Начнем с того, что, в отличие от банкоматов, на мониторе которых четко указано название банка-владельца устройства, идентифицировать владельца платежного терминала (бокса) можно не всегда. А это означает, что в случае возникновения проблем с осуществлением платежа "найти крайнего" будет очень сложно. Да и подтвердить осуществление платежа будет крайне сложно, если на чеке не указано ни названия компании, ни назначения платежа.
Кстати, прошлым летом в соседней России разразился настоящий скандал -- чеки, которые выдавали терминалы одной из частных фирм, в течение нескольких месяцев просто исчезали. В смысле, бумага, на которой были напечатаны чеки, становилась абсолютно белой, как заколдованные Воландом червонцы в известном романе Булгакова. :) В итоге несколько человек оказались вынуждены обратиться в суд, поскольку так и не смогли подтвердить погашение кредита через терминал.
Выяснилось, что виной всему специальная бумага с термослоем. Черная краска находится "внутри" нее, а устройство в терминале просто делает на ней оттиск горячей иглой. Таким образом надписи проявляются, а исчезают потому, что чеки неправильно хранят. Правда, непростые правила хранения чеков, к сожалению, нигде не указаны, а включают они целый ряд "нельзя". На чеки ни в коем случае на должны попадать солнечные лучи, их нельзя класть в кошелек -- от трения они портятся и так далее.
Чтобы не попасть впросак, пользоваться стоит только услугами тех терминалов, на которых указано название компании-владельца. Тем более что жаловаться "в случае чего" будет некому. Владельцами боксов являются не только банки, но и просто субъекты предпринимательской деятельности, которые фактически не имеют прямого регулятора. Поэтому лучше осуществлять платежи в терминале банка, подотчетного Нацбанку или хотя бы крупной известной компании. И обязательно на терминале должен быть указан номер телефона сервисной поддержки.
Кстати, проверить, работает ли этот номер, лучше до момента, когда возникнут проблемы. "Я часто пополняю мобильный через терминал. Однажды код пополнения, который был указан на чеке, оказался неправильным. Я решил позвонить в службу поддержки, но он, по странному совпадению, оказался несуществующим", -- рассказывает предприниматель Валерий Комисаренко.
Комиссия по умолчанию
Через терминал можно пополнить счет мобильного телефона, оплатить коммунальные услуги (электричество, коммунальные платежи, телефон, кабельное телевиденье), а также "купить время" в Интернете и погасить кредит, оформленный в банках "Ренессанс Капитал" и Альфа-банк.
При этом без дополнительных расходов на комиссию можно пополнить счет мобильного и купить пароль для входа во всемирную Сеть. Все остальные платежи могут сопровождаться комиссией. Но выяснить ее размер, или хотя бы наличие, крайне сложно. На мониторе терминала информации об этом нет, а в службе поддержки ее не предоставляют. Единственное, что удалось выяснить "Деньгам", это то, что в среднем комиссия за осуществление платежа через киоск самообслуживания не превышает 3% суммы платежа.
"У меня абонентская плата за Интернет -- 100 грн. Я засунула бумажку в терминал и пришла домой. А Интернет не работает. Не могла понять, почему, потом достала чек и увидела, что заплатила не 100, а 97 грн. Оказывается, с меня сняли 3 грн., не предупредив", -- рассказывает маркетолог Анна, пострадавшая от действий терминалов.
Зато о чем предупреждают надписи на железных киосках, так это о том, что "Сдачи киоск не выдает!" :) Поэтому перед тем, как воспользоваться его услугами, желательно разменять деньги, иначе комиссия за осуществление платежа может оказаться куда больше, чем предполагалось.
"Я оплачивал счета за телефон на сумму 38 грн., засунул в терминал банкноту в 50 грн. и потом прочитал, что сдачи банкомат не выдает. Дороговато обошлась мне экономия времени", -- говорит сотрудник одного из коммерческих банков Максим. Понятное дело -- сдача остается хозяевам терминала, а клиенту постоянное использование "уличной кассы" выливается в солидную переплату по счетам.
Пара слов в защиту
И все же использование платежных терминалов, действительно, может сэкономить плательщику массу времени и сил, только если пользоваться ими с умом.
Терминалы обычно устанавливаются в местах большой посещаемости: в торговых центрах, на вокзалах, в учебных заведениях и государственных организациях. Плательщик в процессе ежедневных перемещений по городу неоднократно может встретить платежный терминал и имеет возможность не задумываться, где бы найти, например, ближайший салон сотовой связи, и как бы не опоздать до его закрытия, чтобы не остаться без связи до следующего утра.
Опять же, возле платежного терминала вряд ли можно увидеть живую очередь сродни тем, что выстраиваются возле кассы в банке, салоне сотовой связи, или на почте.
Конечно, через некоторые банкоматы также можно оплачивать услуги связи, Интернета и коммунальные платежи, с той лишь разницей, что для банкомата все-таки нужна платежная карта. То есть круг лиц, которые могут воспользоваться банкоматом, ограничивается держателями карточек, а в некоторых случаях и клиентами конкретного банка. А вот терминалом может воспользоваться любой человек, у которого есть наличные и необходимость оплатить услугу.
Сдачи не надо?
Стоит ли пользоваться платежными терминалами?
За:
• Нет необходимости стоять в очереди в кассу
• Найти терминал в городе не составит труда
• Воспользоваться терминалом можно круглосуточно
Против:
• "Вычислить" лицо, ответственное за терминалы, бывает крайне сложно, так как часто на них не указано никаких названий или контактных телефонов
• Часто терминал взимает комиссию за совершение платежа, автоматически вычитая ее из суммы проплаты
• Платежные терминалы не выдают сдачу :)
Ошибочка вышла?!
Что делать, если терминал не осуществил транзакцию?
(не оплатил или не пополнил счет и прочее)
Шаг первый Найти название компании-владельца терминала, ее координаты и номер сервисной службы на самом терминале или на чеке. Терминал не может стоять в безвоздушном пространстве -- где-то лежит договор на его размещение именно тут. В том документе есть все реквизиты владельцев терминала
Шаг второй Попытаться связаться с компанией для выяснения причин сбоя платежа
Шаг третий Явиться в офис компании и написать заявление об опротестовании транзакции
Шаг четвертый В случае если самостоятельно идентифицировать компанию-владельца терминала не удается, стоит обратиться в управление по защите прав потребителей, непременно с чеком и с координатами терминала, который его выдал
Итого
Лучше пользоваться терминалами известных крупных компаний или банков. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что при возникновении проблемы по ее поводу будет с кем хотя бы поговорить.
Где еще почитать
адреса платежных терминалов, форум пользователей:
1. www.geo.webmoney.ru/static/_ibox_u.html
2. www.forum.finance.ua