации
- Даже приятные слухи, если они неправдивы (например, о повышении зарплаты), способны привести к разочарованиям

ИТОГО: Сплетни способны разрушить карьеру и существенно навредить репутации специалиста. Тем не менее, их можно использовать для собственной
"раскрутки".

Где еще почитать

1. http://job.ukr.net
2. www.rabotaplus.com.ua
3. www.humanfactor.com.ua
4. www.comment.com.ua
5. http://ethology.ru

Неуставные взаимоотношения в коллективе: свод неписанных правил 24.01.2008

Составляем план карьериста 17.01.2008

Как корпоративная культура влияет на карьеру и личную жизнь 22.11.2007