Пришло письмо с приглашением принять участие в корпоративной вечеринке? И в голове, видимо, уже появилась мысль "как бы туда не пойти"? Ведь там надо будет общаться с боссом, коллегами, которые порядком надоели, а также участвовать в конкурсах, петь песни и говорить тосты? Не стоит отказываться от этого "удовольствия" -- "Деньги" помогут подготовиться к торжеству.

Корпоративная работа

Не стоит думать, что корпоратив -- это веселая встреча коллег, где можно расслабиться и по-дружески поболтать с шефом, без проблем "выбив" себе продвижение по карьерной лестнице. На самом деле, корпоративная вечеринка -- это целая система тонкостей и правил, не зная которые, можно не только получить понижение по службе, но даже вылететь с работы. Самые печальные (или прощальные) варианты развития событий происходят как раз с теми "белыми воротничками", которые легкомысленно относятся к корпоративным гуляниям и не понимают, что это вовсе не обычное развлечение.

Тренер консалтинговой компании "Обрій" Вадим Насадюк говорит, что корпоратив в современном понимании -- это и элемент контроля, и способ тренировки, и время "человеческого равенства", и совместная радость, и территория эмоциональной свободы. "Существуют как гласные, так и негласные правила поведения на подобной вечеринке. Первые обусловлены зачастую корпоративной культурой и стилем правления в организации. Вторые -- это обузданные инстинкты человека, а уже потом, умение наслаждаться процессом", -- уверяет Вадим.

Хотя надо сказать, что трагических случаев -- когда после корпоративных вылазок работников увольняли -- не так уж много. Эксперты в области организации и проведения корпоративных вечеров утверждают, что такие мероприятия довольно редко заканчиваются для их участников плачевно. Директор агентства эффективных праздников "Барабан" Тимур Сыроватский припомнил лишь одну. Карьера молодой сотрудницы крупной компании оборвалась по причине простого незнания основных правил поведения на торжественном мероприятии. "Вечер организовывали для крупной корпорации. Так вот, одна новенькая сотрудница удивила всех присутствующих трижды: явившись на праздник в супермини-юбке, напилась до беспамятства, проявляла гиперактивность в конкурсах и в конце концов потеряла сознание…" -- рассказывает Тимур. От стыда девушка на следующий день написала заявление об уходе.

Руководитель аналитического департамента финансово-промышленного холдинга Марина Огородник считает, что в Украине еще не настало время проводить корпоративные мероприятия для сотрудников, поскольку подобные праздники нередко превращаются в обычные пьянки. "После таких торжеств коллегам сложно разделить дружеские и рабочие отношения. Подчиненный думает, если вчера мы с ним выпили вина за одним столом, то сегодня он не должен сдавать мне отчет. Приходится в лицо говорить, что не будет никаких поблажек, несмотря на то, что вчера мы вместе чудно выступали в конкурсах и пили на брудершафт. Можно обижаться или нет -- дело личное, но работа есть работа", -- объясняет Марина.

Этикетка корпоратива

Первое и самое важное правило любой корпоративной вечеринки -- ни в коем случае не игнорировать мероприятие. Ведь есть риск отколоться от коллектива или попасть в немилость к инициатору праздника, которым зачастую является высшее руководство. Тем более что некоторые боссы проводят празднества с единственной целью: получше узнать своих подчиненных. Тимур Сыроватский утверждает, что для проверки своих коллег на устойчивость, внимательность, умение употреблять алкоголь, вести беседу, топ-менеджеры используют самые разнообразные методы. "Некоторые крупные компании практикуют экстремальные корпоративы. Представьте: приходите на праздник, а там вдруг гаснет свет… При этом все происходящее в темноте записывают на скрытую камеру, и начальник точно знает, кто кинулся лазить по ящикам столов, а кто начал жадно поглощать еду. Или могут собрать коллектив, а на столы долгое время ничего не подавать. Такое испытание может выдержать не каждый сотрудник", -- делится опытом Тимур.

Бои без правил

Жестких норм и правил поведения на корпоративных праздниках нет. Положиться следует на самоконтроль и общие правила этикета. Вадим Насадюк считает, что вне зависимости от формата торжества следует придерживаться следующих правил:

• избегать разговоров с шефом о работе, хоть иногда очень хочется или больше не о чем поговорить;

• не забывать о чувстве собственного достоинства и о том же чувстве у других, а именно: избегать сплетен и разговоров о недостатках коллег;

• не забывать, что начальник все видит, а поэтому общение с коллегами противоположного пола не доводить до активного приставания;

• знакомиться с интересующим человеком (к примеру, с биг-боссом, которого ты ранее видел только на фотографии) в начале вечеринки, когда голова еще светла, а ноги устойчивы;

• не пить сверх меры и не набивать желудок всем, что видит "жадный" глаз.

Для большего понимания "Деньги" рассмотрели несколько вариантов корпоративных вечеринок и определили их основные форматы и тонкости.

Мероприятие а-ля фуршет

Фуршет удобен тем, что коллеги не привязаны к посадочным местам за столом и могут свободно общаться друг с другом, перемещаясь по залу. Огромный плюс -- поговорить можно со всеми! Этим шансом нужно воспользоваться: подойти к каждому (по крайней мере, очень постараться) и перекинуться парой фраз в стиле "прекрасная вечеринка, не правда ли?". Главное не переборщить с расспросами. "Не навязывайтесь старшим коллегам, пользуясь ситуацией, оставьте острые политические, религиозные и свои личные вопросы при себе. Если уж повезло поговорить с биг-боссом, не задерживайте его более чем на 5--7 минут", -- советует Вадим Насадюк.

Для вечеринки такого формата дамам подойдет шелковое или шерстяное платье (в зависимости от времени года), а также деловой костюм. Туфли -- классические, можно с украшениями.

Мужчинам проще -- деловой костюм, и наряд готов. Вариации на тему -- галстук сдержанных цветов можно заменить более ярким с крупными узорами. Неплохим дополнением к галстуку будет платок в нагрудном кармане пиджака.

Лонги и шоты

Если вечер проходит под знаком коктейля -- замечательно. Коктейльный стол отличается от фуршетного тем, что на нем нет ни тарелок, ни вилок, а есть только деревянные или пластмассовые палочки. Также коктейль подразумевает больше напитков и меньше закуски. Дамам для такой вечеринки подойдет как маленькое черное платье а-ля Chanel (не обязательно именно этот бренд), так и полудлинное (до середины икры) платье без открытой спины и глубокого декольте. Цвета -- от светлых до черного. К коктейльному платью полагается маленькая сумочка и закрытые туфли. Мужчинам рекомендуется костюм темно-синего цвета, возможно, в полоску, с ослепительно-белой сорочкой с двойными манжетами и запонками и галстуком в красных тонах. Туфли -- исключительно черные.

Надо сказать, что коктейль -- один из наиболее демократичных вариантов корпоративного отдыха. Именно на такой тусовке можно и нужно налаживать контакты с коллегами, заглаживать конфликты и вообще быть лапочкой. Главное правило -- не переборщить с выпивкой! А ведь соблазн велик.

Полный официоз

Прием-банкет -- самое непростое испытание. Корпоратив такого вида выдвигает самые строгие правила поведения. Здесь сотруднику компании не стоит забывать о том, что шеф все видит. Поведение работника за столом показывает, насколько тщательно он относится к деталям, насколько внимателен к партнерам и тому подобное. Здесь главное --сдержанность, чувство такта и правильные манеры. Например, придя в ресторан, не нужно спешить сесть за стол первым. Правильно подождать в фойе остальных сотрудников. За столом не следует тут же хвататься за вилку и немедля заказывать спиртные напитки -- это дурной тон.

Мужчинам, которые хотят показать себя истинными джентльменами, стоит ухаживать за дамой, сидящей справа, -- как того требует этикет. Еду также надо передавать вправо, против часовой стрелки. Согласно международному протоколу, тосты на приемах не произносят, однако в нашем царстве они приняты. Право первого слова -- за руководителем, поэтому не стоит перетягивать одеяло на себя. Выскочек руководство не жалует. А вот уместный тост, произнесенный в порядке "правильной" очереди, непременно оценит. "Если хочется показать себя в новом качестве -- подготовьтесь к этому заранее. Заблаговременно придумайте уместный тост, дабы не блистать красноречием во время "краснощечия", -- рекомендует г-н Насадюк. Скажем, выпить за свой отдел, который так здорово поработал в этом году и принес компании такую-то прибыль, очень правильно. При этом речь должна звучать максимально естественно -- как импровизация.

Во многих банкетных залах курить запрещено, соответственно, на столах нет пепельниц. Если же курить позволено, то стоит спросить позволения еще и у соседей по столу и курить только после десерта. При взаимном согласии всех сидящих за столом допустимо курить и перед едой.

Минута имидж бережет

Один из важных пунктов корпоративных вечеринок -- время начала и конца мероприятия. На фуршет, как на большинство приемов без рассадки за столом, не обязательно приходить к самому началу. Первые гости собираются в течение 15--30 минут. Хотя лучше не особо опаздывать -- непунктуальность вряд ли оценят как коллеги, так и начальство. Нормальным считается пребывание на вечеринке до полутора часов. А вот на торжественный банкет лучше прийти заблаговременно -- минут за 20 до начала. Именно это время в ожидания торжества можно провести, общаясь с руководством и сотрудниками. Начать беседу можно с вопроса "Бывали ли Вы в этом заведении ранее?", "Какая тут кухня?" и так далее.

Отъезд гостей с праздника происходит в следующем порядке: первым уезжает руководство, а за ним в порядке старшинства -- остальные сотрудники. "Главное, прощаться, уходя, а не "унося". Уходить с мероприятия нужно, оставляя о себе и унося с собою положительное ощущение и мысль о том, что праздник состоялся", -- резюмирует Вадим Насадюк.

Пойти красивым!

Стоимость туалетов для корпоративных вечеринок, $

Прокат (сутки)

Покупка

Женский наряд

Мужской наряд

Женский наряд

Мужской наряд

Платье

60--210

Фрак (костюм)

70--130

Платье

350--500

Фрак (костюм)

340--800

Туфли

30--100

Бабочка

20--30

Туфли

250--430

Бабочка

50--75

Сумочка

50--110

Рубашка

20

Сумочка

120--300

Рубашка

50--250

Перчатки

30--50

Туфли

70--110

Перчатки

100--230

Туфли

200--500

Незваные гости
В театре проходит корпоративная вечеринка. Не приглашены только трагик и комик. Сидят они в гримерке. Трагик (очень печально):
-- Не позвали... Не помнят...
А комик весело:
-- Не позвали! Помнят!!!

Итого:
Корпоративная вечеринка -- не повод для гуляний до упада. Это шанс наладить отношения с коллегами и руководством, а также возможность проявить свои таланты.

Где еще почитать
о том, как себя вести на корпоративной вечеринке:
www.liga.net/news/173186.html
www.finansmag.ru/46305
www.podrobnosti.ua/society
www.goroskop.ru/publish