Среди основных событий этого раунда - закон о возмещении ущерба вкладчикам, пострадавшим от злоупотреблений в сфере банковских и финансовых услуг. Закон вызвал резонанс в обществе, но эксперты іМоРе негативно оценили его влияние на продвижение реформ.
Также принят ряд нормативных актов, которые позволяют государственным администрациям получать средства из местных бюджетов на оплату труда, уточняют порядок расчета и возврата в бюджет неиспользованных субсидий, определяют критерии риска деятельности с опасными отходами, отменяют пошлины на ввоз металлолома, уточняют основания для обязательного проведения лабораторных исследований пищевых продуктов, регулируют налогообложение благотворительной помощи, которую оказывают религиозные организации.
Важнейшие нововведения
Закон о возмещении ущерба вкладчикам, пострадавшим от злоупотреблений в сфере банковских и финансовых услуг, -1,8 баллов
Недавно посредством банка Михайловский было обмануто около 14 тыс. Человек на общую сумму 1,5 млрд грн. Банк в своих помещениях привлекал у людей средства для небанковского учреждения по повышенным процентным ставкам. Небанковское учреждение направляло эти средства на приобретение неликвидных активов и предоставления финансовой помощи. Ни банк, ни финансовая компания не вернули вкладчикам их средства, однако эти средства не распространяются гарантии возмещения Фондом гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ).
Фактически, банк вводил вкладчиков в заблуждение, злоупотребляя низким уровнем их правовой и финансовой культуры. Законом № 1736-VIII от 15.11.2016 введены нормы для защиты обманутых банком Михайловский вкладчиков и предотвращения таких схем в будущем. В частности, гарантии возмещения средств из ФГВФЛ распространени на этот случай и усилена ответственность небанковских финансовых учреждений. Кроме этого, установлена обязанность банка, привлекающего средства физических лиц в качестве представителя или посредника, знакомить вкладчиков в письменной форме под роспись,что на эти средства не распространяются нормы относительно гарантирования вкладов.
Комментарий реформатора: Екатерина Рожкова, Национальный банк Украины
НБУ поддерживает этот закон. Мы его расцениваем как документ, который позволит в будущем избежать злоупотреблений на финансовом рынке. Его стратегическая важность для рынка заключается в том, что он уничтожает почву для злоупотреблений с использованием теневых схем со средствами вкладчиков финучреждений в будущем. Благодаря закону украинские банки не смогут участвовать в P2P кредитовании. Это платформа, на которой прямо встречаются депозиты вкладчиков и потенциальных заемщиков при посредничестве банка.
Для вкладчика P2P кредитования означает, что все риски, связанные с таким кредитом, несет он сам, а не банк. Такой вид деятельности есть во всем мире и его осуществляют не банки, а отдельные платформы. Благодаря нормам этого закона НБУ сможет влиять на привлечение средств населения финансовыми компаниями через банки и не позволит строить в будущем финансовые пирамиды такого типа. Этот закон дает НБУ право запросить информацию у банков: где финкомпании обслуживаются, какие услуги посредников выполняет для них банк и надлежащим ли образом услуги выполняются. Уже полтора года в Верховной Раде лежит проект закона о «сплит», другими словами, раздел функций Нацкомфинуслуг между НКЦБФР и Нацбанком. Принятие этого закона позволило бы единому регулятору осуществлять комплексный надзор - как за банками, так и финансовыми компаниями. Однако, закон не принимается, и мы не имеем полной картины деятельности финансовых компаний.
Комментарий эксперта: Александр Жолудь, редколлегия VoxUkraine
Негативом является, что этот закон прописан под конкретный банк, который ликвидируется и его практики. Это дискреция, вместо создания равных правил игры для всех участников рынка. Финансовые компании в отличие от банков никогда не платили взносов в ФГВФЛ. Не было никакой дискуссии относительно того, является ли выплата 1,2 млрд грн 14 тысячам вкладчиков лучшим вариантом помощи определенной группе. Это создает опасность, что в будущем другие обманутые группы будут требовать компенсации от государства. Позитивом являются нормы, которые должны сделать невозможным подобные мошеннические действия в будущем.
Правительство предоставило возможность местным государственным администрациям получать средства из местных бюджетов на оплату труда, +2 балла
Постановлением № 787 от 9.11. 2016 в рамках бюджетного законодательства предоставлена возможность местным государственным администрациям получать средства из местных бюджетов на оплату труда работников для осуществления ими делегированных в соответствии с законом полномочий органов местного самоуправления. Документом предусмотрено, что местные госадминистрации могут получать дополнительные средства из местных бюджетов на оплату труда в объемах, которые составляют до 100% утвержденного в Государственном бюджете на 2016 год фонда оплаты труда. В 2017 и последующих годах из местных бюджетов можно будет дополнительно финансировать до 50% утвержденного в Государственном бюджете фонда оплаты труда местных государственных администраций.
Комментарий эксперта: Илона Сологуб, редколлегия VoxUkraine
Это решение укладывается в логику реформы децентрализации и предоставляет возможности местным администрациям привлекать к работе лучших специалистов, а также премировать работников за результативную работу. Надеемся, что местные органы власти воспользуются этими возможностями ответственно.