Под маской творчества

Курсы по развитию креативности (по-старому -- творчества) каждая тренинговая компания называет по-своему: "Креативность в бизнесе", "Креатив-айкидо", "Развитие креативности", "Методы поиска новых идей" и так далее.

Что уж там названия. Больше пугает то, чему именно тренинговые центры обязуются научить своих студентов. Вот лишь некоторые обещания: "активизация и развитие генетически заложенного креативного потенциала"; "снижение психологических барьеров, препятствующих творческому мышлению"; "обучение специальным техникам генерации нестандартных идей и активизации интуиции", "отработка приемов снижения психологической инерции". И после этого тренеры искренне заверяют: "Такие тренинги доступны и понятны каждому -- студенту, бизнесмену и даже ребенку".

В общем, чтобы понять, как это все звучит по-русски и выглядит на практике, мы пообщались с несколькими тренинговыми компаниями, которые продают подобные семинары. Некоторым мы представлялись как дотошные и жутко заинтересованные в образовании клиенты.

В одной конторе мы решили узнать, а как же, собственно, они намерены определить "генетический потенциал" клиента, чтобы в дальнейшем его развить? На что получили вполне откровенный ответ: "Генетический потенциал Вам никто не померяет. Это сказки". Ну хотя бы при личном общении правду говорят (хотя и привирают на сайте ), а не прикрываются еще дюжиной умных слов. В другой фирме "Деньгам" сказали, что генетический потенциал они не смогут измерить, а вот определить уровень креативности -- не проблема. "Перед тренингом Вам дадут пройти много разных стандартизированных тестов на креативность, которые и помогут нам определить Ваш уровень", -- уточнил наш собеседник. Правда, на вопрос "А кем стандартизированы эти тесты?" удалось получить не совсем внятный ответ: "Стандартизированы во всем мире. Как в английском, так и в русском вариантах". И как это понимать? Тому же ребенку, например?

Одним словом, прежде чем отправиться на подобный тренинг настоятельно советуем: позвонить в понравившуюся контору и выяснить, так что же они на самом деле готовы предложить? Ведь на нашем примере видно -- то, что написано на сайтах компаний или в их рекламных брошюрах, не всегда отображает реальное предложение.

Хотя, возможно, те, кто работал над созданием рекламного материала для тренинга, уже прошли курсы по развитию креативности, вот и "накреативили".

"Кому нужен этот цирк?"

Полезность "креативных уроков" представителям любых профессий активно пропагандировал каждый из представителей опрошенных тренинговых центров.

"Порой в работе бухгалтера необходим креативный подход к решению сложной задачи", -- уверен Андрей Дацюк, руководитель компании "Ребус-Консалтинг". (Кстати, сами бухгалтеры, действительно, считают свою профессию творческой. Особенно с учетом специфики украинского законодательства. -- Ред.)

"Такое обучение особенно актуально для представителей отечественной бизнес-среды. Зачастую деловым людям не свойственен творческий подход к делу. Руководитель компании, столкнувшись с усилением конкуренции на рынке, попадает в ситуацию, где только оригинальные ходы могут помочь стать конкурентоспособным", -- считает Евгений Дейнека, директор тренингового центра "Развитие".

"В жизни любого человека случается творческий ступор, который ему срочно нужно преодолеть. Например, чтобы не потерять работу. Вот тогда-то и нужно бежать на подобный тренинг", -- насоветовал представитель еще одной тренинговой компании.

Каждому человеку дано творить, но не все этим умеют пользоваться, настаивает г-н Дацюк. "Если простые задачи мы в состоянии решить самостоятельно, то с решением сложных порой входим в ступор, начинаем паниковать, опускаем руки. Когда привычные способы решения задач не помогают -- прямая дорога на тренинг по развитию креативности", -- продолжает он.

"Тренинг будет полезен, прежде всего, специалистам по рекламе и PR, а также всем тем, кто хочет развить свои творческие способности и научиться на этом зарабатывать", -- уверен руководитель пресс-службы группы компаний "Союз-Виктан" Сергей Блажко. Он, к слову, учился креативу в школе лидеров студенческого клуба "Гилель", а также в Лондонской школе PR.

Чему и как учат

О том, чему именно учат на "креативных" семинарах, менеджеры компаний и тренеры рассказывают не совсем охотно. То есть говорят, что дают кучу всяких интересных методик -- от "мозгового штурма" (см. "Штурм в мозгу") до более сложных техник развития креативности. Но описать эти методики и техники в деталях мало кто соглашается -- дескать, ноу-хау, коммерческая тайна и вообще "приходите -- увидите"… Бывшие участники подобных тренингов обычно более откровенны.

"Группе поручали придумать рекламную кампанию для продажи никому ненужного товара. Например, дырявого воздушного шарика или использованных батареек. После чего начинался процесс коллективного креатива, и я иногда сам удивлялся оригинальности возникших идей. При создании рекламной кампании мы как раз использовали метод "мозгового штурма", -- вспоминает Сергей Блажко.

Управляющий партнер тренинговой компании D&Y Юлия Кирилюк, комментируя этот пресловутый метод, о котором практически все тренинговые компании при общении с "Деньгами" не забывали упомянуть, отмечает: именно "мозговой штурм" вырабатывает умение слушать и слышать друг друга, без иронии относиться к предложениям участников, находить в обычном необычное и наоборот. А также развивать воображение, учиться переключаться с одного предмета на другой и так далее. Видимо, из-за такого эффекта преподаватели так любят рассказывать об этом методе на своих семинарах (хотя "штурм" -- далеко не новость и описан во множестве книг по менеджменту. -- Ред.).

"Креативные" тренеры учат не только что-то придумывать, но и избавляться от неуверенности в себе. "На листке бумаги необходимо написать словосочетание "уверенность в себе". Рядом написать ассоциативное слово: животное, природное явление или человек, в котором это качество развито лучше всего. "Уверенность в себе" -- "лев". Вооружившись карандашами, рисуем льва и проникаемся его образом, приобретая максимальную уверенность. Такое упражнение не сложно повторять и после тренинга", -- рассказывает психолог Сергей Пономарев.

Кроме того, преподаватели любят давать упражнения, которые призваны помочь участникам оценить ту или иную ситуацию с непривычной для студента стороны. "Берем любой предмет в комнате, например, зонтик, и просим аудиторию, разделенную на две команды, назвать, чем он хорош, а чем плох. Участнику приходится напрягаться, чтобы найти позитив или негатив в зонтике, поскольку его истинное мнение может не совпадать с поставленной задачей. Результат -- вырабатываем навык смотреть на вещи с разных сторон", -- рассказывает Мария Жиган, бизнес-тренер тренинговой мастерской Инны и Владимира Коноваловых.

В общем, "рисовать", "сочинять", "нестандартно думать и воспринимать" на креативном тренинге придется немало. "Как правило, упражнения на развитие творчества составляют около 70--80% времени всего семинара", -- уточнила "Деньгам" представительница одной тренинговой компании.

Есть эффект?

Хорошо, представили мы себя львом или тигром, продали дырявый воздушный шар лучшему другу и смогли наговорить кучу гадостей о зонтике. И что теперь? Можно смело назвать себя развитой креативной личностью? Не совсем. Даже в тренинговых центрах менеджеры признаются: "Не стоит ожидать, что по прохождению тренинга уровень творчества резко вырастет. Как правило, ученик просто избавляется от своих комплексов: не стесняется предлагать свои идеи, даже самые невероятные, прислушивается к собственной интуиции и так далее".

Сергей Блажко нашел для себя еще несколько плюсов: "Я научился системному подходу к креативу. И приобрел навыки по формированию сообщения в интересной и яркой форме. А это, по сути, и есть моя работа". Он также уверен, что подобные тренинги дают "золотой ключик" к решению творческих задач. "Вы научитесь разбивать, казалось бы, не решаемое задание на составляющие и с легкостью сможете решить каждое из них. А сложив вместе, получите оригинальную и эффективную идею. А если еще научитесь превращать свои идеи в денежные знаки -- вы специалист, которому нет цены на рынке", -- уверен Сергей.

Владислав Гончаренко, независимый консультант по персональным финансам, достаточно часто использует в работе техники креативности. "В работе часто помогает такой инструмент, как образность. Например, я работаю с большим списком задач. Чтобы надолго задержать в памяти наиболее приоритетные из них, я дорисовываю рядом небольшой рисунок -- сжатый образ задачи. Также применяю технику "ментальной карты", которая позволяет освободить место на "диске" памяти для более важной и значимой информации. Ведь наш мозг очень засоряется ненужными, отягощающими данными, от которых избавиться порой очень сложно", -- рассказывает о полученных навыках Владислав. ("Ментальная карта" -- изображение проблемы в виде древовидной структуры: задача делится на ветви-подзадачи, те, в свою очередь, -- на еще более мелкие работы и так далее. -- Ред.)

Цена творчества

Если желание посетить тренинг креативности очень велико, придется раскошелиться. За двухдневный курс креативности в Киеве нужно будет выложить в среднем от $300 до $500 с человека. Некоторые программы разбиты на модули, каждый из которых длится по три дня. За один модуль "креативщики" просят от $250 до $1500. При этом число модулей может достигать пяти. Нестоличные креативные тренинги стоят чуток дешевле. В том же Днепропетровске или Харькове можно найти курсы за 250--1250 грн.

Штурм в мозгу

Метод "мозгового штурма" (мозговая атака, мозговой штурм, от англ. brainstorming) -- оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать наибольшее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Источник: wikipedia.org

-- Кем? -- спросил он.
-- Криэйтором.
-- Это творцом? -- переспросил Татарский. -- Если перевести?
Ханин мягко улыбнулся.
-- Творцы нам тут на х** не нужны, -- сказал он. -- Криэйтором, Вава, криэйтором.

Виктор Пелевин. Generation П.

Итого
Прежде чем отправиться на тренинг по развитию креативности, стоит выяснить, как именно преподаватель намерен развивать эту креативность в своих студентах. Иначе есть шанс потратить деньги впустую.
 

Где еще почитать

о тренингах по развитию креативности:

1. www.training.com.ua/actionclose/3/Kreativ_aikido_sekretnoe_oruzhie_biznesmena.html
2. www.training.com.ua/actionclose/3/Razvitie_navykov_Kreativnosti_DY.html
3. www.training.com.ua/actionclose/3/Razvitie_kreativnosti.html
4. www.jobmarket.com.ua/articles/show/Kreativnost_po_lekalam/?id=3393
5. www.reklamaster.com/creativ/publ_27_70.html