Многоцелевой легкий истребитель поколения «4++»  JAS 39 Gripen E от компании Saab поставлен на вооружение военно-воздушных сил Швеции в октябре 2025 года. По словам президента Зеленского, первые Gripen E появятся в украинском небе уже в следующем году, а всего Швеция планирует передать Украине 100-150 бортов.  

Тактико-технические характеристики JAS 39 Gripen E

Новый Gripen E оснащен AESA-РЛС, улучшенной авионикой, мощным двигателем GE F414G, увеличенным запасом топлива и большей полезной нагрузкой по сравнению с предыдущими C/D-версиями.

Типичный JAS 39 Gripen E:

  • РЛС Raven ES-05 AESA с современной активной решеткой;
  • боевой радиус действия - 1200–1500 км;
  • максимальная скорость – 2 Маха (около 2200 км/ч), максимальная высота полета – 15, 24 км, максимальная дальность с внешними баками  - более 3000 км;
  • 9-10 внешних подвесок несут до 6 т внешней нагрузки, внутренний боекомплект отсутствует;
  • экипаж – 1 пилот.

Ракеты и боеприпасы, совместимые с JAS 39 Gripen E:

  • ракета MBDA Meteor (BVRAAM) - «gamechanger» для перехвата воздушных целей на больших дистанциях;
  • ракета IRIS-T для перехвата воздушных целей;
  • ракета AIM-120 AMRAAM для перехвата воздушных целей;
  • ракета AIM-9/Sidewinder для перехвата воздушных целей на близких дистанциях;
  • ракета TAURUS KEPD-350 для глубоких ударов по наземным целям;
  • ракета SPEAR для глубоких ударов по наземным целям;
  • точные управляемые бомбы (JDAM-класс) для ударов по наземным целям на линии фронат и прифронтовых территориях.

JAS 39 Gripen E эффективен:

  • против истребителей и штурмовиков, носителей бомб и ракет (Су-34, Су-35С) особенно при наличии ракет Meteor/AMRAAM;
  • против крылатых ракет и БПЛА;
  • для глубоких точечных ударов по военной инфраструктуре и ПВО в тылу противника при наличии ракет SPEAR или Taurus.

JAS 39 Gripen E малоэффективен:

  • для глубоких массированных ударов в условиях плотной ПВО без согласованной поддержки (EW, супрессии ПВО) и без SEAD/DEAD средств;
  • для работы против баллистических целей («Кинжалы», «Искандеры» и т.п.);
  • для ведение многочасовых воздушных боев из-за топливных ограничений.

Преимущества JAS 39 Gripen E в сравнении украинскими F-16 MLU:

  • имеет современную AESA и сильную архитектуру сенсорной интеграции (sensor fusion), сопоставимую с современными F-16 Block-70/MLU и современную интеграцию AEW/IRST и EW в одном пакете;
  • в отличии от F-16 интегрирован с европейскими ракетами Meteor, IRIS-T, Taurus, SPEAR;
  • Gripen дешевый в эксплуатации – показатели одни из самых низких для современных истребителей;
  • Gripen, в отличие от  F-16, может базироваться на коротких или повреждённых аэродромах (что очень важно для Украины).

Недостатки JAS 39 Gripen E в сравнении с украинскими F-16 MLU:

  • худшая тяга, у F-16 более мощный двигатель;
  • меньшая база запчастей и амуниции (временный недостаток);
  • меньшая совместимость с американскими боеприпасами;
  • F-16 можно быстрее ввести в эксплуатацию, так как налажена система обучения, техобслуживания и поставок из США.

В целом Gripen E –  более дешевая в эксплуатации, модульная европейская платформа с сильной сенсорной интеграцией, а F-16 MLU – более универсален в плане уже доступных американских вооружений и логистики НАТО. Это означает, что для Украины оптимально иметь и те, и другие истребители.

Сколько стоит JAS 39 Gripen E (включая ракеты и обучение летчика):

  • оценки стоимости борта Gripen E в в открытых источниках колеблются от $85 млн до $110–150 млн в зависимости от пакета (оружие, интеграция, логистика, ресурсные пакеты);
  • ряд публикаций и аналитиков при подсчете сделки для Украины называли диапазон $100–146 млн/шт в зависимости от комплектации, а общая сумма контракта может достигать от $15 до $22 млрд.

Сколько стоят ракеты для JAS 39 Gripen E:

  • Meteor (BVRAAM) – €2-3 млн за шт;
  • IRIS-T (авиационнвй вариант) – п  €0,4-1,0 млн за шт;
  • AIM-120 (AMRAAM) –$1-1.5 млн за шт;
  • Taurus – $2-4 млн и выше;

Все указанные цены на боеприпасы зависят от конфигурации и пакета поставки.

Сколько стоит подготовка пилота для JAS 39 Gripen E:

  • точных данных нет, так как оценки стоимости подготовки квалифицированного боевого пилота (полный цикл) широко варьируются. Так, Forbes (оценка для США) указывал порядка $5–11 млн на пилота в зависимости от типа (F-16 или F-35). Для европейских платформ цифры сопоставимы, но подготовка на Gripen может быть дешевле благодаря унифицированным тренажерам и логистике, не требующих переобучения.

JAS 39 Gripen E на вооружении Украины

Для оперативно-стратегического влияния (удары вглубь, подавление российской авиации, массовые перехваты воздушных целей) Украине нужны сотни самолетов, поэтому заявления о 100–150 Gripen в меморандуме между Швецией и Украиной укладываются в сценарий серьезного усиления Воздушных сил Украины.

Кроме того для реальной боеспособности нужно не только определенное количество самолетов, но и боекомплект ракет Meteor, IRIS-T, AMRAAM, SPEAR и Taurus. Важно отметить, что Gripen не имел опыта масштабных войн, его первое свое боевое крещение, по всей видимости, произойдет в российско-украинской войн. Эффективность шведского истребителя, как и других западных аналогов, зависит от степени подавления ПВО врага – для него также опасны российские ЗРК С-300/С-400/С-500.

В целом Gripen E – это современная, недорогая в эксплуатации европейская многоцелевая платформа с отличной сенсорной интеграцией и возможностью нести современные ракеты (Meteor, IRIS-T, Taurus/SPEAR). Для Украины он интересен как более дешёвая и гибкая альтернатива/дополнение к F-16, особенно в части их использования на коротких взлетных полосах или разрушенных аэродромах. Поставка до 150 Gripen E Украине – это масштабная и дорогая программа, выполнение которой будет зависеть от политических факторов, финансирования и скорости интеграции вооружений.  

Мы благодарны шведским партнерам за обещанные борта JAS 39 Gripen E, поскольку этот истребитель в будущем сможет не только уничтожать живую силу и технику врага, но и сохранять жизни украинцев в тылу и на фронте.